21 января 2026 г. в пресс-центре МИЦ «Известия» состоялся круглый стол «Ситуация на Ближнем Востоке: риски военной эскалации вокруг Ирана». В ходе дискуссии эксперты обсудили риски прямой военной эскалации с участием США и Израиля, а также факторы, влияющие на вероятность реализации такого сценария. Отдельное внимание было уделено внутриполитическим вызовам, с которыми сталкивается Исламская Республика Иран. Кроме того, участники круглого стола рассмотрели региональный контекст происходящих процессов.
21 января 2026 г. в пресс-центре МИЦ «Известия» состоялся круглый стол «Ситуация на Ближнем Востоке: риски военной эскалации вокруг Ирана». В ходе дискуссии эксперты обсудили риски прямой военной эскалации с участием США и Израиля, а также факторы, влияющие на вероятность реализации такого сценария. Отдельное внимание было уделено внутриполитическим вызовам, с которыми сталкивается Исламская Республика Иран (ИРИ). Кроме того, участники круглого стола рассмотрели региональный контекст происходящих процессов.
Участники:
-
эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Кортунов;
-
старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин;
-
заведующая Группой изучения региональных отношений Центра ближневосточных исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Людмила Самарская;
-
старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Елена Дунаева;
-
программный менеджер РСМД Иван Бочаров.
Тезисы
Андрей Кортунов
-
Основная причина внутренней нестабильности в ИРИ связана с экономическим кризисом. В 2025 г. уровень инфляции составил примерно 42%, а рост экономики — лишь около 1%, что свидетельствует о резком падении темпов экономического развития. Из-за международных санкций, блокирующих внешнеэкономическое сотрудничество, ИРИ не может реализовать до половины своего потенциального экономического роста. В связи с тяжелой экономической ситуацией положение населения значительно ухудшилось, что спровоцировало обострение социального недовольства.
-
Проблемы носят и внутренний характер: развитию страны препятствуют коррупция и идеологические ограничения. Кроме того, наблюдается корректировка внешнеполитических позиций.
-
Перед ИРИ стоят сложные задачи модернизации экономической и политической систем. Непродуманные и непоследовательные реформы могут усугубить кризис, приведя к дестабилизации всего Ближневосточного региона.
-
Политика администрации США, несмотря на внешнюю непредсказуемость, довольно последовательна. Реализации многочисленных угроз масштабной интервенции со стороны Вашингтона так и не произошло.
-
По отношению к ИРИ у Дональда Трампа есть три основные цели: отказ от ядерной программы, введение ограничений на программы по развитию баллистического потенциала и изменение регионального поведения, в частности со странами-союзниками США в арабском мире. Другой гипотетической целью представляется смена правящего режима. Однако риски ее достижения путем прямой военной интервенции неоправданно высоки, поскольку это может спровоцировать еще более масштабный протестный взрыв внутри ИРИ.
-
Вероятная американская стратегия в отношении ИРИ заключается в последовательном, настойчивом усилении экономических санкций. Дональд Трамп уже следует этому курсу, предпринимая попытки максимального ограничения экспорта нефтепродуктов из Ирана и его экономической изоляции.
Владимир Сажин
-
Большинство причин протестной активности в ИРИ связаны с внутренними факторами, что признает и само иранское правительство. Социально-политическая напряженность в стране сохраняется десятилетиями, и она может резко обостриться из-за любого события.
-
Наличие только внутренних причин протестов среди иранского населения совсем не отрицает факт заинтересованности США и Израиля в свержении исламского режима в ИРИ и влияния, которое эти страны оказывают. Американская стратегия характеризуется жесткой риторикой при осторожности в практических действиях. Израиль делает ставку на асимметричные инструменты давления, включая работу разведывательных сетей внутри страны.
-
Вероятность того, что США нанесут военные удары по ИРИ в ближайшее время, незначительна. Это связано с тем, что пик внутренних волнений в ИРИ пришелся на начало января 2026 г., и прямое силовое вмешательство сейчас выглядело бы несвоевременным и неэффективным. Однако, если в будущем внутриполитическая нестабильность в ИРИ вновь резко обострится, администрация президента Дональда Трампа может рассмотреть возможность применения силового варианта.
Елена Дунаева
-
На фоне внутренней нестабильности активизировался наследник шахского престола Реза Пехлеви, который активно продвигается западными СМИ. Однако его поддержка внутри ИРИ незначительна и ограничивается частью протестной молодежи и монархистами, поскольку большинство общества помнит репрессии шахского режима. Скорее всего, это исключает возможность превращения Резы Пехлеви в общенационального лидера в обозримом будущем.
-
У иранского руководства отсутствует четкая и скоординированная программа действий на всех уровнях управления. Поддержка населением суверенитета в ходе 12-дневной войны с Израилем сопровождалась ожиданиями внутренних реформ, которые не были реализованы, и это подпитывает новую протестную динамику. Дальнейшая стабильность зависит от реакции властей: постепенные реформы снизят риски, а их отсутствие может привести к очередной волне протестов.
Людмила Самарская
-
На текущем этапе масштабная военная эскалация со стороны Израиля представляется маловероятной, однако полностью исключать ее нельзя, учитывая сохраняющийся высокий уровень общей напряженности. Возможным поводом для начала массированных атак Израиля на ИРИ может стать любая существенная активизация иранской ядерной программы.
-
Позиция Израиля по ИРИ остается стабильной и не зависит от внутриполитических изменений в стране. Любое израильское правительство рассматривает Исламскую Республику как экзистенциальную угрозу.
-
Серьезные изменения в подходе Израиля возможны лишь в случае трансформации политики самой ИРИ. Израиль заинтересован в смене иранского режима на более нейтральную и сдержанную в региональных амбициях власть. В случае прихода к власти в Иране нового правительства внешнеполитическая риторика Израиля может измениться.
Иван Бочаров
-
Арабские страны Персидского залива занимают прагматичную позицию, выступая против нанесения ударов по ИРИ. Их главный мотив — опасение, что любой крупный конфликт в Ближневосточном регионе подорвет экономическую активность, нарушит логистические цепочки и вызовет резкие колебания на нефтяных рынках. Именно поэтому многие арабские государства Персидского залива отговаривают США от вмешательства в ИРИ, опасаясь дестабилизации региона.
-
Ослабление «Оси сопротивления» и снижение иранского влияния привели к нарастанию угрозы полного нарушения регионального баланса сил. При этом о реальном союзничестве с Тегераном речи не идет — арабские государства сохраняют стратегическое партнерство с США и продолжают видеть в ИРИ угрозу.
-
Региональные союзники ИРИ по «Оси сопротивления» существенно ослабли. «Хезболла», шиитские ополчения в Ираке и другие региональные союзники Ирана вряд ли помогут отразить внешнюю угрозу. В случае прямого конфликта ИРИ в первую очередь будет вынуждена опираться на собственные вооруженные силы.
Видео