16 октября 2023 г. на площадке ММПЦ РИА был проведен круглый стол «Предварительные итоги парламентских выборов в Польше». Эксперты обсудили перспективы формирования нового правительства, контуры возможных изменений во внутренней и внешней политике Польши, а также влияние фактора раскола общества на политическую ситуацию в стране.
В качестве спикеров в мероприятии приняли участие:
Владислав Воротников, к.и.н., директор, ведущий научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО МИД России;
Мария Павлова, к.и.н., научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН;
Дмитрий Буневич, к.и.н., советник директора Российского института стратегических исследований.
16 октября 2023 г. на площадке ММПЦ РИА был проведен круглый стол «Предварительные итоги парламентских выборов в Польше». Эксперты обсудили перспективы формирования нового правительства, контуры возможных изменений во внутренней и внешней политике Польши, а также влияние фактора раскола общества на политическую ситуацию в стране.
В качестве спикеров в мероприятии приняли участие:
Владислав Воротников, к.и.н., директор, ведущий научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО МИД России;
Мария Павлова, к.и.н., научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН;
Дмитрий Буневич, к.и.н., советник директора Российского института стратегических исследований.
Тезисы:
Владислав Воротников
Сегодня первый день после выборов; утро следующего дня — еще не время для подведения окончательных итогов. В ходе подсчета голосов проценты могут двигаться, и пока лучше не строить определенные прогнозы. Экзитполы показывают, что правящая партия может рассчитывать на относительную победу.
Итоги восьмилетнего правления «Права и справедливости» (ПиС) неоднозначны. Мы знаем про многие реализованные социальные меры этой партии. Тем не менее нахождение ПиС у власти попало на довольно сложное время; многие факторы, в т.ч. и внешнеполитические, повлияли на такой результат партии.
ПиС пыталась использовать все ресурсы в ходе электоральной программы; референдум, который, по некоторым оценкам, был организован этой партией, впрочем, не состоялся, несмотря на растущую политическую активность населения Польши. Общество страны действительно поляризовано, публицисты говорят о «польско-польской войне»: разногласия консерваторов и либералов серьезны.
Перед польской внешней политикой стоит ряд вызовов. На российском направлении не ожидается каких-то серьезных перемен (как и с Беларусью). Польша пытается воздействовать на Германию весьма активно: это и вопрос репараций в том числе. Любой новой коалиции будет сложно отказаться от старых требований, особенно в силу их большой поддержки со стороны населения. Нельзя не вспомнить, что сам Д. Туск возглавлял Европейский совет; часть реформ в случае победы оппозиции стоит откатить назад. Украинское направление стало заложником выборов; тем не менее, неформальная поддержка Киева останется неизменной, хотя о дотациях говорить сложнее. Остаются вопросы беженцев, исторических споров. В любом случае, политика в отношении Украины определяется, в основном, видением стратегических интересов Польши.
Мария Павлова
Эта избирательная кампания была наиболее необычной за последние 15 лет. Эксперты отмечали, что эти выборы станут самыми важными для страны с 1989 года. Сегодняшние результаты, конечно, неоднозначны; погрешность ожидается, даже несмотря на то, что результаты экзитполов обычно совпадали с официальными итогами.
Поддержка ПиС по многим оценкам слабела, и это было мобилизующим фактором для оппозиционного электората. Интерес к выборам был беспрецедентен, особенно в силу того, что ожидается в случае поражения ПиС. Страна способна снова вернуться к ситуации конца 2000-х — к практике конкуренции парламента и президента.
Внешняя политика является прерогативой президента Польши, и поэтому какие-то долгосрочные тренды останутся прежними. Стоит обратить внимание и на фигуру самого Д. Туска, обладающего большим авторитетом в европейских структурах; эксперты отмечают, что он способен стать вторым по авторитету европейским политиком после Макрона. Конечно, его возвращение в политику закончит «ледниковый период» между Варшавой и Брюсселем; наверное, в первую очередь усилия Д. Туска будут направлены на размораживание польских средств.
«Железный» электорат ПиС (около 30% населения) никуда не делся, они все еще поддерживают партию независимо от кампании, и любой новой коалиции с этим неизбежно стоит считаться. Какого-то радикального поворота к либеральным ценностям, все же, не будет.
Обвинения в разрушенной экономике — обычное дело для польской политики. Хотя политика ПиС имеет успехи: Польша достигла минимального уровня безработицы, партия успешно реализовала ряд социальных мер (поддержка семей, повышение пенсий, снижение налогов, например). При этом, экономика, в общем-то, работает, хотя Польша сталкивается с высокой инфляцией и с энергетическими проблемами. Тем не менее, Польша лишилась большей доли финансирования Брюсселя, и этот вопрос все еще стоит на повестке дня.
В Польше есть достаточное количество публичных комментаторов, которые пытаются призывать к нормализации отношений с Россией. Но они лишены доступа к политике, тем более они неспособны как-то изменить внешнеполитический курс в отношении Москвы.
Дмитрий Буневич
Мы не знаем окончательных результатов, данных пока недостаточно, и они противоречивы. Главный вопрос — как будет формироваться коалиция, удастся ли собрать оппозиционную коалицию, чтобы правительство состоялось. Президент А. Дуда обещал дать мандат на формирование правительства победившей партии, и в случае успеха ПиС нас ожидают большие интриги.
Население Польши сейчас очень политизировано, и это тоже один из результатов правления ПиС. Партийный курс затрагивает множество аспектов жизни общества, и население неизбежно привлекается в политику. Польское общество расколото, не столько политически, сколько идейно, нравственно.
«Восточный» вектор внешней политики Польше вряд ли изменится. На западном направлении возможны изменения, будет ожидаться потепление отношений с Германией и ЕС. Но А. Дуда сохраняет серьезные рычаги во внешней политике, в этом мы, возможно, будем наблюдать противостояние между офисами президента и премьер-министра.
Я. Качиньский и Д. Туск из того поколения, которые демонтировали Народную республику; они оба — носители антикоммунистической миссии. Д. Туск хочет видеть Польшу «нормальной» европейской страной, серьезным игроком в рамках ЕС, а Я. Качиньский — «великой европейской державой». Сторонники Д. Туска связывают надежды с ростом уровня жизни, а для электората Я. Качиньского Польша — носитель высоких моральных ценностей, историчности. Д. Туск при этом этнически не совсем поляк: он смешанного происхождения, домашний язык, наверное, был более кашубским, чем польским. Это влияет и на его картину мира, и на его имидж.
Много людей в Польше относятся к российской культуре и вообще к России благожелательно, но это просто отдельные политики и отдельные люди. В элитах Польши сложился антироссийский консенсус, которому невозможно что-либо противопоставить. И нельзя исключать здесь фактор североатлантической дисциплины: показательны примеры Венгрии или Болгарии, которые вынуждены следовать антироссийскому мейнстриму. Тем не менее, мы должны быть настроены на диалог с экспертами, с политическими деятелями; но нужно отличать ответственных политиков от популистов, делающих эпатажные заявления.