Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 5)
 (9 голосов)
Поделиться статьей

26 апреля 2024 г. Российский совет по международным делам (РСМД) совместно с Томским государственным университетом (ТГУ) провел круглый стол «Образовательное сотрудничество России и стран Центральной Азии в контексте интернационализации систем высшего образования». Мероприятие прошло в рамках II Санкт-Петербургского конгресса исследователей международных отношений «Глобальные и региональные вызовы в меняющемся мире».

С приветственными словами к участникам обратились генеральный директор РСМД Иван Тимофеев и проректор по международным связям Томского государственного университета (ТГУ) Артем Рыкун. С докладами выступили заведующая кафедрой интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга Уральского федерального университета Галина Савчук, руководитель консалтингового агентства «Университеты и маркетинг» Ольга Бакуменко, старший научный сотрудник Центра евразийских исследований, доцент кафедры мировой политики Факультета исторических и политических наук ТГУ Анастасия Погорельская и программный координатор РСМД Елизавета Солодухина. А. Погорельская и Е. Солодухина также выступили модераторами круглого стола. В экспертной дискуссии принял участие заведующий кафедрой мировой политики Факультета исторических и политических наук ТГУ Сергей Юн.

26 апреля 2024 г. Российский совет по международным делам (РСМД) совместно с Томским государственным университетом (ТГУ) провел круглый стол «Образовательное сотрудничество России и стран Центральной Азии в контексте интернационализации систем высшего образования». Мероприятие прошло в рамках II Санкт-Петербургского конгресса исследователей международных отношений «Глобальные и региональные вызовы в меняющемся мире».

С приветственными словами к участникам обратились генеральный директор РСМД Иван Тимофеев и проректор по международным связям Томского государственного университета (ТГУ) Артем Рыкун. С докладами выступили заведующая кафедрой интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга Уральского федерального университета Галина Савчук, руководитель консалтингового агентства «Университеты и маркетинг» Ольга Бакуменко, старший научный сотрудник Центра евразийских исследований, доцент кафедры мировой политики Факультета исторических и политических наук ТГУ Анастасия Погорельская и программный координатор РСМД Елизавета Солодухина. А. Погорельская и Е. Солодухина также выступили модераторами круглого стола. В экспертной дискуссии принял участие заведующий кафедрой мировой политики Факультета исторических и политических наук ТГУ Сергей Юн.

Открывая мероприятие, генеральный директор РСМД Иван Тимофеев отметил, что международная деятельность российских университетов реализуется по трем основным направлениям. Первое — вовлечение зарубежных партнеров (как студентов, так и состоявшихся ученых) в систему российского образования, российских научно-исследовательских стандартов и традиций. Ключевую роль в этом процессе играет Россотрудничество, а именно создание и продвижение Русских домов за рубежом. Второе направление — создание в российских вузах программ обучения на английском языке. Несмотря на обострение отношений со странами Запада, спрос на такие программы в России сохраняется. Третьим, наиболее перспективным направлением развития международного образовательного сотрудничества, является открытие программ обучения на языках дружественных стран, прежде всего на китайском. Эксперты отметили, что подобные программы будут энерго- и ресурсозатратными, однако крайне актуальными в текущих условиях.

В рамках вступительной речи проректор по международным связям ТГУ Артем Рыкун отметил, что в университете на данный момент обучается около 25% иностранных студентов, из которых большая часть — из стран Азии. Руководство вуза активно развивает англоязычные программы и оперативно реагирует на запросы рынка в вопросе различных форматов и направлений обучения. Среди наиболее успешных англоязычных программ проректор выделил актуальное направление — молекулярный инжиниринг. Ключевым фактором в рамках «борьбы» за иностранных студентов как на международной арене, так и на внутреннем рынке спикер назвал постоянное оказание сервисной поддержки студентам во время обучения. Также он подчеркнул, что представители вуза оказывают студентам консультационные услуги на постоянной основе как по академической, так и по внеучебной деятельности.

Говоря об интернационализации образования в Центральноазиатском регионе, эксперты отметили, что страны в настоящее время стремятся развивать образовательное сотрудничество с различными государствами. Однако вместе с заинтересованностью стран в развитии международных образовательных связей, растет и уровень конкуренции между государствами за влияние в регионе. На сегодняшний день можно отметить не самую благоприятную для России ситуацию в сфере привлечения студентов из стран Центральной Азии. В частности, наблюдается снижение числа студентов из таких важных стран — партнеров России как Казахстан, Узбекистан и Таджикистан. Главными конкурентами России в вопросе привлечения иностранных студентов из региона являются Китай и Турция.

Эксперты отметили необходимость открытия филиалов российских учебных заведений в регионе. Например, в Казахстане из девяти запланированных филиалов российских вузов было открыто только три. В то же время страна активно наращивает сотрудничество с многочисленными иностранными партнерами, помимо России, и в настоящее время поставлена задача по открытию не менее 12 отделений иностранных вузов к 2029 году. Кроме этого, Казахстан ставит цель по увеличению количества иностранных преподавателей, а также по вхождению вузов в топ международных рейтингов. Последнее говорит о том, что в перспективе они будут активно конкурировать с российскими вузами, в том числе и за абитуриентов.

В последние годы в Кыргызстане интернационализация происходила стихийно. Государство создало довольно широкие рамки для работы вузов и выделило пять государственных университетов, которые будут становиться точками роста системы, получат дополнительное финансирование и полномочия, а также на их базе будут созданы передовые научные центры. Эксперты отметили, что нехватка собственных ресурсов приводит к тому, что страна активно осуществляет поиск инвесторов для строительства лабораторий, исследовательских центров и филиалов, которые в будущем смогут усилить позиции киргизских вузов в мировом масштабе.

С 2016 года Узбекистан перешел на форсированную интернационализацию — резко выросло число филиалов и совместных образовательных программ. В настоящее время вузы выборочно подходят к поиску партнеров. Что касается Таджикистана, то растет поток студентов, которые стремятся получить образование за рубежом. Россия пока привлекает большинство таджикских студентов по сравнению с другими странами, но число форматов сотрудничества ограничено. Туркменистан является самой закрытой страной в регионе, но характеризуется большой исходящей образовательной миграцией. Интернационализация является точечной, контролируемой государством, а количество форматов сотрудничества ограничено.

Эксперты обозначили несколько рекомендаций для российских вузов, которые помогут в наращивании сотрудничества с центральноазиатскими странами. Одним из возможных вариантов является открытие новых российских филиалов в данных странах. Кроме этого, необходимо запустить пилотные проекты программ академической мобильности в регионе на двусторонней основе. Также российским вузам следует учитывать ситуацию на рынке труда стран региона и предлагать наиболее практико-ориентированные программы. Стоит учитывать, что в настоящее время страны Центральной Азии переходят от позиции реципиентов помощи в образовательной сфере, к позиции партнеров и стремятся сотрудничать на паритетных началах. Эксперты подчеркнули, что необходимо разрабатывать новые механизмы кооперации, так как в настоящее время многие из них уже не являются эффективными.  

Особое внимание в рамках экспертной сессии было уделено факторам, влияющим на поступление студентов из Центральной Азии в Россию. Первый фактор — иностранные студенты стремятся получить образование в России, а затем вернуться на родину. Ко второй категории относятся студенты, стремящиеся после обучения остаться в России для трудоустройства. Третий — иностранные студенты стремятся получить одну из ступеней образования в России, а затем продолжить обучение в других странах. Способы привлечения студентов из данных трех категорий могут быть различны, однако общим условием для всех является повышение уровня престижности российского образования на международной арене и увеличение числа предоставляемых образовательных программ. Стоит отметить, что по этому направлению Россия преуспела лишь в нескольких странах региона. Так, например, в Туркменистане российское образование считается престижным, дающим конкурентное преимущество при трудоустройстве. Студенты из Казахстана, напротив, рассматривают российское образование таким же по уровню качества, как и у себя на родине.

Помимо академических преимуществ российского образования, важными также являются неакадемические факторы, такие как активная внеучебная жизнь университетов, легкость вливания в местную культурную и языковую среду, наличие механизмов помощи иностранным студентам с адаптацией на новом месте и даже наличие землячеств родной страны.

Эксперты также отметили роль электронной интернационализации в развитии образовательного сотрудничества России и стран Центральной Азии. Ольга Бакуменко рассказала о концепции «Маркетинг 6.0», представляющей собой единое информационное пространство без разделения на онлайн и офлайн. Также она отметила, что по сравнению с более ранними этапами в 2023 году большинство российских университетов потеряли свои позиции в иностранном интернет-пространстве, что имеет крайне негативное влияние на узнаваемость российских вузов, способность найти информацию о них, а значит и на привлечение студентов из-за рубежа.

Экспертами был предложен ряд рекомендаций в рамках электронной интернационализации для развития образовательного сотрудничества России и стран Центральной Азии. Во-первых, в процессе цифровой интернационализации России в интернет-пространстве важно сочетать усилия государства и вузов, то есть работа в этом направлении должна осуществляться и «сверху», и «снизу». Государство должно предоставлять гранты и стипендии, а университетам, в свою очередь, необходимо развивать цифровой брендинг и создавать сайты с удобной навигацией и исчерпывающей информацией о процессе поступления и обучении. Во-вторых, университетам необходимо вести активную работу по привлечению иностранных студентов в зарубежных социальных сетях и через зарубежные платформы. Например, привлечение студентов через «Вконтакте» или «Яндекс» является менее эффективным, поскольку эти площадки не так популярны в странах Центральной Азии, как в России. Анализ показывает, что российские университеты почти никак не представлены на зарубежных интернет-платформах, хотя именно они служат эффективным инструментом привлечения студентов и преподавателей в российские вузы. В-третьих, в рамках цифрового маркетинга следует адаптировать сайты, сервисы и приложения университетов для иностранных студентов, причем, как и для тех, кто не говорит на русском, так и для тех, кто свободно им владеет.

В рамках экспертной сессии РСМД представил промежуточные результаты текущего анкетирования студентов из Центральной Азии. В опросе принимали участие иностранные студенты всех возрастных категорий, которые в настоящее время обучаются в российских вузах. Сотрудниками Совета на данный момент проанализировано 10 000 ответов, на основе которых были сделаны следующие выводы. Более 63% студентов хотели учиться только в России, когда выбирали вуз, 19% опрошенных рассматривали Россию как один из приоритетных вариантов, а 14% — как один из вариантов, наряду с другими. По результатам проведенного опроса было выявлено, что в основном студенты узнают о российском университете, в котором обучаются на данный момент, от своих знакомых, друзей и родственников — более 44%, из школы/университета, где ранее обучались — 13%, с сайта российского университета – 9%.

На основе полученных данных было выявлено, что для большинства опрошенных следующие факторы являются наиболее значимыми при выборе обучения в России: возможность успешного трудоустройства после окончания университета в России или в своей стране (57%), признание российских дипломов в стране проживания и в других странах (56%), высокое качество российского образования и наличие инновационных образовательных программ (53%) и возможность получения бесплатного образования или по низкой цене (51%).

В качестве главных факторов, которые имеют наибольшее значение при выборе российского вуза, студенты из Центральной Азии определили наличие необходимой образовательной программы (54,2%), доступная стоимость проживания (53,67%), наличие конкретной образовательной программы (53,11%), наличие мест в общежитии для иностранных студентов (53,06%) и возможность успешного трудоустройства после окончания университета, наличие мест для стажировок и практик (53,05%).

Эксперты пришли к общему выводу, что в настоящее время перед Россией стоит задача по выстраиванию новых подходов к работе и обновлению механизмов сотрудничества со странами Центральной Азии в области высшего образования.

Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 5)
 (9 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju