Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

16 ноября 2021 г. состоялся второй семинар совместной серии Российского совета по международным делам (РСМД), Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН) и журнала «Мировая экономика и международные отношения» (МЭиМО), нацеленной на обсуждение актуальных тем мировой политической повестки. В перспективе не исключается подготовка совместных и индивидуальных академических публикаций по рассмотренным темам.

В ходе второго семинара эксперты сосредоточились на актуальных вопросах в области нераспространения и контроля над вооружениями. С приветственным словом к участникам мероприятия обратились генеральный директор РСМД Андрей Кортунов и директор ИМЭМО РАН Федор Войтоловский.

16 ноября 2021 г. состоялся второй семинар совместной серии Российского совета по международным делам (РСМД), Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН) и журнала «Мировая экономика и международные отношения» (МЭиМО), нацеленной на обсуждение актуальных тем мировой политической повестки. В перспективе не исключается подготовка совместных и индивидуальных академических публикаций по рассмотренным темам.

В ходе второго семинара эксперты сосредоточились на актуальных вопросах в области нераспространения и контроля над вооружениями. С приветственным словом к участникам мероприятия обратились генеральный директор РСМД Андрей Кортунов и директор ИМЭМО РАН Федор Войтоловский.

В обсуждении приняли участие ведущие эксперты в заявленной сфере. Среди них председатель Совета ПИР-Центра, вице-президент РСМД Евгений Бужинский, научный руководитель Института США и Канады РАН, член РСМД Сергей Рогов, заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы РАН, профессор кафедры интеграционных процессов МГИМО МИД России Дмитрий Данилов и заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИДВ РАН, член РСМД Василий Кашин.

В том числе специалисты затронули:

  • Актуальное состояние глобального режима нераспространения и контроля над вооружениями и перспективы разработки особых режимов для новых типов вооружений

  • Российско-американское взаимодействие в области контроля над вооружениями в Европе и в глобальном масштабе

  • Усиление военного потенциала КНР и перспективы вовлечения Китая в переговоры по стратегическим вооружениям

  • Модераторами семинара выступили программный директор РСМД Иван Тимофеев и главный редактор МЭиМО Андрей Рябов.

Тезисы

Андрей Кортунов

  • В текущих условиях выделить общие алгоритмы, вызовы и характеристики режима контроля над вооружениями становится все сложнее. Ретроспективно можно говорить о многостороннем и двустороннем периодах контроля над вооружениями (КНВ). Первый был заложен на Вашингтонской конференции 100 лет назад. Второй появился в 1970-е гг., когда была заложена существующая до сих пор стратегическая культура нераспространения.

  • Сегодня в области КНВ необходимо решить три задачи. Во-первых, определить объект системы, который становится все более размытым в условиях появления новых типов вооружений, цифровизации и повышения проницаемости границ. Во-вторых, определить субъект нового режима. Это касается не только перспектив возвращения к многосторонней системе, но и государственно-частного партнерства в оборонном секторе, поскольку интересы оборонных компаний все чаще становятся самостоятельным фактором его развития. Третья задача — определение непосредственных механизмов контроля над вооружениями. Наиболее остро она встает перед Россией, всегда занимавшей легалистскую позицию и выступавшей за подписание официальных договоров. Пример ДРСМД показывает, что из договоров можно легитимно выйти, поэтому их эффективность не столь высока.

Федор Войтоловский

  • Сегодня доминирование США в сфере контроля над вооружениями последних 20 лет сменяется формированием треугольника США, России и Китая. Вторая тенденция сферы — новый виток технологического развития ВПК. Такие типы вооружений, как гиперзвуковые и самонаводящиеся системы, искусственный интеллект, меняют и национальные стратегические расчёты, и общий баланс сил.

  • Достичь многостороннего подхода к КНВ едва ли возможно, поскольку система по своей природе требует договоренностей двух игроков (ядерное сдерживание является взаимным) и таких механизмов верификации, которые сложно реализовать на многостороннем уровне. В области стратегических вооружений еще 4 года будет сохраняться такая российско-американская система в формате СНВ-3, но в дальнейшем можно ожидать появления аналогичной системы между США и КНР.

  • На состояние системы КНВ в будущем окажут влияние гиперзвуковые системы, системы радиоэлектронной борьбы. Отдельную угрозу представляют собой возрождающиеся нестратегические ракетные системы средней дальности наземного базирования. Действуя в логике двойного сдерживания, США однозначно планируют их размещение в АТР и — с высокой долей вероятности — в Европе.

  • Россия с 2019 г. предлагает односторонний мораторий с верификацией на размещение ракет средней дальности. Однако эти действия пока не вызвали ответной реакции США и НАТО. Более того, военная активность альянса растет. И Вполне вероятно, что при следующей администрации США ракеты появятся в Европе.

Евгений Бужинский

  • В области стратегических ядерных вооружений (СЯС) оптимальным вариантом поддержания стратегической стабильности было бы сделать договор СНВ-3 бессрочным. Поскольку текст документа не предполагает очередного продления, необходимо составление нового. Администрация Д. Трампа выдвигала участие Китая в переговорах и включение нестратегических и новых типов вооружений в текст такого соглашения в качестве предварительных условий. По некоторым данным, администрация Дж. Байдена таких условий не выдвигает, но гарантий, что этого не сделает и следующая, нет.

  • Тем временем привлечь Китай к переговорам об ограничении вооружений пока не представляется возможным. Хотя его военная деятельность не транспарентна, отсутствие заинтересованности в них не вызывает сомнений. К тому же, учреждение многостороннего формата контроля СЯС затруднительно и с точки зрения верификации принятых сторонами обязательств.

  • В области нестратегических ядерных вооружений проблемы верификации и мер доверия также актуальны. Из 500 задекларированных боезарядов США 150 находятся в Европе. Они расположены непосредственно в ангарах с самолетами, и привести их в боевую готовность нетрудно. Тем не менее доподлинно установить это может только инспекция на местах, договориться о которой не удается. Запрос инспекции американских вооружений в Европе может повлечь за собой ответный запрос уже со стороны других стран — членов НАТО, на территории которых хранятся эти вооружения. Россия не может допустить европейских инспекторов на свою территорию.

  • В области обычных вооружений в Европе можно говорить об окончательной деградации режима ДОВСЕ. С 2007 г. Россия приостановила свое участие в нем, в первое время сохранив присутствие в совместной консультативной группе. Однако после выхода Москвы и из нее, содержание Договора потеряло смысл. В кризисе находится и Конвенция о запрещении химического оружия. В то время как Россия уже уничтожила запасы, США постоянно переносят сроки реализации своих обязательств.

  • Заключение дополнительных соглашений по ограничению новых типов вооружений чревато уничтожением или сокращением тех систем, которые есть у России, но которых нет у США. Это ракетные комплексы «Сармат», гиперзвуковые авиационно-ракетные комплексы «Кинжал», крылатые ракеты «Буревестник», подводные комплексы «Посейдон», от которых Россия не может отказаться в одностороннем порядке.

Сергей Рогов

  • Новые принципы контроля над вооружениями должны отвечать новым геополитическим реалиям — многополярности и появлению инновационных типов вооружений.

  • Внутриполитическая ситуация в США, к сожалению, весьма неблагоприятна для диалога, потому что республиканцы негативно настроены по отношению к КНВ в целом, а демократы — к переговорам с Россией. В случае вероятной победы республиканцев на промежуточных выборах в Конгресс в 2022 г. и на выборах президента в 2024 г. СНВ-3 может быть разорван. Также продолжается дискуссия о необходимости изменения ядерной доктрины США в пользу более ограниченной. Это в свою очередь ставит вопрос перед Европой и Японией о ядерных гарантиях союзников. Тем не менее скорее всего эти изменения не будут реализованы, поскольку китайский фактор занимает все более прочное место в американских стратегических расчетах.

  • Россия экономически отстает от США и КНР, сохраняя сверхдержавный статус только в ядерной сфере. Его потеря чревата крайне серьезными последствиями для национальной безопасности, авторитета и престижа страны. Для его сохранения нужны определенные инициативы. В первую очередь необходимо приложить усилия к сохранению режима СНВ-3. Для этого могут понадобиться уступки со стороны Москвы: мы могли бы согласиться на сохранение американских нестратегических вооружений в Европе при условии их попадания в категорию оперативно развёрнутых средств США. Во-вторых, можно выдвинуть инициативу по обсуждениям ядерного баланса России и НАТО с привлечением Франции и Великобритании.

