Read in English
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 3)
 (6 голосов)
Поделиться статьей

15 мая 2023 г. Российским советом по международным делам (РСМД) в пресс-центре МИА «Россия сегодня» был организован круглый стол «Итоги председательства России в Арктическом совете и будущее сотрудничества в регионе». Эксперты обсудили основные достижения российской дипломатии в деле укрепления организации, а также сделали прогноз дальнейшего развития деятельности Арктического совета (АС) в условиях новой мирополитической конъюнктуры.

В ходе круглого стола была представлена рабочая тетрадь РСМД «Будущее Арктического совета».

В качестве спикеров в мероприятии приняли участие:

  • Николай Корчунов, посол по особым поручениям МИД России, старшее должностное лицо Арктического совета от России

  • Александр Вылегжанин, заведующий кафедрой международного права МГИМО МИД России, член РСМД

  • Никита Белухин, младший научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

15 мая 2023 г. Российским советом по международным делам (РСМД) в пресс-центре МИА «Россия сегодня» был организован круглый стол «Итоги председательства России в Арктическом совете и будущее сотрудничества в регионе». Эксперты обсудили основные достижения российской дипломатии в деле укрепления организации, а также сделали прогноз дальнейшего развития деятельности Арктического совета (АС) в условиях новой мирополитической конъюнктуры.

В ходе круглого стола была представлена рабочая тетрадь РСМД «Будущее Арктического совета».

В качестве спикеров в мероприятии приняли участие:

  • Николай Корчунов, посол по особым поручениям МИД России, старшее должностное лицо Арктического совета от России

  • Александр Вылегжанин, заведующий кафедрой международного права МГИМО МИД России, член РСМД

  • Никита Белухин, младший научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

Тезисы

Николай Корчунов

  • Россия уделяет большое внимание Арктическому региону, его значение в мировой политике возрастает. Москва руководствовалась в своей деятельности интересами устойчивого развития Арктики, благополучием коренных и малочисленных народов Севера. РФ выполнила все обязательства, итоги председательства показали, что Россия как самая большая арктическая страна должна продолжать свою работу и не ограничиваться одним форматом. Работа России соответствовала Стратегии развития Арктики до 2035 года. После временной заморозки участия западных стран в работе АС, фокус активности был перенесен на российские регионы.

  • Удалось сохранить Арктический совет как организацию, 11 мая 2023 г. председательство перешло к Норвегии. Тот факт, что западные страны заморозили свое участие в Арктическом совете, способствовал фрагментации международного арктического сотрудничества.

  • Теперь все зависит от Норвегии. Будет ли возможно добиться равноправного участия всех членов АС? Совет должен основываться на общих интересах. Для России Арктический совет — одна из форм сотрудничества. Отсутствие взаимодействия означает дилемму для самой организации: проекты, согласованные в 2021 г. на саммите в Рейкьявике, не могут быть выполнены без кооперации. По результатам того саммита, Арктика должна была стать пространством стабильности и диалога. Важно, чтобы наши партнеры не на словах, а на деле стремились воплотить это положения в жизнь.

  • Важно было удостовериться в готовности партнеров подтвердить Рейкьявикские решения и на их основе двигаться вперед. Среди принятых тогда документов можно выделить Стратегический план АС до 2030 г. Свежее заявление Норвегии в качестве нового председателя Совета свидетельствовало о намерении сохранить АС для продолжения политического сотрудничества.

  • В АС действует принцип консенсуса — без России совет в принципе не сможет работать. Тем не менее удалось добиться от партнеров заверений в сохранении Арктического совета. При этом работа Совета основана на совместных инициативах. Какова будет цена сохранения этой организации? За счет чего она будет сохранена? Жертвой падут качество работы, объем решаемых проблем. «Мягкая безопасность» также, скорее всего, будет задвинута на второй план.

  • Для РФ Арктический совет интересен лишь тогда, когда он соответствует российским доктринальным документам в Арктике. Если членство в АС ему способствует, мы будем работать. Если мы будем видеть, что участие в Совете нам мешает, мы можем задуматься о прекращении своего участия.

  • Роль председателя обязывает Норвегию к определенной доле непредвзятости. Много говорилось о том, будут ли приглашаться наши эксперты. Норвегия заявляла о намерении сохранить АС в составе восьми держав и никого не дискриминировать. Виртуальная форма принятия решений также допустима; при этом нужно понимать, насколько это влияет на эффективность работы организации.

Александр Вылегжанин

  • Сохранение Арктического совета в такой сложной обстановке — крупный успех МИД РФ. Если посмотреть тексты выступлений остальных арктических стран, мы увидим, что это нарушение традиций, духа сотрудничества, который был до этого. Всегда РФ и США сохраняли диалог в Арктике, даже несмотря на проблемные взаимоотношения в других регионах. Знаменитое Соглашение о сохранении белых медведей в Арктике согласовывалось даже и во время агрессии США во Вьетнаме; в 1973 г этот документ был подписан. И после создания АС Россия осудила вторжение США в Ирак, их военные преступления в стране; тем не менее, РФ не поднимала этот вопрос в рамках АС.

  • Для РФ как для крупнейшей арктической державы непонятно, почему общие интересы принесены в жертву политической конъюнктуре. В 2021 г. в Рейкьявике все восемь арктических государств договорились о многом; в 2022 г. все было перечеркнуто. Эта ситуация сложна; есть разные альтернативы будущего для АС. Если Совет прекратит свое существование, от этого проиграют все восемь стран.

  • Институт посредничества применяется, когда не надо принимать ничью сторону. Норвегия уже заняла свою позицию; она не может быть посредником. Но у нее могут появиться полномочия по возвращению АС в нормальное русло. Россия никогда не провоцировала конфликты в Арктике. И различные оценки событий в других регионах не стоит переносить в Арктику.

  • АС действует на четких правовых условиях, его основа — Оттавская декларация. Главное условие декларации — консенсус между всеми восемью арктическими государствами. Соответственно, без РФ сам совет прекратить существование; при этом возможно, что будет создана какая-то другая платформа. Сила Арктического совета не только в сотрудничестве 8 государств, но и в институте наблюдателей (где собраны ведущие экономики мира). Еще один уникальный механизм — участие в работе Совета коренных малочисленных народов Севера.

Никита Белухин

  • Наблюдается исчезновение арктического единства. Больше всего выигрывают от этого неарктические страны. Наиболее проигравшие — коренные малочисленные народы Севера. Консенсус восьмерки позволял им «приглашать» неарктические страны в регион на своих условиях. Теперь эти страны могут балансировать и играть на противоречиях арктических стран.

  • Во-первых, климат не знает границ; с прекращением сотрудничества могут обостриться проблемы сохранения окружающей среды в Арктике. Во-вторых, из-за санкций народам сложно общаться и преодолевать границы. Например, потеря контактов между норвежскими и российскими саамами губительна для сохранения их традиционных промыслов. Грядущее председательство Норвегии будет испытанием для их воли к посредничеству в урегулировании нового кризиса сотрудничества.

  • Организации нужно сделать акцент на решении крупных транснациональных угроз, которые вынудят арктические страны взаимодействовать. Пример такой проблемы: подъем затонувших подводных лодок со дна моря. Отслеживать изменения климата в Арктике также невозможно без привлечения данных российских ученых. Радикализация отношений не входит в интересы всех арктических стран.

В подготовке тезисов принимал участие стажер РСМД Даниил Растегаев.

Видео

(Голосов: 6, Рейтинг: 3)
 (6 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся