Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.88)
 (8 голосов)
Поделиться статьей

15 февраля 2024 г. Российский совет по международным делам (РСМД) провел круглый стол на тему: «БРИКС в меняющемся мировом порядке: влияние на будущее экономических и финансовых процессов».

В ходе круглого стола участники обсудили финансовый, торгово-экономический и политический потенциалы объединения БРИКС. Также участники круглого стола обсудили такие вопросы как: Какое влияние блок может оказать на будущее международной экономики и её институтов? Как будет выстраиваться формат учета интересов всех стран — участниц объединения с учетом разницы экономического развития?

С вступительным словом выступили Виктория Панова, д.и.н., проректор НИУ ВШЭ; руководитель Экспертного совета БРИКС; шерпа России в «Женской двадцатке», а также Иван Тимофеев, к.полит.н., генеральный директор РСМД.

15 февраля 2024 г. Российский совет по международным делам (РСМД) провел круглый стол на тему: «БРИКС в меняющемся мировом порядке: влияние на будущее экономических и финансовых процессов».

В ходе круглого стола участники обсудили финансовый, торгово-экономический и политический потенциалы объединения БРИКС. Также участники круглого стола обсудили такие вопросы как: Какое влияние блок может оказать на будущее международной экономики и её институтов? Как будет выстраиваться формат учета интересов всех стран — участниц объединения с учетом разницы экономического развития?

С вступительным словом выступили Виктория Панова, д.и.н., проректор НИУ ВШЭ; руководитель Экспертного совета БРИКС; шерпа России в «Женской двадцатке», а также Иван Тимофеев, к.полит.н., генеральный директор РСМД.

Виктория Панова отметила, что БРИКС — это объединение, которое сегодня можно без преувеличения назвать ядром формирующейся новой системы (экономической, финансовой и мирополитической). Именно страны БРИКС, предлагая позитивную повестку, действительно демонстрируют некую альтернативу и нацеленность на решение проблем в интересах мирового большинства, то есть максимального количества государств, а не только небольшого количества развитых стран.

Также В. Панова подчеркнула, что в рамках таких предложений речь идёт о выработке мировой финансовой системы, когда можно было бы без контроля и без давления отдельных «гегемонов» развивать собственные финансово-платёжные инструменты БРИКС, которые позволят осуществлять торговлю беспрерывно, без каких-либо нелегитимных внешних влияний, обеспечивать цепочки устойчивых поставок и обеспечить устойчивое развитие для всех государств.

Иван Тимофеев выделил две основные проблемы для создания эффективных финансовых инструментов в рамках БРИКС. Первая проблема — техническая. Каким мы (БРИКС) планируем сделать этот механизм? Технически сложно осуществить проекты, связанные с международными расчетами. Сложно сделать их массовыми, подключить к ним широкие круги бизнеса и физических лиц. Это поднимает ряд сложностей. Одна их таких сложностей — что будет мерой расчета (золото, общая валюта или это будет одна из валют стран БРИКС)? Какие банки будут в это вовлечены? Будет ли идти речь о чем-то вроде SWIFT для БРИКС?

Вторая проблема — разное восприятие странами — членами БРИКС и самого БРИКС, и западноцентричной финансовой системы, частью которой они являются. На словах все поддерживают идею независимого финансового инструмента БРИКС, но странами вкладывается разный смысл. Отличается отношение и у новых членов. Разные позиции и по отношению к санкционной политике, что является одним из важных стимулов для российской политики в рамках объединения. Нужно понимать, что степень и уровень отношений с Западом у стран БРИКС – разный. Если для России смысл создания новых механизмов определяется вопросами национальной безопасности и одним из драйверов является конфронтация с США и Западом, то для Китая эта же мотивация присутствует, но в иной степени. Российская тональность и нашей дипломатии представляется верной, в разговоре о новых финансовых механизмах нам нужно подчеркивать вопросы безопасности, и понимать экономический смысл, который будет привлекателен для стран.

Ирина Ярыгина, д.экон.н., директор по научной работе НКИ БРИКС, зав. кафедрой «Экономика и банковский бизнес» МИЭП МГИМО МИД России, в своём выступлении отметила, что возможности финансового сотрудничества представляют странам БРИКС прекрасные перспективы, связанные с сокращением административных барьеров, передачей технологий, расширением деятельности по обеспечению экономического сотрудничества, реализацией инвестиционной деятельности на базе как прямых, так и портфельных инвестиций, что очень важно в настоящее время. Роль государственных институтов в этом процессе трудно переоценить, потому что наши страны также испытывают интерес к сотрудничеству с другими межгосударственными объединениями. И. Ярыгина отдельно подчеркнула, что существует возможность расширения межгосударственного финансового сотрудничества в банковской сфере, а также в сфере деятельности межгосударственных институтов и фондов. Представляется, что было бы полезным рассмотреть возможность специальных фондов на базе институтов развития стран БРИКС и стран партнеров, фондов на принципах исламского финансирования, что позволит укрепить интересы исламских стран, вступивших в БРИКС, и таким образом дать возможность расширить инвестиционные перспективы для наших стран. Кроме того, представляется целесообразным более внимательно рассмотреть возможности участия банков в развитии данных процессов, которые также будут участвовать в выпуске различных платежных инструментов как для частных лиц, так и для обслуживания корпоративных интересов и межгосударственных программ развития.