  • Добиваться юридически обязательного соглашения по неядерным вооружениям бессмысленно ввиду множественных расхождений позиций, потенциалов и интересов игроков. Задачей для России должно стать предотвращение развертывания американского оружия наземного базирования в Европе.

  • В области кибербезопасности серьезным позитивным шагом является выдвижение совместного российско-американского проекта резолюции в ООН. Тем не менее у сторон есть разрыв в позиции, который будет непросто преодолеть. Ограничения кибервооружений не могут быть эффективными как таковые, поэтому необходимо искать новые принципы для этой сферы.

  • В области космических вооружений остается возможность согласования политической договоренности о предотвращении развертывания в космосе ударных систем. При этом важно учитывать, что все более очевидным антагонистом для США в космосе становится Китай, а не Россия, и Вашингтон вполне может настаивать на его привлечении к этому процессу.

Дмитрий Данилов

  • В современных условиях ответить на вопрос, кто может контролировать КНВ, непросто не только потому, что в различных сферах действуют разные акторы, но и потому, что они существуют в иной политико-правовой среде, чем Россия.

  • Рассуждая о перспективах многостороннего урегулирования, на фоне очевидной неготовности Китая вступать в переговоры по разоружению, необходимо определить мотивацию других сторон — США и Европы. В условиях, когда военная интеграция России и Белоруссии классифицируется как угроза для НАТО, двусторонние обязательства могут связать руки Москве.

  • Возможности европейских стран в области контроля над вооружениями минимальны. НАТО остается инструментом глобальной политики США, и страны ЕС полностью поддержат его в случае необходимости, как это произошло в случае с ДРСМД, и — еще более показательно — с Договором по открытому небу. Хотя Германия активно выступала за его сохранение, это не привело к положительному результату. То же самое касается Совместного всеобъемлющего плана действий по Ирану. При том, что у европейцев есть интерес к сохранению сделки, соответствующих ресурсов влияния у них нет.

  • Однако при том, что Россия не может полагаться на европейский ресурс, нужно продолжать попытки его использовать. Представляется небесполезным пересмотреть позицию по Венскому документу с учетом европейских идей. Россия отказывается пересматривать документ, пока не будут выполнены условия оригинального текста, но ожидать их выполнения сегодня нереалистично.

  • НАТО активно занимается разработкой юридического сопровождения своих инициатив. В том числе прорабатывается документальное оформление политики в космосе и киберпространстве. По космосу уже можно наблюдать серьезный шаг вперед — договоренности об агрегированном ответе на военные угрозы, включая гибридные.

Василий Кашин

  • Китай встал на путь превращения в великую ядерную державу. Хотя у международной общественности нет доступа к актуальным данным, и остается полагаться на данные США и SIPRI, наращивание арсенала — неоспоримый факт.

  • Внимание специалистов привлекает информация о массовом строительстве шахтно-пусковых установок в КНР. На текущий момент нет оснований полагать, что даже половина из них может быть заполнена, однако в новом десятилетии - вполне. Только накопив потенциал, Пекин может вступить в стратегические переговоры.

  • Стратегическая неопределенность в российско-китайских отношениях тщательно поддерживается обеими сторонами. Москва и Пекин не имеют формальных союзнических обязательств, однако характер их отношений может привести к тому, что США в случае нарастания напряженности будут учитывать российский и китайский потенциал суммарно. В этих условиях заключить новые договоренности по ограничению вооружений не представляется возможным.

  • При том что количественные ограничения на вооружения сегодня нереализуемы, в области предупреждения появления различных новых типов остается большой простор для творчества. До разрядки в советско-китайских отношениях Пекин практически произвел нейтронную бомбу, а впоследствии скопировал советские противолодочные ракеты «Шквал». Важно не допустить появления новых типов вооружений, в том числе, на их основе.

  • Второе направление диалога с Китаем — космическая безопасность, в которой он становится главным противником США. Именно фактор Китая побудил США создать Силы стратегической поддержки, которые включают в себя космические войска. Представляется, что уже сегодня китайские возможности в космосе превосходят российские.

  • В киберпространстве Китай также может представлять для США более серьезного соперника, чем Россия, поскольку его национальные структуры киберразведки и проведения киберопераций очень сильны. Хотя эта сфера развита в России лучше, чем космическая, и здесь мы также рискуем постепенно потерять позиции.

Видео


(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju