16 мая 2024 г. на площадке международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол «Предварительные итоги государственного визита В.В. Путина в КНР». Члены и эксперты РСМД обсудили достигнутые договоренности между двумя странами, рассмотрели перспективы российско-китайского сотрудничества и его будущий глобальный контекст.
В мероприятии приняли участие:
Андрей Кортунов, научный руководитель РСМД
Алексей Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, член РСМД
Андрей Карнеев, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ
Сергей Цыплаков, профессор факультета мировой экономики и международных отношений НИУ ВШЭ
16 мая 2024 г. на площадке международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол «Предварительные итоги государственного визита В.В. Путина в КНР». Члены и эксперты РСМД обсудили достигнутые договоренности между двумя странами, рассмотрели перспективы российско-китайского сотрудничества и его будущий глобальный контекст.
В мероприятии приняли участие:
Андрей Кортунов, научный руководитель РСМД
Алексей Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, член РСМД
Андрей Карнеев, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ
Сергей Цыплаков, профессор факультета мировой экономики и международных отношений НИУ ВШЭ
Тезисы
Алексей Маслов
Визит Владимира Путина в Китай не принес никаких неожиданностей. Страны очень тщательно выверяли взаимодействие друг с другом, постоянно находясь в контакте. В рамках визита обсуждался широкий круг вопросов, среди которых приоритетным стали проблемы глобальной безопасности. Геополитический контекст встречи сложен, учитывая давление на КНР со стороны стран Запада и тот факт, что Россия и Китай взаимодействуют не только по вопросам двусторонних отношений, но и по проблемам глобальной повестки. Москва и Пекина совместно выступают за продвижение многополярности, отстаивание государственного суверенитета и необходимость решения конфликтов мирным путем.
У стран имеются долгосрочные планы в различных сферах двустороннего взаимодействия. В частности, большое внимание планируется уделить научно-технологическому сотрудничеству, включая совместное освоение космоса. Также можно отметить успехи в решении вопросов, связанных с поставками агропромышленной продукции из России в Китай. К пока не решенным вопросам можно отнести проблему газопровода «Сила Сибири-2», проблемы платежных систем и экспорта технологий.
В рамках визита подписано уже 11 документов, среди них — соглашение о сотрудничестве между медиагруппами двух стран. Данный шаг является очень важным, поскольку он поможет бороться с искажением информации и повысит осведомленность стран друг о друге.
Финансовые системы России и Китая не были готовы к сильному внешнему давлению. Многие банки в КНР проводят платежи в США, и отключение их от общемировых систем в результате вторичных санкций будет означать серьезную проблему для китайского финансового сектора.
Андрей Кортунов
Встреча лидеров России и Китая интересна на фоне процессов, протекающих и в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР), и в мире в целом. Меняется геополитическая обстановка в АТР: в перспективе возможно расширение альянса AUKUS, что может создать дополнительные риски для Москвы и Пекина, на которые две страны должны реагировать. Наблюдается также попытка превращения объединения QUAD в военно-политический союз. Для России и Китая важно выработать если не единые, то параллельные позиции касательно этих альянсов.
Россия и Китай вовлечены в процессы на Ближнем Востоке, позиции стран совпадают по палестино-израильскому конфликту, по взаимодействию с Ираном и монархиями Персидского залива. Россия и Китай подтвердили приверженность к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН и к урегулированию палестино-израильского конфликта на основе принципа двух государств. Россия последовательно выступает за повышение уровня палестинской автономии. Стоит учитывать при этом, что любой переход через «красные линии» ветируется США.
В 2024 г. Россия председательствует в БРИКС и текущий год чрезвычайно важен для объединения, поскольку необходимо интегрировать новых членов в его работу. На пороге серьезных перемен стоит и ШОС, в этом году в число государств-членов может быть принята Беларусь. Москва и Пекин сходятся в том, что укреплять стабильность в крайне нестабильном мире чрезвычайно важно. Противоречия между Россией и Китаем сказались бы негативно на мировом развитии.
По некоторым товарным позициям произошло перенасыщение российского рынка. Локализация производства автомобилей не всегда происходит, многие потребители жалуются на высокие цены. Скорее всего, тренд на рост товарооборота в этой области будет слабеть. Многое будет зависеть от того, удастся ли достигнуть качественных изменений, в частности в формировании производственных цепочек.
Некоторая долгосрочная стабилизация отношений Китая и США маловероятна, поскольку у стран есть глубокие разногласия по будущему мироустройства, позиция Пекина не укладывается в позицию администрации Джо Байдена. Это в то же время не означает, что нельзя ожидать некоторых тактических договоренностей или частичной стабилизации ситуации. Текущая администрация в США зажата между двумя крайностями: она не может пойти ни на серьезное обострение отношений, ни на какие-либо уступки — последнее будет однозначно расценено как слабость.
Андрей Карнеев
Отношения «всестороннего сотрудничества и стратегического взаимодействия» России и Китая были выдержаны временем, и новый визит является подтверждением этого тезиса. Особого внимания заслуживает гуманитарная составляющую договоренностей: была принята программа укрепления гуманитарного сотрудничества стран до 2030 г., будут запущены и перекрестные годы культуры. Хотя товарооборот между КНР и США гораздо больше, чем с Россией, отношения Пекина и Москва находятся на куда более высоком уровне.
В сфере образовательного взаимодействия создано уже 13 ассоциаций сотрудничества, появляются новые российско-китайские совместные университеты. Институционализация сотрудничества двух стран движется вперед.
Несомненно, БРИКС — важная тема для согласований на высоком уровне. Взаимодействие со странами глобального Юга (глобального большинства) — стратегическая задача для Москвы и Пекина.
Сергей Цыплаков
Следует обратить внимание на контексты нынешнего визита. Китай на высоком уровне ушел от формулировки о «безграничном партнерстве» с Россией. Си Цзиньпин повторил старые постулаты сотрудничества двух стран: не создавать союзов, не стремиться к конфронтации и не выступать против третьих стран.
Интерес вызывает позиция КНР по украинскому кризису. Си Цзиньпин совершил поездку в Европу, где заявил о необходимо решить украинский вопрос политическим путем. Урегулирование кризиса, по мнению Пекина, должно быть достигнуто на основе Устава ООН, с соблюдением принципа территориальной целостности, а также с учетом взаимной озабоченности сторон. Тем самым Китай дал ясные сигналы и европейским партнерам, и российской стороне.
Ситуация в области банковских платежей проблематична, поскольку Китаю угрожают вторичные санкции. Объемы торговли Китая с Россией заметно меньше, чем с Европой или с США.
Торгово-экономическое сотрудничество сделало шаг вперед, важность России для Китая возросла. Тем не менее рост количественных параметров не сопровождается ростом качественных характеристик. При этом даже факт подписания какого-либо документа не означает того, что он сразу же начнет выполняться.
Снижение импорта китайских товаров в Россию не носит обвального характера, но оно существенно. Картина в банковской сфере сложна, некоторые платежи все же проходят, несмотря на запреты на взаимодействие с контрагентами. Стоит отметить, что упоминание наименований конкретных банков в СМИ, задействованных в двусторонних финансовых операциях, имеет пагубное влияние на судьбу экономического взаимодействия стран.