Марина Шерешева, д.экон.н., директор Центра исследований сетевой экономики, зав. Лабораторией институционального анализа Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, главный редактор журнала BRICS Journal of Economics, отдельно остановилась на вопросах цифровизации БРИКС. Она отметила, что без координации в области цифровых технологий географическую распределенность не преодолеть, а это ключевая проблема наряду с политическими проблемами. Очень неоднородный уровень цифровизации стран БРИКС, очень разные темпы развития. Страны БРИКС друг о друге очень мало знают, даже если это касается отраслевых блоков. Слабая информированность очень сильно препятствует эффективности переговоров. Странам БРИКС безусловно надо развивать свои финансовые инструменты, но координация технологического развития — это тот ключ, который сейчас становится основным препятствием и основной позицией, по которой требуется развитие. Потому что все страны БРИКС — на разных уровнях цифровизации, и каждая страна развивает цифровизацию в своей логике. Единой валюты БРИКС, по мнению М. Шерешевой, скорее всего, не будет. Но единая расчётная единица реальна.

Евгений Капогузов, д.экон.н., зав. Учебно-научной лабораторией изучения экономик стран БРИКС, ведущий научный сотрудник Центра методологических и историко-экономических исследований Института экономики РАН обратил внимание на технологическое сотрудничество стран БРИКС и достижение ими технологического суверенитета. У стран существуют разные взгляды по вопросу взаимодействия в области технического развития. Есть возможности для коллаборации с ведущими странами в технологическом отношении, но где-то эти возможности значительно меньше. Мы должны держать в фокусе внимания прежде всего две ведущих страны БРИКС в этом вопросе — Китай и Индию, которые помимо своего производства и потенциала также владеют большим количество патентов на технологические разработки. Но разница подходов стран поднимает большой вопрос — насколько силен стимул к взаимодействию между странами объединения в этой сфере. Контуры технологического суверенитета показывают, что есть разные варианты взаимодействия и собственного производства. Также важно, чтобы обеспечение технологического суверенитета сопровождалось развитием институциональной среды и ресурсным обеспечением. Идеальные модели не работают сами по себе, нужны мезо-институты и работающая НИС.

Виктор Уткин, д.экон.н., руководитель Центра финансовой политики НИФИ, рассказал о проблемных аспектах финансового и экономического сотрудничества стран БРИКС. Расчеты в национальной валюте, как показывает практика, в частности, российской торговли с Индией, показывают, что это неэффективный механизм для расчётов. Цифровые валюты уже используются в расчётах, ведь это сейчас все безналичные расчёты. Счета у всех сегодня открыты в компьютерных системах, все расчёты цифровые давно. Цифровые валюты центральных банков используется в качестве инструмента социального управления, например, в Китае. Попытки также делались в России. С учетом того, что в каждой стране своя социальная и экономическая ситуация, то интегрировать тут особо пока нечего (цифровую валюту).

По мнению эксперта, выстраивание единой финансовой системы БРИКС необходимо начинать с валютных соглашений, потому что валюты стран БРИКС совершенно разные. Чтобы валютная система БРИКС работала хорошо, необходим валютный фонд объединения, с помощью которого можно избежать использования МВФ в политических целях, который формируется взносами стран-участниц в своей валюте, и на этой базе БРИКС сможет подойти к той самой единой валюте. Кроме того, необходима проработка аналога SWIFT, к которому не будут иметь доступа разведсообщества недружественных стран. Также необходимо работать над развитием не только валютного, но и инвестиционного союза стран БРИКС.

Анна Цибулина, к.экон.н., доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО МИД России, отметила, что в БРИКС расчеты преимущественно производят в национальных валютах, среди которых помимо доминирует китайская, помимо доллара США. Если посмотреть в историческом разрезе, то все попытки стран интеграционных объединений каким-то образом перейти на расчеты в национальных или искусственно созданных валютах, например, известный проект «сукре» объединения АЛБА, не увенчались успехом. В этой связи возникает вопрос, возможна ли валютная мультиполярность и возможно ли создать какую-то альтернативу доллару США при сохранении всех позиций американской валюты, которые она имеет сегодня.

Видео

Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.88)
 (8 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся