Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

7 сентября 2015 г. в Российском совете по международным делам (РСМД) состоялась презентация совместной российско-южнокорейской рабочей тетради «Безопасность и сотрудничество в Северо-Восточной Азии». Авторами выступили Чрезвычайный и Полномочный Посол России Глеб Ивашенцов и директор Института российских, восточноевропейских и евразийских исследований Сеульского национального университета Беом Шик Шин.

7 сентября 2015 г. в Российском совете по международным делам (РСМД) состоялась презентация совместной российско-южнокорейской рабочей тетради «Безопасность и сотрудничество в Северо-Восточной Азии». Авторами выступили Чрезвычайный и Полномочный Посол России Глеб Ивашенцов и директор Института российских, восточноевропейских и евразийских исследований Сеульского национального университета Беом Шик Шин.

В мероприятии приняли участие дипломаты, представители министерств и ведомств, экспертного сообщества и академических кругов, журналисты.

Встречу открыли генеральный директор РСМД Андрей Кортунов и Посол по особым поручениям МИД России Григорий Логвинов.

Член РСМД, Посол Глеб Ивашенцов и профессор Беом Шик Шин представили итоги совместной работы. Основное внимание в публикации авторы сосредоточили на вызовах и угрозах безопасности в регионе, ядерной проблеме Корейского полуострова, необходимости формирования взаимного доверия между государствами и перспективах развития диалога стран Северо-Восточной Азии по вопросам энергетики, мирного использования атомной энергии, транспорта, продовольствия и международной информационной безопасности.

В продолжение презентации рабочей тетради авторы и эксперты приняли участие в дискуссии. Модератором выступил заместитель программного директора РСМД Тимур Махмутов. В качестве ключевых вопросов для обсуждения были обозначены такие, как территориальные споры в Северо-Восточной Азии и их роль в отношениях России и Республики Корея, необходимость формирования в регионе сети многосторонних партнерств для развития диалога государств, цели и задачи формирования архитектуры региональной безопасности.

Подводя итоги встречи, Глеб Ивашенцов отметил: «Россия смотрит на Республику Корея как на партнёра. Наше стратегическое сотрудничество – это не только двусторонние вопросы. Москва и Сеул должны работать совместно в решении региональных и глобальных вопросов безопасности, потому что страны мира сегодня взаимосвязаны более, чем когда-либо. Решение серьезных задач необходимо начинать с малого». Он также предложил рассматривать совместный доклад как первый этап в сотрудничестве экспертов из России и Республики Корея.

Профессор Беом Шик Шин в своем завершающем выступлении подчеркнул высокий интерес к обстановке в Северо-Восточной Азии со стороны российского экспертного сообщества: «Сегодня уровень интереса к происходящему в регионе заметно вырос по сравнению с 1990-ми гг. Я вижу энтузиазм исследователей и заинтересованность в происходящем. Нам следует продолжить обсуждение перспектив развития Северо-Восточной Азии и дальше укреплять наше стратегическое взаимодействие. Совместный документ экспертов Республики Корея и России – первый шаг на этом пути».

Презентация совместной российско-южнокорейской рабочей тетради «Безопасность и сотрудничество в Северо-Восточной Азии»

Выступление Посла по особым поручениям МИД России Григория Логвинова

Прежде всего, хочу отметить, что предлагаемый нашему вниманию доклад «Безопасность и сотрудничество в Северо-Восточной Азии» выходит в свет очень своевременно. Острые кризисные «всплески» на Корейском полуострове, имевшие место в начале-середине августа, внятно напомнили нам, сколь актуальной является задача укрепления мира и безопасности в субрегионе.

Российская Федерация проводит многоуровневую и многовекторную внешнюю политику, в рамках которой Северо-Восточной Азии отводится важное и всевозрастающее значение. В субрегионе теснейшим образом взаимосвязаны внешние и внутренние интересы России. Буквально на днях, выступая на Восточном экономическом форуме, Президент России В.В. Путин четко обозначил приоритет экономического подъема районов Сибири и Дальнего Востока, императивным условием чего является отсутствие внешних угроз. Путь к этому – развитие тесного политического и экономического взаимодействия с нашими соседями.

Северо-Восточная Азия представляет собой весьма специфический, в чем-то даже уникальный район мира. Фактически, на сегодня он остается своего рода заповедником, реликтом конфронтационного мироустройства времен «холодной войны».

Нельзя не видеть, что основное дестабилизирующие импульсы в регионе генерируется преимущественно на политико-идеологическом «водоразделе», какими бы словами этот факт не маскировался. Называя вещи своими именами, сложившийся в одной из стран субрегиона общественно-политический уклад не «вписывается» в современное мироустройство практически ни по одному измерению – ни политическому, ни военному, ни финансово-экономическому.

В СВА набирают силу сложные тенденции. Их можно условно разделить на две группы.

Первая – процессы, развивающиеся в регионе под маркой «ответа на северокорейскую угрозу»:

— наращивание ракетного потенциала РК, которая получила право на ракетные системы, «покрывающие» не только всю территорию КНДР, но и «достающие» территорию России и Китая.

— перспектива размещения в РК американских комплексов ПРО THAAD. Как известно, используемые этими системами X-band радары позволяют отслеживать цели на дистанции порядка 2 тыс. км, поэтому они способны «захватывать» как значительную часть как российской, так и китайской территории. Кроме того, высота, на которой осуществляется перехват с помощью данных комплексов (40-150 км), существенно превышает «пологую» траекторию, по которой запускаются северокорейские ракеты, способные поразить цели на территории РК.

То, что мы слышим со стороны Вашингтона и Сеула, сводится к «успокоительным» заверениям того плана, что «на данный момент» решение не принято и переговоры не ведутся. Иными словами, сегодня, мол, не беспокойтесь, а о дне завтрашнем не думайте. Логика, мягко говоря, странная. Естественно, мы ее не приемлем. Встает вопрос, кто является реальной «мишенью» установок THAAD? 

—  обозначилось движение в сторону создания интегрированной системы ПРО РК, США и Японии. По имеющимся экспертным оценкам, по своим техническим параметрам и географической зоне охвата данная система ПРО будет заметно превосходить уровень, необходимый для «сдерживания КНДР».

Как видится, все это – «звенья одной цепи», суть которой заключается в том, что под видом обеспечения своей безопасности и безопасности союзников – РК и Японии – перед лицом «угрозы» со стороны ракетно-ядерных программ КНДР США форсированными темпами формируют в СВА мощный ударный кулак, который по своим боевым возможностям далеко выходит за уровень, необходимый для нейтрализации реального, а не выдуманного военного потенциала КНДР, и чьей подлинной целью являются Россия и Китай.

Очевидно, что мы не можем «смотреть сквозь пальцы» на подобные действия. В то же время, у нас есть общее понимание недопустимости скатывания в военно-политическую конфронтацию с США и их союзниками, втягивания России и Китая в гонку вооружений в СВА.

Вторая группа негативных факторов связана с ракетно-ядерными программами КНДР.

На сегодня становится все более очевидным тот печальный факт, что перевести в практическую плоскость урегулирование ЯПКП едва ли удастся в обозримом будущем. Соответственно, КНДР на неопределенную перспективу будет оставаться генератором напряженности на Корейском полуострове и вокруг него.

Отмечу, что мы не рассматриваем ракетные и ядерные программы КНДР как прямую военную угрозу России. Российские озабоченности в этом контексте можно условно сгруппировать в три следующих «среза»:

— глобальный, связанный с обеспечением стабильности режима ядерного нераспространения, учитывая, что Россия – один из архитекторов этого режима и одно из государств-депозитариев ДНЯО. Особо хотелось бы подчеркнуть, что провал в урегулировании ЯПКП практически неизбежно породит «цепную реакцию» нуклеаризации в СВА. Этот процесс вполне может приобрести неуправляемый характер и выйти на реально глобальный уровень;

—  региональный, имея в виду, что действия КНДР на ракетно-ядерном треке негативно сказываются на военно-политической обстановке в СВА, прежде всего, активно используются известными государствами с целью слома в свою пользу военного баланса в регионе, то есть то, что отмечалось выше.

