Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Николай Кавешников

К.полит.н., доцент, зав. каф. интеграционных процессов МГИМО МИД России, в.н.с. Института Европы РАН, эксперт РСМД

Все многообразие политических мнений о желаемом будущем ЕС можно объединить в 4 сценария: «больше Евросоюза», «меньше Евросоюза», «консолидация Евросоюза» и «гибкий Евросоюз». Эти процессы представляют существенную угрозу внутренней стабильности ЕС. Каждый из вариантов нацелен на достижение образа будущего, желательного для одних сил в Союзе и малоприемлемого для других. Объективная реальность системного кризиса подталкивает элиты стран ЕС к выбору finalité европейской интеграции, выбору, от которого им удавалось уклоняться многие десятилетия.

Европейский союз потрясла череда кризисов, которая дала повод некоторым экспертам в очередной раз заговорить о закате Европы. Кризис зоны евро вскрыл блок экономических проблем, требующих повышения глобальной конкурентоспособности экономики ЕС.

В последние годы резко увеличилось количество академических размышлений и политических мнений о желаемом будущем Евросоюза. Все их многообразие с некоторой долей условности можно объединить в четыре сценария: «больше Евросоюза», «меньше Евросоюза», «консолидация Евросоюза» и «гибкий Евросоюз». Эти процессы представляют существенную угрозу внутренней стабильности Евросоюза. Каждый из этих вариантов развития нацелен на достижение определенного образа будущего, желательного для одних политических сил в Союзе и малоприемлемого для других. Объективная реальность системного кризиса подталкивает элиты стран ЕС к выбору finalité европейской интеграции, выбору, от которого им удавалось уклоняться многие десятилетия.

4 сценария

1. Сценарий «меньше Евросоюза» предполагает не просто отказ от идеи «все более тесного союза».

2. Сценарий «больше Евросоюза» означает резкий скачок вперед к полноценной федерации, пусть даже будут говорить не о ней, а о «настоящем ЭВС», «налоговом союзе», «политическом союзе» и т.п.

3. Стратегия «консолидации Евросоюза» предполагает осмысление и тонкую настройку того, что уже сделано.

4. «Гибкий Евросоюз». «Гибкая интеграция».

Рекомендации

  • Текущий системный кризис в отношениях России и стран Запада затрудняет формулирование долгосрочных приоритетов на европейском направлении. События последних месяцев позволяют предположить, что Москва готова вести субстантивную работу по нормализации отношений со странами Европы.
  • Продолжение политики «поворота на Восток» и создание самостоятельного полюса роста в Евразии посредством развития Евразийского экономического союза потребуют от России серьезных политических и экономических ресурсов. В этом контексте для Москвы важна предсказуемость отношений с Европейским союзом как одним из основных торгово-экономических партнеров и важным внешнеполитическим актором.
  • Избирательное сотрудничество при условии взаимного уважения суверенитета и безусловного равенства сторон – наилучший из возможных вариантов развития отношений Россия – ЕС в среднесрочной перспективе. В случае прогресса на восточном и евразийском направлениях реальной может стать долгосрочная перспектива построения общего экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана, которое объединит рынки Евразии, АТР и Европы за счет гармонизации интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе, «Экономическом поясе Шелкового пути» и Европейском союзе.
  • При таком варианте развития событий Россия будет заинтересована в сохранении стабильности и эффективности функционирования Евросоюза, а также в умеренно позитивном экономическом развитии его государств-членов. Любая дестабилизация ЕС будет означать рост рисков экономического, политического и даже военно-политического характера прежде всего в регионе Центральной Европы. Не исключено и усиление влияния в Европе Соединенных Штатов.
  • Оптимальной для России можно считать ситуацию, при которой возрастут влияние и способность крупных стран Евросоюза вносить вклад в обеспечение стабильности и управляемости на его внутренней периферии. Трансформация ЕС в систему «ядра и периферии» в наибольшей степени соответствует этим параметрам. Благоприятное развитие событий даст возможность выстраивания прагматических отношений с ядром ЕС при сохранении тактической свободы маневра на уровне двусторонних отношений.

Четыре сценария европейской интеграции, 1,1 Мб

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Каким образом заявления В.В. Путина в послании Федеральному Собранию и показ новых стратегических вооружений скажется на международной безопасности в ближайшие годы?

    Следует ожидать гонки вооружений ведущих государств мира, что приведет к неконтролируемой эскалации военно-политической напряженности во всем мире  
     155 (43%)
    Сделанные заявления и показ супероружия скорее завершают начатый ранее процесс обновления Вооруженных Сил России в ответ на вызовы современности, к этому на Западе давно были готовы — существенных изменений в глобальном балансе сил не произойдет  
     142 (40%)
    На наших глазах возвращается Ялтинско-Потсдамский мировой порядок, в которой Россия определенно играет роль одного из полюсов, что позволит иметь более стабильную архитектуру международной безопасности  
     53 (15%)
    Ваш вариант ответа. В комментариях  
     8 (2%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся