29 июля 2025 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД, посвященный ключевым глобальным тенденциям в области цифрового управления. В рамках мероприятия прошла презентация аналитической записки «Цифровое управление в ЕС: между правилами и инновациями».
Эксперты рассмотрели трансформацию цифрового управления в контексте обостряющейся глобальной технологической конкуренции. Особое внимание в рамках дискуссии было уделено опыту Европейского союза, чья нормативная модель цифрового управления активно изучается другими государствами и нередко адаптируется под национальные условия. Спикеры также обсудили, какие цифровые стратегии сегодня доминируют на глобальном уровне, чем отличается путь ЕС от подходов США и Китая, какова роль ИТ-гигантов в формировании регуляторной среды и насколько европейский опыт релевантен в российском контексте.
29 июля 2025 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД, посвященный ключевым глобальным тенденциям в области цифрового управления. В рамках мероприятия прошла презентация аналитической записки «Цифровое управление в ЕС: между правилами и инновациями».
Эксперты рассмотрели трансформацию цифрового управления в контексте обостряющейся глобальной технологической конкуренции. Особое внимание в рамках дискуссии было уделено опыту Европейского союза, чья нормативная модель цифрового управления активно изучается другими государствами и нередко адаптируется под национальные условия. Спикеры также обсудили, какие цифровые стратегии сегодня доминируют на глобальном уровне, чем отличается путь ЕС от подходов США и Китая, какова роль ИТ-гигантов в формировании регуляторной среды и насколько европейский опыт релевантен в российском контексте.
Спикеры:
-
Анна Сытник, к.полит.н., доцент кафедры американских исследований СПбГУ
-
Дарья Моисеева, к.полит.н., главный аналитик европейского направления АНО «Колаборатория»
-
Модератором дискуссии выступила Анастасия Толстухина, к.полит.н., руководитель программного направления (технологическая политика) и редактор сайта РСМД.
Тезисы
Анна Сытник
-
В цифровом управлении можно выделить три основных глобальных тренда:
-
Гонка регуляторов за глобальные правила. Страны пока не могут договориться между собой, и отсюда вытекает фрагментация глобального цифрового управления.
-
Смещение баланса между регулированием и инновациями в сторону инноваций, или, как называют это в ООН, «гонка на понижение» в области безопасности и прав. Самое важное сейчас для влиятельных мировых акторов (как государств, стремящихся к доминированию, так и компаний, пытающихся захватить мировой рынок) не безопасность, а лидерство.
-
Возрастание роли ИТ-гигантов в цифровом управлении. Технологические корпорации активно лоббируют смягчение регулирования искусственного интеллекта, инициируют новые союзы в формате государственно-частного партнерства и навязывают свои правила как своим правительствам, так и всему миру. Лоббирование интересов ИТ-гигантов в регулировании достигло беспрецедентных масштабов.
-
По мере того, как ИИ будет становиться все более мощным и все более распространенным, он проникнет в уязвимые сферы. Мы рискуем столкнуться с новыми острыми социальными проблемами, а также с усугублением уже существующих. Самые высокие риски — это применение ИИ в военных целях, информационное манипулирование и дипфейки. Разумеется, позитивные моменты тоже есть (рост экономики, решение ранее нерешаемых проблем), но без глобального управления, все это будет происходить неравномерно и бесконтрольно.
-
ИИ — это усилитель социального неравенства в мире. Это ускоритель концентрации власти в одних руках. Это потенциальный железный занавес между народами, их изоляция в отдельные информационные экосистемы. Цифровое управление должно решить, как не допустить неравенства, изоляции и опасного применения ИИ. Как защитить государства и людей.
-
В ООН признается, что нет недостатка в документах и диалогах, посвященных управлению ИИ. Правительствами, компаниями, региональными и международными организациями были разработаны сотни руководств, рамочных документов и принципов. Однако ни один из них не может быть по-настоящему глобальным по сфере применения и всеобъемлющим по охвату.
-
Россия участвует только в одном формате по регулированию ИИ — ЮНЕСКО. Вместе с тем неучастие в некоторых международных форматах по ИИ совершенно не означает отсталость в регулировании этой технологии на национальном уровне. Россия — один из мировых лидеров по законотворчеству в сфере ИИ. Когда США начали сбавлять темп регулирования, мы не сошли с рельс ответственного использования ИИ.
-
Создаст ли ЕС цифровую конституцию для мира? Я думаю, что нет, потому что ЕС не понимает «мировое большинство», а «мировое большинство» не хочет распространения западной экспансии на цифровое управление. Гораздо большие перспективы в выработке универсальной регуляторики имеет БРИКС+.
Дарья Моисеева
-
Цифровое регулирование в ЕС часто становится объектом мифологизации. Один из наиболее устойчивых мифов — представление о том, что регулирование препятствует инновациям. Этот нарратив, утверждает, что свобода от надзора якобы является источником технологического прогресса, однако здесь умалчивается об издержках, которые сопровождают технологическое развитие: утечках данных, киберугрозах, несанкционированным использованием данных. Такие акты, как GDPR, DMA, DSA и AI Act, не препятствуют инновационному развитию, а, напротив, формируют общую и понятную рамку, способствующую созданию благоприятной среды для европейских компаний. Второй миф — гиперболизация ограничений GDPR (Общий регламент по защите данных), тогда как на деле он прежде всего обеспечивает контроль граждан над собственными данными, не исключая их использование, но обеспечивая прозрачность и подотчетность при обработке.
-
В чистом виде модель цифрового регулирования ЕС не может быть скопирована в других регионах мира из-за ее тесной привязки к уникальной политико-институциональной структуре Союза. Европейский путь в цифровом управлении вытекает из многоуровневой и консенсусной системы принятия решений, где регулирование становится отражением политического устройства, а каждая политическая система имеет свои особенности, перекосы и ограничения. Поэтому каждому государству необходимо искать баланс, соответствующий внутренней логике конкретной системы. Однако отдельные элементы, такие как подход к согласованию между многочисленными участниками, выбор лучших практик по итогам кризисов и создание гибких инструментов без разрастания бюрократии, могут быть адаптированы другими странами.
-
Европейский союз сталкивается с рядом вызовов, связанных с институциональной фрагментацией и децентрализацией, что затрудняет оперативную реализацию новых нормативных актов.
-
ЕС стремится использовать свою нормативную силу для глобального распространения стандартов. Так называемый Brussels Effect проявляется в том, что даже компании из США, Китая и других стран вынуждены адаптироваться к европейским требованиям, чтобы работать с европейскими пользователями.
-
ЕС проиграл глобальный дискурс о привлекательности регулирования как основы цифровой этики и безопасности, уступив инициативу американским IT-корпорациям, продвигающим идею дистанцироваться от всех издержек, которые влекут за собой развитие технологий. Однако на практике именно регулирование позволяет создать устойчивую и безопасную цифровую экосистему, способную защитить интересы пользователей и их данные, в том числе от недобросовестного использования.
Видео