— «двусторонний», связанный с тем, что ракетно-ядерные планы КНДР неизбежно накладывают жесткие ограничения на развитие российско-северокорейских отношений. Отнесу сюда и экологический аспект, учитывая, что северокорейский ядерный полигон Пхунгери находится приблизительно всего в 150 км от российской границы.

Нельзя не видеть, что за прошедшие годы ситуация в сфере ЯПКП претерпела принципиальные изменения.

Первое. Из государства, грозившего начать производство ядерного оружия, КНДР превратилась в государство, пусть и не признанное де-юре, но, тем не менее, де-факто располагающее каким-то количеством ядерных взрывных устройств. Ее самопровозглашенный ядерный статус закреплен в Конституции, а создание собственного ядерного потенциала сдерживания официально оформлено в качестве государственной политики.

Предвосхищая возможные замечания, подчеркну, что такая постановка вопроса ни в коем случае не означает признания де-факто ядерного статуса КНДР. Это – точный слепок денуклеаризации ЮАР: когда Претория созналась в наличии у нее ядерного оружия, никто же не объявил о признании ее ядерного статуса. Они сами ликвидировали весь свой ядерный потенциал, а международная верификация это подтвердила.

Второе. В основе «ядерного выбора» КНДР лежат реальные опасения за выживание страны. Не устранив эти опасения, мы не сдвинем с «мертвой точки» процесс денуклеаризации Корейского полуострова.

Подчеркну: сказанное ни в коем случае нельзя интерпретировать как нашу готовность оправдать ядерные амбиции Пхеньяна - мы хотим поставить максимально адекватный диагноз, без чего невозможно назначить и провести правильное лечение, которое устранит само заболевание, на не просто приглушит на время его симптомы.

Третье. Пхеньян никогда не потерпит никакого ущемления его суверенных прав на мирный атом и мирный космос, и уже тем более, если такими правами вовсю пользуется РК.

Кто в здравом уме поверит, что северяне согласятся отказаться от строительства атомных электростанций, тогда как на Юге их более 20?

Четвертое. События последних нескольких лет в мире окончательно подорвали и без того микроскопическое доверие Пхеньяна к возможности адекватно обеспечить безопасность страны в рамках международно-правовых механизмов, укрепили его уверенность в том, что только ядерное оружие дает ему возможность спокойно смотреть в будущее. Это служит дополнительным подтверждением того, что никакими посулами, не подкрепленными практическими действиями, северян «не сдвинуть».

Убеждены, что урегулирование ядерной проблемы Корейского полуострова неотделимо от оздоровления обстановки в СВА в целом, последовательного демонтажа сохраняющихся в регионе конфронтационных разделительных линий. Необходимо постепенно конструировать систему региональных связей, строящихся на уважении и учете законных интересов и озабоченностей в сфере безопасности каждого государства и на этой основе формировать общий знаменатель для выстраивания архитектуры мира и сотрудничества в СВА. Данный процесс должен быть многосторонним и взаимным, ориентирован на долгую стратегическую перспективу.

С учетом вышесказанного полагаем, что в подходе к решению проблем СВА полезно использовать опыт разрядки международной напряженности конца 70-х гг. прошлого века, того, что вошло в историю под названием «хельсинкского процесса». Если взглянуть на содержание ключевых документов того времени – Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Манильскую Декларацию о мирном разрешении международных споров 1982 г. и др., то нетрудно заметить, что многие их положения в полном объеме сохраняют свою актуальность в контексте нынешней обстановки вокруг Корейского полуострова.

Особо хочу отметить, что договоренность укреплять взаимодействие в сфере региональной безопасности в СВА зафиксирована в Совместном заявлении, принятом по итогам визита Президента России В.В.Путина в РК в ноябре 2013 г. Подходы наших стран в этой области носят взаимодополняющий характер, что создает прочный общий знаменатель для сотрудничества в делах региона. Имею в виду «Инициативу мира и сотрудничества для СВА» Президента Пак Кын Хе и российские наработки по многосторонним механизмам мира в рамках шестисторонних переговоров.

Уверен, что подготовленный российскими и южнокорейскими экспертами доклад «Безопасность и сотрудничество в Северо-Восточной Азии», для презентации которого мы сегодня здесь собрались, явится важным шагом в этом направлении.

Спасибо за внимание.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся