Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей

16 декабря 2022 г. в конференц-зале РСМД прошёл круглый стол на тему «Перспективы “зеленого” перехода России в условиях санкционного давления стран Запада». В рамках круглого стола прошла презентация доклада РСМД одноименного доклада. В ходе дискуссии эксперты обсудили будущее «зеленого» перехода в России, влияние санкций на него, итоги COP-27 и другие вопросы «зеленой» повестки.

16 декабря 2022 г. в конференц-зале РСМД прошёл круглый стол на тему «Перспективы “зеленого” перехода России в условиях санкционного давления стран Запада». В рамках круглого стола прошла презентация доклада РСМД одноименного доклада. В ходе дискуссии эксперты обсудили будущее «зеленого» перехода в России, влияние санкций на него, итоги COP-27 и другие вопросы «зеленой» повестки.

С вступительным словом выступил генеральный директор РСМД Андрей Кортунов. В своем выступлении А. Кортунов отметил, что «зеленая» повестка сегодня актуальна и демонстрирует в каком направлении можно продолжать сотрудничество различных сторон в условиях современной геополитической конфронтации. В условиях санкционного давления Запада участие России в «зеленом» переходе будет осложнено из-за ограничений в экономике, технологиях и науке. Отдельное внимание генеральный директор РСМД уделил тому факту, что в нынешних международных условиях тема борьбы с изменением климата остается поводом для сотрудничества между всеми странами мира, и в частности, между Россией и странами Запада.

С вступительным словом также выступил программный директор РСМД Иван Тимофеев. В ходе выступления он подчеркнул, что санкции Запада окажут серьезное влияние на технологическое развитие России, которое крайне необходимо для «зеленого» перехода. Также И. Тимофеев отметил, что в этих условиях государственные структуры и бизнес могут закрывать глаза на климатические вопросы, но делать этого не стоит, т.к. грамотная климатическая политика может вести к экономическому росту страны.

С мнением программного директора РСМД согласился заведующий лабора­торией математической экологии Отдела исследований климатических про­цессов Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН (ИФА РАН) Александр Гинзбург. Он отметил, что вопросы адаптации страны и ее экономики к изменению климата должны быть «на острие» повестки дня, т.к. эта адаптация напрямую связана с социально-экономическими вопросами страны. Также эксперт с сожалением констатировал, что на сегодняшний день Россия вряд ли может внести значительный вклад в митигацию (процесс борьбы с сокращением выбросов парниковых газов). Но в адаптации Россия может и должна преуспеть.

Санкции нанесли ущерб не только экономике, но и науке, рассказала в своем выступлении Анна Романовская, член-корреспондент РАН, директор Института гло­бального климата и экологии им. академика Ю. А. Израэля (ИГКЭ). Ущерб санкциями был нанесен не только российской науке, но и европейской, т.к. многие проекты и наработки в области климата проходили совместно. Более того, санкции сегодня сократили уровень научного взаимодействия между странами и учеными. При этом, эксперт отметила, что в нынешних геоэкономических условиях ни одна страна в мире не отказалась от своих климатических планов, что показывает важность процесса декарбонизации мировой экономики и поле для сотрудничества между странами. Сотрудничество Росси и стран Запада, по мнению Анны Романовской, по вопросам климатической повестки возможно, т.к. COP-27 показала, что Россию не исключают из диалога и готовы слышать, по крайней мере в вопросах экологии и климата.

Алексей Кокорин, директор климатической программы Всемирного фонда дикой природы, согласился с другими экспертами по вопросу влияния санкций на сферу науки. В своем выступлении он подчеркнул, что климатическую политику России необходимо рассматривать не как отдельное направление деятельности, но и как часть социально-экономического развития страны. Эксперт поделился видением того, что будет обсуждаться на будущих Конференциях ООН по вопросам изменения климата. По его мнению, в 2023 г. будут подводиться итоги проделанной работы с момента подписания Парижского соглашения, корректироваться статья 6.4. Парижского соглашения и будет обсуждаться тема «потерь и ущерба», которая была одной из основных в 2022 г. В 2024 г. можно ожидать запроса на усиление ОНУВ стран, обсуждение содержания статьи 6.8. Парижского соглашения и обсуждения CBAM ЕС. А. Кокорин в своем выступлении также отметил, что к 2030 г. цены на солнечную энергетику упадут вдвое, электромобили к 2030 г. не внесут особого вклада в борьбу с изменением климата, доля солнечной энергетики к 2030 г. возрастет кратно, а цены на выбросы парниковых газов к 2030 г. не изменятся.

Руководитель департамента мировой экономики, заведующий Лабораторией экономики изменения кли­мата НИУ ВШЭ Игорь Макаров в ходе выступления обозначил тот факт, что на сегодняшний день нет ни одного экономического сценария, при котором углеводороды будут драйвером развития российской экономики в будущем. Климатическая политика может помочь развивать новые секторы российской экономики, которые в дальнейшем будут отраслями ее специализации. Эксперт в ходе выступления отметил, что углеродное регулирование важно встроить в промышленную политику страны, а не в фискальную: через требования к углеродоемкости проектов и компаний, которые получают государственную поддержку. В Европе, США, Китае государство в настоящее время инвестирует и поддерживает развитие низкоуглеродных технологий именно в рамках промышленной политики. Также, по мнению И. Макарова, международное сотрудничество для борьбы с изменением климата критично, т.к. сокращение выбросов парниковых газов в развивающихся странах, которые в основном и определяют их динамику, возможно только с помощью международных программ финансирования.

Евгений Шварц, руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН, заслуженный эколог России, независимый неисполнительный директор — член Советов директоров «Русала» и «Норникеля», в ходе дискуссии отметил, что главные проблемы — не в санкциях, а в видении развития экономики. Китай и ряд других стран смогут со временем заменить те продукты, которые мы импортировали с западных рынков. По мнению эксперта, экономическую и климатическую политику, которая будет устраивать Россию, можно лоббировать через такие организации как ЮНЕП, как это делает КНР.

Елена Маслова, старший на­учный сотрудник Института международных исследований, доцент МГИМО МИД России, старший научный сотрудник Института Европы РАН в своём докладе обозначила важность международных режимов, в частности международного климатического режима. Эксперт отметила, что международные режимы эффективны, если они меняют политику государств. В случае с международным климатическим режимом именно это и произошло. После принятия РКИК ООН в 1992 г. большинство государств стали проводить активную политику в области борьбы с изменением климата. Также Елена Маслова подчеркнула, что ЕС готов вести диалог с Россией, но на уровне гражданского общества. Это логика заключается в осуществлении внешнеполитических целей Брюсселя и использовании мягкой силы ЕС, но Россия может этим воспользоваться для сохранения хотя бы минимального уровня контактов. Климатическая повестка может способствовать этому и в будущем стать основой для возобновления продуктивного диалога между Москвой и Брюсселем.

Видео

Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся