19 октября 2023 г. на площадке ММПЦ МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол на тему «Эскалация палестино-израильского конфликта: причины и возможные последствия». Эксперты обсудили текущую ситуацию в зоне конфликта, а также перспективы мирного урегулирования нового витка противостояния.
Спикерами круглого стола выступили:
Андрей Кортунов, научный руководитель Российского совета по международным делам;
Григорий Лукьянов, научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН;
Сергей Мелконян, научный сотрудник Отдела изучения Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН.
Людмила Самарская, научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН.
19 октября 2023 г. на площадке ММПЦ МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол на тему «Эскалация палестино-израильского конфликта: причины и возможные последствия». Эксперты обсудили текущую ситуацию в зоне конфликта, а также перспективы мирного урегулирования нового витка противостояния.
Спикерами круглого стола выступили:
Андрей Кортунов, научный руководитель Российского совета по международным делам;
Григорий Лукьянов, научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН;
Сергей Мелконян, научный сотрудник Отдела изучения Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН.
Людмила Самарская, научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН.
Тезисы
Андрей Кортунов
Произошла масштабная трагедия — террористический акт, сравнимый с атакой на США 11 сентября 2001 года. Последствия будут значительными, эхо событий будет долго отдаваться в истории не только Израиля, но и всего ближневосточного региона.
В разжигании конфликта виноват ХАМАС, совершивший международное преступление, за которое его следует осудить. При этом существуют долгосрочные проблемы палестинской государственности, в которых также можно предъявить претензии Израилю. Для разрешения возникших трудностей возникает выбор между двумя приоритетами: наказать ХАМАС, независимо от того, какую цену за это нужно будет заплатить; остановить насилие, добиться перемирия, а также предотвратить эскалацию конфликта до уровня столкновения региональных держав.
Линии расхождения среди основных мировых игроков показало неприятие двух резолюций СБ ООН: российской и бразильской. Последняя резолюция не прошла из-за позиции лишь одной страны — США, которых не устроили даже те компромиссные формулировки, которые содержались в бразильском проекте.
Процесс продолжения замирения Израиля и ведущих арабских государств будет заторможен и в чем-то обращен вспять. Это поражение американской внешней политики, которая делала большую ставку на замирение. С течением времени этот конфликт способен продуцировать разногласия между США и их европейскими союзниками в большей степени, чем конфликт на Украине.
Эхо конфликта отдается во многих европейских странах. Позиция основных политических сил оказалась неоднозначной, в том числе мы видим, как на эти события реагирует арабская улица. Важно понимать, как конфликт повлияет на отношения России с Израилем и его арабскими соседями. Пока непонятно, насколько сохранится роль России в вопросах израильско-палестинского урегулирования, хотя Москва все еще может работать с теми партнерами, до которых не могут «дотянуться» западные страны. Ближний Восток не будет тем, каким он был до этих событий.
Через некоторое время мы можем увидеть в Израиле других политических лидеров, иную политическую повестку. Стратегия Кабинета в отношении Палестины показала свою несостоятельность. В дальнейшем Израилю придется делать выбор: либо последовательно проводить стратегию на два государства, либо предоставить весь объем гражданских прав палестинскому населению.
В течение десятилетий Израиль и его арабские соседи исходили из представления о непобедимости израильской армии. На данный момент оно сильно пошатнулось, что может изменить ситуацию в регионе. Израилю сейчас нужна победа, демонстрация возможности возвращения ситуации под контроль.
Григорий Лукьянов
Ситуация сейчас крайне напряженная, арабская улица остро воспринимает происходящие события. Разные социальные слои, политические силы во многих мусульманских странах едины в оценках происходящих событий в сфере палестино-израильского конфликта. Подавляющее большинство населения в странах Ближнего Востока солидарно с палестинской стороной и смотрит на ситуацию исключительно сквозь призму черно-белых тонов. Политическим элитам государств, выбравшим путь поиска установления отношений с Израилем, в нынешних условиях крайне тяжело.
Сближение с Израилем в предшествующие годы не было случайностью. Для Марокко, ОАЭ, Бахрейна и Саудовской Аравии, которые вели переговоры с Израилем при посредничестве США, это был осознанный стратегический выбор, исходивший из логики понимания будущего в развитии региона, обусловленного нехваткой инклюзивной системы безопасности и устойчивого развития. Ближний Восток не может развиваться без взаимодействия, обмена технологиями и проч. Понимание этого факта политическими элитами определяет действующую позицию: не стремиться усилить свое положение за счет популистской риторики, а попытаться сдержать осуществляющееся насилие.
Мусульманские страны региона в данной ситуации демонстрируют ведение серьезной работы внутри своих стран по поиску новой модели действий по сохранению мира в Палестине и регионе, а также осуществляют работу на внешнеполитическом поле — при условии, что главным направлением работы для них не является осуществление деятельности на уровне ООН. Для большинства стран региона авторитет ООН потерян. Существует объективный запрос на самостоятельное разрешение проблем странами региона. Он поступает не только извне, но и изнутри. Старые подходы стали нерелевантными, глобальные игроки не готовы идти на уступки и делать то, что могли осуществлять 10–15 лет назад.
В 2023 году произошел ряд позитивных тенденций: нормализация отношений между Ираном и Саудовской Аравией; возвращение Сирии в состав ЛАГ; нормализация отношений между Турцией и странами Залива; нормализация отношений между Ираном и Египтом. Была произведена попытка преодолеть разногласия с целью повысить качество и эффективность синергии совместных действий.
Регион не обрушился в пучину всеобщей войны «всех против всех», что является во многом заслугой пройденных лет. Стоит обратить внимание на те инициативы, с которыми сегодня выступает Турция по линии ОИС, важно выработать механизмы мягкого сдерживания. Стоит оценить позицию, которую в нынешних условиях занял Иран, не форсирующий ситуацию. Также следует поддержать инициативы, поступающие от стран, имеющих соглашения с Израилем: Египта, ОАЭ, Иордании.
Страны региона играют более конструктивную роль, чем страны Запада. Занятая западными странами позиция лишает их права называться медиаторами и посредниками в глазах широких масс, а также международного сообщества. При этом позиция, занимаемая Китаем, Индией и Россией, не носит деструктивного характера.
На сегодняшний день в Палестине отсутствуют умеренные политики. К власти придут те, кто вернутся к исключительно силовым методам борьбы. Если продолжится наземная операция, то в Израиле придет новое поколение тех, кто будет помнить трагедию, но не будет готов к ведению переговоров. Но при этом проблема ХАМАС — это не палестинский вопрос в целом, нынешнее стремление наказать ХАМАС не должно превращаться в стремление наказать палестинцев.
Сергей Мелконян
Израиль получил всеобъемлющую поддержку со стороны США: моральную, в создании сдерживающих механизмов от влияния новых акторов, материально-техническую, военную, политико-дипломатическую.
Время играет против Израиля. Страна готовит общественное мнение к тому, что происходит война, которая может затянуться на длительное время. Масштаб операции, планирующейся в Израиле, кратно больше того, что было в 2014 году.
Идеального сценария развития событий нет, однако есть несколько опций: А) Возврат к ситуации 2005 года, при которой Израиль контролирует Сектор Газа, отсутствует ХАМАС и не принимается стратегически ошибочное решение по выходу из Сектора Газа — полное установление контроля Б) Израиль устанавливает контроль над северной частью Сектора Газа, создавая буферную зону.
По состоянию на сегодня, Израиль может оказаться не готовым к открытию новых фронтов, поскольку это противоречит базовым установкам израильской военной доктрины, заложенной с момента основания государства. Во-первых, Израиль должен исключить проведение военных действий на территории своего государства, весь театр военных действий должен находиться на территории противника. Во-вторых, Израиль не может позволить долгую войну.
Единственным позитивным индикатором для Израиля может являться тот факт, что в мире существует лишь две повестки: либо тотальная поддержка Израиля, либо поиск компромисса. Третьего варианта с оказанием поддержки исключительно Палестине пока нет. Мы не видим симметричной и асимметричной поддержки со стороны арабских государств в отношении Палестины в том формате, в котором союзники Израиля оказывают ему поддержку. Это провоцирует Израиль на повышение ставок.
Процесс нормализации отношений заморожен. Израиль эвакуировал свои дипломатические миссии из ряда арабских государств, был прерван процесс нормализации с Саудовской Аравией, что привело к реанимации антиизраильских настроений на арабской улице. Эта тенденция является долгосрочной, ее будет сложно перебороть через 1–2 года, учитывая, что Израиль в скором времени начнет наступательную операцию.
Людмила Самарская
Для израильского общества произошедшие 7 октября события являются колоссальной трагедией и катастрофой, поскольку такого количества жертв за короткий промежуток времени не было довольно давно. Атака породила воспоминания о травме войны Судного дня 1973 года, а также о катастрофе еврейского народа — Холокосте (Шоа) в израильском обществе. Это серьезный фактор, во многом определяющий действия Израиля в данной ситуации.
Готовность Израиля к новым шагам, большим по сравнению с предпринимавшимся ранее, становится выше. С одной стороны, происходит сплочение израильского общества, а с другой, начинают звучать утверждения об ответственности за происходящее правительством Израиля. Политическое руководство не в полной мере взяло на себя ответственность за происходящее, что является серьезной проблемой. В том числе часть ответственности возлагается на Биньямина Нетаньяху. Происходящий кризис стал следствием длительного внутриполитического кризиса, сотрясающего Израиль в течение последних лет.
К количеству существующих жертв возникает крайне болезненный вопрос значительного числа заложников. Этот вопрос о том, чему Израиль будет готов отдать больший приоритет: их освобождению или проведению израильской операции против ХАМАС. Их мотивация в захвате заложников была в создании «живого щита» или в интересах обеспечения последующего обмена заложников на палестинских заключенных.
Стратегии по использованию территорий после проведения операции со стороны Израиля нет. Присутствие на этой территории будет осуществляться с потерями и значительными жертвами. На данном этапе израильское общество сплотилось, однако рейтинг нынешнего политического руководства упал, тогда как рейтинг политических противников Биньямина Нетаньяху возрос. Создание правительства национального единства является временным выходом, способом политического сплочения. Для Биньямина Нетаньяху наступит сложный период, его политическая карьера может приблизиться к окончанию. После окончания операции, которая будет длительной, общество возложит ответственность за последствия в том числе и на него.
Создание светского государства, которое объединило бы все население этой территории, во многом было бы оптимально, но с внешней точки зрения. С точки зрения Израиля это бы прервало существование еврейского государства, поскольку для Израиля принципиально сохранение еврейского характера страны.