4 декабря 2025 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД «Арктическая политика второй администрации Д. Трампа», в рамках которого эксперты обсудили современную арктическую политику США.
Участники
-
Никита Липунов, м.н.с. Института международных исследований (ИМИ) МГИМО МИД России;
-
Никита Белухин, м.н.с. Отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.
4 декабря 2025 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД «Арктическая политика второй администрации Д. Трампа», в рамках которого эксперты обсудили современную арктическую политику США.
Участники
-
Никита Липунов, м.н.с. Института международных исследований (ИМИ) МГИМО МИД России;
-
Никита Белухин, м.н.с. Отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.
Модератор
-
Константин Суховерхов, к.полит.н., программный менеджер РСМД.
Тезисы
Никита Липунов
-
Арктика — далеко не первый приоритет американской внешней политики. Основной фокус внимания у США сегодня на Азиатско-Тихоокеанском регионе, на противостоянии с Китаем. Арктика вплоть до последних лет президентства Дж. Буша-мл. и президентства Б. Обамы оставалась на периферии американской политики. Лишь в последние 15 лет мы можем говорить о целостной, продуманной арктической политике США, и вообще об арктической политике как направлении внешне- и внутриполитических усилий администрации США.
-
Внешнюю политику США в Арктике стоит рассматривать через призму противостояния с Китаем и Россией. В военном измерении Вашингтон активно используют свой союзнический капитал, чтобы сдерживать Россию в регионе. У США заключены оборонные соглашения со всеми странами Северной Европы. По этим соглашениям американские военные получают практически неограниченный доступ к десяткам военных баз в этих странах. Также с 2024 г. вся Северная Европа входит в НАТО. В военно-политическом отношении это существенное преимущество для США, поскольку у них появляется возможность проецировать силу вплоть до границ с Россией.
-
Говорить о каком-то стратегическом преимуществе и об освоении Арктики без ледоколов — невозможно. Абсолютное преимущество в ледокольной сфере сегодня принадлежит России. До недавнего времени у США было всего лишь два устаревших ледокола. Однако, Соединенные Штаты заключили при Дж. Байдене в 2024 г. «Ледовый пакт» с Канадой и Финляндией, по которому союзники объединяют и распределяют усилия и издержки. Необходимо это для того, чтобы, во-первых, оживить свою судостроительную отрасль, во-вторых, за счет экспертизы Финляндии, которая в области ледоколостроения один из мировых лидеров, а также за счет канадской экспертизы, усилить свою ледокольную группировку и ледокольные компетенции.
-
Притязания Д. Трампа на Гренландию стоит рассматривать через призму его личности. Для него Гренландия — это ценный актив, который «плохо лежит». В то же время Гренландия — это важный геостратегический и геоэкономический актив, поскольку она занимает центральное положение в Арктике и находится на стыке Арктики и Северной Атлантики, т. е. двух ключевых направлений для США в этом регионе. Гренландия — это еще и важный элемент в системе североамериканского командования воздушно-космической обороны, поскольку там располагается американская военная база «Питуффик». На базе располагаются американские радары, которые вместе с радарами на Аляске и в Канаде формируют несколько линий радиолокационной защиты. Поэтому Гренландия действительно имеет важнейшее значение для национальной безопасности США.
-
Гренландия — это кладезь природных ресурсов. Там присутствуют значительные запасы редкоземельных металлов. Для Д. Трампа остров — ценный актив, к которому он хотел бы получить доступ. Инициатива президента США о покупке Гренландии, имеет военно-политическую и экономическую составляющую, поскольку редкоземельные металлы крайне важны для высокотехнологичных отраслей, а на этом рынке сегодня доминирует Китай.
Никита Белухин
-
Когда мы говорим о подходе США к гренландскому вопросу, то можно заметить некоторую непоследовательность этого подхода. С одной стороны, США не раз предлагали приобрести Гренландию, но в то же время сами датчане не раз подчеркивали, что США неоднократно признавали датский суверенитет над Гренландией.
-
Действия Д. Трампа в отношении Гренландии сильно ошарашили Копенгаген. Дания восприняла это как условное предательство, потому что датская внешняя и оборонная политика, особенно в начале 2000-х годов, прошла под знаменем сверхатлантизма. Такое нарушение союзнической солидарности для Копенгагена было особенно болезненно.
-
Некая расшатанность и эпизодичность в вопросе политики США в отношении Гренландии характерны не только для Вашингтона, но и для самой Гренландии. Порой Гренландия создает ощущение, что у нее нет четкого понимания на какого партнера ей ориентироваться. Если рассмотреть 1980-е годы, когда в гренландском обществе очень остро встал вопрос о продолжении членства в европейских сообществах вместе с Данией, то преобладала позиция, что Гренландия не вписывается в европейские сообщества. Эта позиция 1980-х годов резко контрастирует с тем, что происходит сегодня, когда глава гренландского правительства выступал в Европейском парламенте и заявлял, что ЕС более предсказуемый и приемлемый партнер для Гренландии, чем США.
-
Давление Д. Трампа в отношении Дании и то, что Д. Трамп считает возможным давить именно на Копенгаген, может быть обусловлено тем, что там не очень развита публичная дипломатия. Например, норвежцы более систематически и более конструктивно подходили к тому, чтобы вовлекать и объяснять американским аналитикам, американским лицам, принимающим решения, почему Арктика и северная Норвегия важны. Датчанам, скорее всего, стоило бы попытаться организовать какой-нибудь полноценный визит американцев в Гренландию и обо всем договориться, чтобы больше таких вот американских поползновений не было, чтобы всю эту ситуацию устранить.
-
Несмотря на то, что соглашение об обороне Гренландии было подписано под эгидой НАТО, многие вопросы, которые непосредственно касаются обороны североамериканского континента, США предпочитают решать на двусторонней основе с минимальным привлечением Альянса.
-
Внутренняя гренландская политика характеризуется большей конъюнктурностью. К примеру, те политики, которые ранее выступали за милитаризацию, за то, чтобы гренландское население брало все больше ответственности за свой остров, сейчас, после принятия оборонного соглашения по Северной Атлантике и Арктике, начинают использовать эту повестку как критику милитаризации острова и способ зарабатывания политических очков. Конъюнктурность гренландской политики может подарить нам еще немало сюрпризов и сделает гренландскую политику еще более непредсказуемой. Создается впечатление, что многие гренландские политики немного оппортунисты и отчасти популисты. Иногда складывается ощущение, что у них нет четкого целеполагания.
Подробнее ознакомиться с содержанием дискуссии можно в видеоматериале.
Видео