Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

26 сентября в конференц-зале отеля «Марко-Поло Пресня» (г. Москва) состоялась встреча с молодыми экспертами и представителями неправительственных организаций России, работающих в сфере публичной дипломатии. Встреча была организована Фондом поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова в партнерстве с Российским советом по международным делам (РСМД).

26 сентября в конференц-зале отеля «Марко-Поло Пресня» (г. Москва) состоялась встреча с молодыми экспертами и представителями неправительственных организаций России, работающих в сфере публичной дипломатии. Встреча была организована Фондом поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова в партнерстве с Российским советом по международным делам (РСМД).

Идея о проведении такой встречи была предложена руководством Фонда Горчакова в июне 2012 г. на круглом столе РСМД по вопросам развития публичной дипломатии. Сегодняшняя встреча стала шагом к практической реализации этой идеи.

Сессия была открыта исполнительным директором Фонда Горчакова Леонидом Драчевским. Затем со вступительным словом к участникам обратился генеральный директор РСМД Андрей Кортунов. Модератором дискуссии выступила директор программ Фонда Горчакова Наталья Бурлинова.

С первых же минут дискуссия приобрела острый характер. Ее начал программный директор РСМД Иван Тимофеев. Свои мнения высказали Алексей Власов, Валерия Ганжела, Антон Гришанов, Алексей Долинский, Альберт Зульхарнеев, Александра Кендыш, Иван Кисеев, Юрий Надточей, Никита Смирнов, Сергей Уткин, Людмила Шувалова и целый ряд других молодых экспертов, дипломатов, представителей НКО.

Дискуссия развернулась вокруг следующих вопросов:

1. Каково место публичной дипломатии во внешнеполитическом процессе страны?

Одни участники определили публичную дипломатию как особую сферу, которая институционально представлена преимущественно НКО и экспертным сообществом. Согласно их мнению публичная дипломатия будет эффективно только при наличии общественного интереса и запроса на те или иные внешнеполитические инициативы. Государство может содействовать их работе, но не сможет заменить их. Другая точка зрения делала упор на системообразующей и ведущей роли государства, а публичную дипломатию рассматривала как продолжение его политики иными средствами. Публичная дипломатия будет неэффективна без инициативы со стороны дипломатии официальной. В конечном итоге прозвучали мнения, сближающие две позиции: необходимо избегать крайностей. Публичная дипломатия не заменит официальную, но государство не в состоянии взять на себя весь функционал публичной дипломатии. Это автономные сферы. Однако их работа требует самой тесной координации, чтобы избежать эффекта «лебедя, рака и щуки».

2. Каковы основные проблемы российской публичной дипломатии?

Здесь был высказан целый ряд интересных соображений. Во-первых, речь идет о законодательных препонах, мешающих полноценной реализации инициатив в данной области. Например, иностранным студентам крайне сложно получить работу в России. Это существенно влияет на их мотивацию к учебе в нашей стране, лишает нас возможности использовать высшее образование как инструмент «мягкой силы». Во-вторых, были упомянуты механизмы грантовой поддержки проектов публичной дипломатии. Российские институты только набираются опыта в этой области – многие детали еще только предстоит отладить. В-третьих, говорилось о необходимости кадрового обеспечения данной деятельности. Она становится все более специализированной, требует особых навыков и компетенций. В-четвертых, упоминалась необходимость изменений в работе российских государственных и негосударственных учреждений за рубежом. Опять же ставился вопрос о координации работы НКО, государственной и корпоративной дипломатии. Примечательно, что никто из участников не жаловался на недостаток активности, интертность или апатию. Мы имеем выраженный запрос на общественную дипломатию, который требует решения ряда инструментальных проблем.

3. Какие формы работы в области публичной дипломатии являются наиболее эффективными?

Здесь участники поделились своим опытом, обозначив самый широкий круг механизмов – начиная от летних школ и всероссийских конкурсов, и заканчивая культурными и медийными проектами. Особую роль, конечно, заняла экспертная работа и дипломатия по линии науки и инноваций.

4. Был поставлен вопрос о страновых и региональных приоритетах российской публичной дипломатии.

Участники сошлись во мнении о приоритетности СНГ и постсоветского пространства в целом. Но наряду с очевидными преимуществами обозначили и ряд трудностей – недооценку внутриполитических процессов, смены поколений, низкое владение языками постсоветских стран.

Встреча длилась всего в течение двух часов. Однако набор вопросов и глубина их обсуждения позволили сделать ее крайне насыщенной. Важным результатом стало то, что молодые лидеры публичной дипломатии встретились за одним столом. Это даст возможность укрепить сетевые связи между ними и выйти на новые проекты и инициативы, которые обсуждались уже в кулуарах.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся