26 июня 2025 г. в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол РСМД «Итоги саммита НАТО: усиление напряжённости в регионе Балтийского моря?».
Эксперты обсудили итоги саммита НАТО в Гааге, его значение для наращивания военного потенциала Североатлантического альянса, проблему раскола в организации, возможные ответные шаги России на агрессивные действия коллективного Запада, а также риски эскалации напряжённости в Балтийском регионе.
Участники:
-
Андрей Кортунов, эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай», член РСМД;
-
Дмитрий Данилов, заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН, вице-президент Ассоциации европейских исследований;
-
Владимир Оленченко, старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН;
-
Тигран Мелоян, аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ;
-
Игорь Жуковский, старший научный сотрудник Группы комплексных исследований Балтийского региона ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН;
-
Юрий Зверев, директор Центра зарубежного регионоведения и страноведения БФУ им. Иммануила Канта.
26 июня 2025 г. в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол РСМД «Итоги саммита НАТО: усиление напряжённости в регионе Балтийского моря?».
Эксперты обсудили итоги саммита НАТО в Гааге, его значение для наращивания военного потенциала Североатлантического альянса, проблему раскола в организации, возможные ответные шаги России на агрессивные действия коллективного Запада, а также риски эскалации напряжённости в Балтийском регионе.
Участники:
-
Андрей Кортунов, эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай», член РСМД;
-
Дмитрий Данилов, заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН, вице-президент Ассоциации европейских исследований;
-
Владимир Оленченко, старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН;
-
Тигран Мелоян, аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ;
-
Игорь Жуковский, старший научный сотрудник Группы комплексных исследований Балтийского региона ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН;
-
Юрий Зверев, директор Центра зарубежного регионоведения и страноведения БФУ им. Иммануила Канта.
Тезисы
Андрей Кортунов:
-
В позиции НАТО по вопросу интеграции Украины в Североатлантический альянс явно прослеживается диссонанс между риторикой и положениями документов.
-
На саммите в Гааге представители НАТО, с одной стороны, демонстрировали заинтересованность в интеграции Украины, с другой стороны, стремились избежать скандала с Дональдом Трампом.
-
Саммит НАТО в Гааге отличается краткосрочностью. Встреча длилась менее 3 часов.
-
Саммит в Гааге стал первым саммитом после начала СВО, который не посетили партнеры НАТО: Япония, Южная Корея, Австралия.
-
Весь процесс увеличения расходов на оборону растянут, а долгосрочное планирование снимает вопрос об ответственности.
-
Решение о повышении военных расходов до 3,5 % мотивировано лишь политической конъюнктурой. На практике такие страны — члены НАТО, например, как Испания, не выполнили свои обещания о повышении военных расходов даже на 2 %.
-
Проблемы бюджета НАТО останутся острыми. Движение к 3,5 % будет более медленным, чем хотел бы Марк Рютте.
-
Балтийский регион уникален по сети взаимодействий. Прибалтика сейчас — это как Балканы 20–30 лет назад в том плане, что любая искра может спровоцировать пожар.
-
Большинство опрошенных в странах Прибалтики выступают за ограниченное сотрудничество с Россией. Мы должны на это ориентироваться и продолжать работу.
Дмитрий Данилов:
-
Результаты саммита НАТО минимальны, хотя и преподносятся как исторические. По проблеме военных расходов остается много вопросов.
-
На саммите НАТО в Гааге обсуждались 3 основные задачи: Украина, повышение военных расходов, укрепление потенциала и обеспечение готовности к потенциальной агрессии.
-
Североатлантический альянс далек от стратегического видения.
-
С точки зрения М. Рютте, Россия представляет угрозу безопасности государств — членов НАТО, а Китай рассматривается как вызов. Российская угроза будет рассматриваться в контексте сотрудничества России и Китая.
-
НАТО является незаменимым инструментом США. США не намерены отказываться от использования организации для оказания давления на европейские страны.
-
Снижение жесткости подсчета расходов приводит к тому, что каждая из стран — участниц НАТО будет рассматривать вопросы увеличения военных расходов в связи со своими национальными интересами. Это является одной из предпосылок раскола в Североатлантическом альянсе.
-
Лидеры азиатских стран не присутствовали на саммите НАТО. Это свидетельствует о том, что они не готовы интегрироваться в деятельность Североатлантического альянса. В свою очередь, США намерены использовать более гибкие механизмы во взаимоотношениях с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, например, AUKUS, Quad, трехсторонний альянс США — Южная Корея –– Япония.
Тигран Мелоян:
-
Саммит в Гааге не столько про демонстрацию единства, сколько про попытку восстановить евроатлантическое единство.
-
США подталкивают Европу встать на путь милитаризации. При этом Трампу важно, чтобы европейские страны направляли значительную часть своих будущих военных расходов в американский ВПК.
-
По вопросу затрат на вооружение европейским государствам и США удалось договориться. Европа согласилась с формулой 3,5 % на военные расходы и 1,5 % на инфраструктуру. Однако Испания, Словения, Бельгия и Люксембург не достигли планки даже в 2 %. Нет уверенности в том, что они смогут ее достигнуть к концу 2025 г, хотя должны были выполнить целевой показатель еще в 2024.
-
Позиция США при Трампе такова, что, если европейские страны будут вкладываться в оборону, то США будут гарантировать им свою приверженность 5-й статье Вашингтонского договора, а если нет, то Соединённые Штаты могут перейти к оказанию давления. Такое давление может выражаться в виде угроз о сокращении американского контингента в Европе и введения торговых пошлин.
-
Эксперты рассматривают Балтийский регион в качестве второй горячей точки после Черноморского региона.
-
НАТО может продолжить действия по блокированию российских кораблей в проливах, что будет существенно бить по логистическим цепочкам и вынуждать Россию выделять дополнительные военные ресурсы на сопровождение коммерческих судов.
-
Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, Польша объявили о выходе из Оттавской конвенции и планируют заминировать границу с Россией. Это говорит о долгосрочном характере противостояния с Россией. Такие шаги ставят под угрозу будущее совместных трансграничных проектов, которые приносили экономическую пользу всем участникам.
Владимир Оленченко:
-
Нынешние политические деятели в странах Прибалтики и эксперты извне говорят, что ситуация в Балтийском регионе драматизируется.
-
Попытки превратить территорию Прибалтики в плацдарм для нападения на Россию предпринимаются в течение более 20 лет.
-
Прибалтика является «мышеловкой». Территория государств Балтии может быть поражена либо с моря, либо из Калиниградской области.
-
Страны Прибалтики были всегда ориентированы на демократическое крыло в Соединенных Штатах. В частности, литовцы считают, что только Демократическая партия США отражает интересы их государства во взаимоотношениях с Вашингтоном.
-
Существует регион между Литвой и Польшей под названием Сувалки, который также именуется «медвежьим углом» из-за болотистой местности и отсутствия транспортных развязок. Сами жители Сувалки тяготеют больше к Беларуси, чем к Польше или Литве. В США склонны думать, что если Российская Федерация пройдет в Сувалки, то это нарушит снабжение Прибалтики.
Игорь Жуковский:
-
Балтийский регион из региона сотрудничества России — НАТО и России — ЕС трансформировался в регион сотрудничества без России.
-
У Российской Федерации есть понимание жесткого ответа на сценарии блокады Калининградской области.
-
В последнее время отмечается активное увеличение присутствия Франции, Великобритании и США в Прибалтике.
-
Важными вопросами на саммите в Гааге для президента Польши были проблема обороноспособности польской армии и политическое освоение прибалтийского региона в интересах Польши. Значимым итогом саммита для Польши послужило возвращение норвежских F-35, которые будут патрулировать территорию государства.
Юрий Зверев:
-
Балтийский регион характеризуется как один из благополучных и стабильных регионов, но, с другой стороны, Балтика по причине близости к границам Российской Федерации может превратиться в поле конфронтации России и НАТО в случае эскалации конфликта.
-
Высказывания о том, что Балтика станет внутренним морем НАТО, являются преувеличением. В военное время Россия сможет контролировать значительную часть Балтийского моря за счет берегового ракетного комплекса, флота.
-
Наиболее вероятный сценарий развития отношений России и стран Прибалтики — «ни войны, ни мира», однако можно выделить и другие, например, «сползание в хаос», «балтийский конфликт».
-
Перспективы сотрудничества стран Балтии и России нельзя оценивать как позитивные. В ближайшее время возвращение к серьезным форматам взаимодействия не произойдет.
Видео