Read in English
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

29 сентября 2025 г. в Российском совете по международным делам (РСМД) состоялся круглый стол «Россия и Вьетнам в условиях растущей конкуренции в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Евразии: точки конвергенции». Российские и вьетнамские эксперты обсудили актуальные вопросы международной повестки дня, включая проблемы глобальной и региональной безопасности, позицию Вьетнама по отношению к ведущим центрам силы, в том числе России и Китаю, а также сравнили концепции Большой Евразии и Индо-Тихоокеанского региона.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратились руководитель программного направления РСМД Юлия Мельникова и директор Центра корейских исследований Университета социальных и гуманитарных наук Вьетнамского национального университета Хошимина Буй Хай Данг.

В ходе дискуссии особое внимание было уделено роли Китая в Юго-Восточной Азии и Азиатско‑Тихоокеанском регионе в целом. Вьетнамские эксперты также представили позицию Ханоя в отношении российско‑китайских инициатив в Евразии и подчеркнули, что углубление сотрудничества Москвы и Пекина может существенно повлиять на их отношения со странами АСЕАН. Сам Вьетнам в этом контексте придерживается политики балансирования и стремится к выстраиванию взаимодействия со всеми приоритетными партнерами.

Российские эксперты указали на готовность углубления отношений с Вьетнамом как в двустороннем формате, так и на площадках БРИКС+, ЕАЭС+ и ШОС+. По их мнению, Вьетнам вполне мог бы претендовать на роль третьей стороны в треугольнике «Россия — Китай — Вьетнам» в Евразии. Кроме того, Москва и Ханой могут стать партнерами в обеспечении энергетической, продовольственной и финансовой безопасности региона, что позволит Вьетнаму диверсифицировать экономические связи, а России — развивать концепцию Большого Евразийского партнерства.

            С российской стороны во встрече приняли участие заместитель директора Центра АСЕАН МГИМО МИД России Валерия Вершинина, доцент кафедры востоковедения, старший научный сотрудник ИМИ МГИМО МИД России Анна Киреева; заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Александр Королев; старший научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИКСА РАН Елена Пыльцина; главный научный сотрудник Центра Азиатско-Тихоокеанских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Виктор Сумский.

Вьетнамскую сторону представили директор Центра корейских исследований Университета социальных и гуманитарных наук Вьетнамского национального университета Хошимина Буй Хай Данг; заместитель директора Института исследований Европы и Америки Вьетнамской академии общественных наук Данг Минь Дык; директор Центра изучения России и стран СНГ Института исследований Европы и Америки Вьетнамской академии общественных наук Ву Тхюи Чанг; старший специалист Университета социальных и гуманитарных наук Вьетнамского национального университета Хошимина Тон Ну Ким Фунг; старший советник Управления проектами Университета экономики и финансов Хошимина Хюинь Ким Тин.

Модератором круглого стола выступил программный координатор РСМД Глеб Грызлов.

29 сентября 2025 г. в Российском совете по международным делам (РСМД) состоялся круглый стол «Россия и Вьетнам в условиях растущей конкуренции в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Евразии: точки конвергенции». Российские и вьетнамские эксперты обсудили актуальные вопросы международной повестки дня, включая проблемы глобальной и региональной безопасности, позицию Вьетнама по отношению к ведущим центрам силы, в том числе России и Китаю, а также сравнили концепции Большой Евразии и Индо-Тихоокеанского региона.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратились руководитель программного направления РСМД Юлия Мельникова и директор Центра корейских исследований Университета социальных и гуманитарных наук Вьетнамского национального университета Хошимина Буй Хай Данг.

В ходе дискуссии особое внимание было уделено роли Китая в Юго-Восточной Азии и Азиатско‑Тихоокеанском регионе в целом. Вьетнамские эксперты также представили позицию Ханоя в отношении российско‑китайских инициатив в Евразии и подчеркнули, что углубление сотрудничества Москвы и Пекина может существенно повлиять на их отношения со странами АСЕАН. Сам Вьетнам в этом контексте придерживается политики балансирования и стремится к выстраиванию взаимодействия со всеми приоритетными партнерами.

Российские эксперты указали на готовность углубления отношений с Вьетнамом как в двустороннем формате, так и на площадках БРИКС+, ЕАЭС+ и ШОС+. По их мнению, Вьетнам вполне мог бы претендовать на роль третьей стороны в треугольнике «Россия — Китай — Вьетнам» в Евразии. Кроме того, Москва и Ханой могут стать партнерами в обеспечении энергетической, продовольственной и финансовой безопасности региона, что позволит Вьетнаму диверсифицировать экономические связи, а России — развивать концепцию Большого Евразийского партнерства.

С российской стороны во встрече приняли участие заместитель директора Центра АСЕАН МГИМО МИД России Валерия Вершинина, доцент кафедры востоковедения, старший научный сотрудник ИМИ МГИМО МИД России Анна Киреева; заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Александр Королев; старший научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИКСА РАН Елена Пыльцина; главный научный сотрудник Центра Азиатско-Тихоокеанских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Виктор Сумский.

Вьетнамскую сторону представили директор Центра корейских исследований Университета социальных и гуманитарных наук Вьетнамского национального университета Хошимина Буй Хай Данг; заместитель директора Института исследований Европы и Америки Вьетнамской академии общественных наук Данг Минь Дык; директор Центра изучения России и стран СНГ Института исследований Европы и Америки Вьетнамской академии общественных наук Ву Тхюи Чанг; старший специалист Университета социальных и гуманитарных наук Вьетнамского национального университета Хошимина Тон Ну Ким Фунг; старший советник Управления проектами Университета экономики и финансов Хошимина Хюинь Ким Тин.

Модератором круглого стола выступил программный координатор РСМД Глеб Грызлов.

Тезисы

Анна Киреева

  • Отношения Москвы и Пекина не являются альянсом или союзом в привычном понимании. Россия и Китай — стратегические партнеры, которые имеют общую позицию в отношении формирования полицентричного миропорядка и последовательно продвигают тезис о необходимости участия незападных стран в формировании правил и принципов глобального управления.

  • При этом Россия и Китай не обязаны поддерживать друг друга, если имеют разное видение некоторых ситуаций. Например, Москва занимает нейтральную позицию в отношении китайской политики в Южно-Китайском море, а Пекин — относительно украинского кризиса. Важнейшими аспектами российско-китайского сотрудничества являются именно обсуждение позиций, согласование интересов и поиск компромиссов.

  • Взаимная заинтересованность сторон обусловлена рядом факторов, в том числе наличием протяженной общей границы и историческим опытом преодоления напряженности. Стабильные взаимоотношения позволяют России и Китаю обеспечивать собственную безопасность, усиливать ее и избегать геополитического окружения. Развитие экономических связей и энергетического сотрудничества также остаются ключевыми приоритетами.

  • Россия воспринимает Китай как ключевого партнера в области экономического развития и обеспечения региональной безопасности в Евразии. Ухудшение российско-китайских отношений будет только подрывать евразийскую безопасность, в то время как их развитие — усиливать ее. Тем не менее в экономической сфере Москва заинтересована в развитии альтернативных региональных партнерств, чтобы избежать доминирования Китая во внешнеэкономической стратегии России.

Виктор Сумский

  • Американо-китайское соперничество более не является единственным определяющим развитие международных отношений в XXI в. трендом. Для Евразии важнейшее значение имеет российско-китайское сотрудничество и реализация совместных проектов двух стран. Вьетнаму следует рассмотреть возможности подключения к инициативам России и Китая, а не опасаться их сближения.

  • Концепция Индо-Тихоокеанского региона — это геостратегическая идея, которая предполагает превращение этого пространства в театр военных действий, особенно на море. Россия и Китай, в свою очередь, в большей степени заинтересованы в обсуждении континентальных проектов, направленных на развитие представленных в регионе государств.

  • Текущий кризис глобализации обусловлен неспособностью Запада выполнить данные развивающимся странам обещания в области развития. США, например, перестали быть главным инвестором для их экономик. Азиатским государствам — бенефициарам глобализации, соответственно, важно корректировать свой внешнеполитический курс и искать новые формы участия в мировой экономике в интересах социального развития.

Александр Королев

  • Россия поддерживает видение АСЕАН по развитию Азиатско-Тихоокеанского региона при помощи налаживания дипломатических связей, однако совместить идеи Большой Евразии и Индо-Тихоокеанского региона во внешней политике стран Ассоциации, прежде всего Вьетнама, практически невозможно.

  • Вьетнам мог бы более внимательно отнестись к развитию Евразийского направления своей внешней политики, тем более что уже есть позитивный опыт взаимодействия с Россией по этому вопросу в виде зоны свободной торговли между ЕАЭС и АСЕАН и присоединения Вьетнама к БРИКС в качестве партнера по диалогу.

  • Россия и Вьетнам могут стать партнерами в обеспечении энергетической, продовольственной и финансовой безопасности. Сотрудничество позволит Вьетнаму диверсифицировать экономические связи в условиях, когда он вынужден балансировать между Китаем и США, а России – развивать концепцию Большого Евразийского партнерства. Банки развития БРИКС и ШОС могут способствовать финансовому суверенитету Вьетнама.

  • Потенциал торгово-экономического сотрудничества России и Вьетнама реализован недостаточно. Очевидно, что товарооборот между сторонами не достигнет уровня вьетнамо-китайских связей, однако развитие торговли локальными товарами может принести значительную взаимную выгоду.

  • Вьетнам как средняя держава получит больше выгод от стратегии примыкания и частичного примыкания в кратко- и среднесрочной перспективе. Россия не сможет стать гарантом безопасности Вьетнама, но может быть одним из ее поставщиков, с учетом накопленного опыта взаимодействия в этой сфере.

Валерия Вершинина

  • Идея евразийской безопасности может стать жизнеспособной альтернативой западным концепциям развития региона. На пространстве Евразии невозможно доминирование одной державы, страны региона согласуют свои позиции и сосуществуют при балансе интересов. Схожее стремление государств к развитию диалога и поиску компромиссов наблюдается на пространстве АСЕАН. В этом контексте будет полезен обмен опытом между евразийскими форматами сотрудничества и странами АСЕАН.

  • Российские исследователи характеризуют состояние среды в АТР как «параллельное» лидерство, что создает возможность выбора для региональных государств.

  • Вьетнам активно развивает евразийское направление своей внешней политики. Об этом свидетельствует установление стратегического партнерства Вьетнама и Казахстана, который является членом ЕАЭС, ШОС, ОДКБ и других форматов многостороннего сотрудничества на пространстве Евразии.

  • Россия и Вьетнам имеют общие позиции по некоторым глобальным вопросам. Например, как было обозначено в выступлениях президента Вьетнама Лыонг Кыонга и министра иностранных дел России Сергея Лаврова на сессии Генеральной Ассамблеи в сентябре 2025 г., оба государства продвигают реформу ООН акцентируют внимание на сохранение ведущей роли организации в мировых процессах и приверженность соблюдению принципов Устава ООН.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся