Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.83)
 (6 голосов)
Поделиться статьей

8 июля 2025 г. в пресс-центре ТАСС состоялся круглый стол «XVII саммит БРИКС в Бразилии: вызовы и перспективы развития глобального Юга», в рамках которого эксперты обсудили основные итоги саммита БРИКС в Рио-де-Жанейро, перспективы развития финансово-экономического сотрудничества стран БРИКС, углубление диалога БРИКС с государствами глобального Юга и другие вопросы повестки дня саммита.

Участники:

  • Владимир Голиней, и.о. заместителя директора по науке, председатель Совета молодых ученых и специалистов Института Латинской Америки РАН;

  • Алексей Маслов, директор ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова, член РСМД;

  • Игорь Макаров, руководитель департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики, заведующий научно-учебной лабораторией экономики изменения климата НИУ ВШЭ;

  • Дарья Зеленова, заведующая Центром изучения африканской стратегии БРИКС Института Африки РАН;

  • Никита Куклин, эксперт Центра АСЕАН при МГИМО России, доцент кафедры востоковедения МГИМО.


8 июля 2025 г. в пресс-центре ТАСС состоялся круглый стол «XVII саммит БРИКС в Бразилии: вызовы и перспективы развития глобального Юга», в рамках которого эксперты обсудили основные итоги саммита БРИКС в Рио-де-Жанейро, перспективы развития финансово-экономического сотрудничества стран БРИКС, углубление диалога БРИКС с государствами глобального Юга и другие вопросы повестки дня саммита.

Участники:

  • Владимир Голиней, и.о. заместителя директора по науке, председатель Совета молодых ученых и специалистов Института Латинской Америки РАН;

  • Алексей Маслов, директор ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова, член РСМД;

  • Игорь Макаров, руководитель департамента мировой экономики Факультета мировой экономики и мировой политики, заведующий научно-учебной лабораторией экономики изменения климата НИУ ВШЭ;

  • Дарья Зеленова, заведующая Центром изучения африканской стратегии БРИКС Института Африки РАН;

  • Никита Куклин, эксперт Центра АСЕАН при МГИМО МИД России, доцент кафедры востоковедения МГИМО.

Тезисы

Владимир Голиней

  • Для Бразилии тематика БРИКС в первую очередь связана с многосторонним взаимодействием. Многосторонность — это то, что Бразилия продвигает в рамках БРИКС и в своей внешней политике.

  • Страны Латинской Америки, в частности, члены БРИКС и страны — партнеры объединения выступают за реформирование институтов глобального управления: Совета Безопасности ООН, иных структур, входящих в ООН, в частности, секретариата, Всемирного банка и ВТО.

  • Климатическая повестка для Бразилиа не отделима от социальных, экономических и энергетических вопросов. Проблемы голода, которые звучали в декларации, по продовольственной безопасности, непосредственно связаны с климатическими изменениями.

  • В одном из пунктов декларации упоминается необходимость создания «пула» баз данных по странам БРИКС. Как правило, в поиске международной экономической информации мы обращаемся к статистическим данным МВФ, Всемирного банка и других глобальных институтов. Эта инициатива подразумевает создание инструментов сопряжения баз статистических данных, что также находится на повестке латиноамериканского региона.

Алексей Маслов

  • Для Китая наступает время, когда БРИКС становится максимально актуальным. Китай был одним из зачинателей этого объединения, но всегда относился к ней как к вторичной по значимости [идее], потому что для Китая долгое время главной была идея «Одного пояса, одного пути». Но сейчас в Пекине поняли, что в одиночку такие грандиозные проекты продумать и проработать невозможно.

  • БРИКС для Пекина сегодня — платформа, где Китай может играть существенную роль, где его точно услышат. Он сейчас строит международную концепцию, подразумевающую, что нынешнее устройство мира несправедливо для многих стран, в том числе для государств, которые «выросли» в нем — Китая, Бразилии и Индии. Однако эти страны не участвовали в формировании нынешней архитектуры мира, поэтому необходимо ее пересматривать.

  • Пекину важна «прозрачность» мира, т.е. отсутствие торговых и тарифных ограничений и тем более санкций, от которых Китай также страдает.

  • Китай рассматривает возможность введения совместной финансовой расчетной платформы в рамках БРИКС. Это поддерживает и Россия. Китай обладает всеми техническими возможностями для создания такой платформы, но очень аккуратно подходит к этому вопросу. Он не хочет выходить из финансовой системы, связанной с долларом, на которой долгое время рос. Китай не против обсуждения возможности платежей в нацвалютах, электронной валюты, но создавать параллельную, альтернативную платформу, судя по всему, не торопится.

  • Позиции Китая и России совпадают по вопросу обновления нынешней архитектуры глобального управления. Государства считают, что необходимо активизировать деятельность ООН, развивать (а не разрывать) сотрудничество с ВТО, вводить Новый банк развития БРИКС в качестве важнейшего игрока.

  • Китай — одна из немногих стран в БРИКС, которая готова выступать спонсором очень многих проектов и их инвестором. Поэтому Китай говорит о научно-техническом сотрудничестве, совместных научных и статистических базах данных. Также он говорит о расширении взаимодействия в области экологии и свободы торговли ключевыми товарами, например, в области сельского хозяйства. В этом смысле Китай на форуме в Бразилии впервые, вероятно, за историю БРИКС выступает с очень конструктивной и практичной повесткой.

Игорь Макаров

  • БРИКС уже почти 18 лет, он совсем взрослый. А от взрослых не надо ожидать простой картины мира в духе противопоставления БРИКС и Запада. БРИКС — совсем не анти-Запад, это объединение, пытающееся нащупать действенные пути решения для сложных проблем.

  • БРИКС после расширения — это не просто объединение пяти крупных развивающихся экономик — это голос глобального Юга, который прямо обозначен в декларации лидеров как двигатель позитивных изменений мира. Нынешние дискуссии в рамках БРИКС — это, в первую очередь, не о том, как сотрудничать между собой, а о том, как совместно менять мир к лучшему.

  • Никаких прорывных экономических инициатив от данного саммита ожидать не стоило. Во-первых, основные компоненты совместной позиции в отношении глобального управления выработаны в прошлом году, и они не поменялись. Во-вторых, БРИКС надо абсорбировать новых членов, и это процесс небыстрый.

  • Работа по развитию платежей в национальных валютах продолжается, как и по созданию новых платежных систем. Несмотря на то, что эти системы делают страны менее зависимыми от доллара, никто не планирует называть это дедолларизацией из опасений перед Д. Трампом с его «тарифной дубиной». О каких-либо новых платежных инициативах широкая публика узнает только тогда, когда они заработают.

  • БРИКС развивает совместные подходы к темам, по которым глобальное управление отсутствует. Это, например, социально обусловленные заболевания и искусственный интеллект — последнему посвящена отдельная декларация, и это вообще первый подход к выработке принципов международного регулирования ИИ.

  • Климатические механизмы, созданные в прошлом году, востребованы и, кажется, не будут «пустышками». Это уже очевидно в отношении Рабочей группы по климату и устойчивому развитию и Платформы климатических исследований, для которой был предложен де-факто устав.

  • Упоминание концепции переходного финансирования, активно продвигавшейся в прошлом году Россией, содержится и в декларации лидеров стран БРИКС, и в Рамочной декларации по климатическому финансированию.

  • Рамочная декларация климатического финансирования — это очень важный документ, фактически манифест глобального Юга. В нем содержатся лишь общие принципы, но они впервые изложены на бумаге в официальном документе. Он станет основой новых подходов к финансированию, обсуждаемых на конференциях ООН по изменению климата. Это означает, что БРИКС постепенно превращается в одну из ключевых площадок диалога по теме климата.

Дарья Зеленова

  • XXI век — это век Африки. Африканцы смотрят на БРИКС с оптимизмом, надеждой и энтузиазмом. Это позволяет сделать вывод о том, что, объединение может быть альтернативой для развития Африканского континента и может представлять собой действительно рабочую альтернативу.

  • Проблематика номер один для африканцев — это представленность в институтах глобального управления. Имеется в виду реформа ООН, включая Совет Безопасности, реформирование ВТО и других институтов. Для Африки важными темами также являются вопросы здравоохранения, связанные с этим вопросы искусственного интеллекта и климатическая повестка.

  • Саммиты БРИКС представляют собой помимо деклараций очень важное международное пространство, в котором устанавливаются связи и обсуждаются разные важные идеи. Нельзя это недооценивать, потому что количество разных бизнес-встреч на полях саммита было довольно высоко.

  • В этом году ЮАР председательствует в «Большой двадцатке». Те идеи построения справедливого, равного миропорядка, которые продвигает ЮАР на площадке G20, продвигаются ей и в рамках БРИКС.

  • Cаммиты БРИКС — это особая международная среда. Африканцы стараются использовать такого рода саммиты для продвижения своих конкретных предложений. Например, президент Анголы Жуан Лоренсу, председатель Африканского союза в данный момент, после саммита отмечал, что БРИКС является действительно важной платформой для всей Африки, т.к. именно в рамках объединения выстраиваются подлинные экономические связи, выстраивается африканский суверенитет.

Никита Куклин

  • Индонезия в этом году участвовала в саммите БРИКС впервые как полноправный член объединения. В декларации саммита проглядывается повестка, которую продвигает Джакарта, например, урегулирование палестино-израильского конфликта и поддержка права Ирана на самозащиту. Изначально это была позиция, представленная АСЕАН. На саммите БРИКС она была представлена Индонезией, как одной из стран Юго-Восточной Азии.

  • Индонезия не рассматривает БРИКС как какую-то конфликтную, антизападную площадку. С точки зрения индонезийской идеологии, философии и внешней политики, Индонезия может активно участвовать везде, поэтому она присоединяется к БРИКС и в то же время развивает свое вступление, например, в ОЭСР при поддержке стран Европейского союза.

  • Джакарта обеспокоена состоянием системы глобального управления, как и другие страны БРИКС, а также страны глобального Юга. Индонезия, являясь долгое время, как и многие страны ЮВА, бенефициаром глобализации, считает, что сегодня страны Запада отошли от тех принципов, которые они ранее декларировали, продвигали и защищали.

  • Индонезия активно участвовала в долларовой системе. Дедолларизация достаточно долго не обсуждалась в индонезийском политическом и экономическом спектре, но после азиатского финансового кризиса, кризиса 2008 года, а затем событий, вызванных антироссийскими санкциями, Индонезия стала одной из первых стран, поддержавших процесс дедолларизации. Готова она его поддерживать через создание альтернативных финансовых систем.

  • Джакарта помимо позиций борьбы за справедливость и многополярное устройство мира, которое будет учитывать интересы всех держав, в том числе западных, выступает за консенсусный подход к решению мировых проблем.

Видео

Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.83)
 (6 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся