Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

21–22 сентября 2023 г. состоялся VI Международный форум юристов и экономистов «Современные проблемы права и экономики», главная тема которого: «Проблемы доверия в праве в условиях интернационализации и международное сотрудничество» при Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА). В организации Форума приняли участие генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Тимофеев в качестве члена программного комитета, а также Константин Суховерхов, программный менеджер РСМД, в качестве члена организационного комитета.

В пленарном заседании Форума «Роль международного юридического сообщества в формировании новой среды доверия» 21 сентября принял участие и выступил Иван Тимофеев с докладом на тему «Политики и права в контексте применения санкций».

Позже в рамках Форума состоялась экспертная дискуссия РСМД и МГЮА «Правовой механизм противодействия гринвошингу: опыт России и зарубежных стран». Модераторами дискуссии выступили Вячеслав Агафонов, заведующий кафедрой экологического и природоресурсного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н., доцент, а также Наталья Воронина, профессор кафедры экологического и природоресурсного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н., доцент.

21–22 сентября 2023 г. состоялся VI Международный форум юристов и экономистов «Современные проблемы права и экономики», главная тема которого: «Проблемы доверия в праве в условиях интернационализации и международное сотрудничество» при Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА). В организации Форума приняли участие генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Тимофеев в качестве члена программного комитета, а также Константин Суховерхов, программный менеджер РСМД, в качестве члена организационного комитета.

В пленарном заседании Форума «Роль международного юридического сообщества в формировании новой среды доверия» 21 сентября принял участие и выступил Иван Тимофеев с докладом на тему «Политики и права в контексте применения санкций».

Позже в рамках Форума состоялась экспертная дискуссия РСМД и МГЮА «Правовой механизм противодействия гринвошингу: опыт России и зарубежных стран». Модераторами дискуссии выступили Вячеслав Агафонов, заведующий кафедрой экологического и природоресурсного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н., доцент, а также Наталья Воронина, профессор кафедры экологического и природоресурсного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н., доцент.

В ходе дискуссии участники обсудили аспекты современных экологических угроз и вызовов, требующих перехода к модели ответственного производства и потребления. Данная модель позволяет реализовать Цели устойчивого развития (ЦУР) 2030, которые в свою очередь направлены на преодоление глобальных проблем, таких как нищета и голод, болезни, антисанитария, загрязнение окружающей среды и потребительское отношение к природным ресурсам, тем самым являясь решением к устойчивому развитию человечества. Более детально за основу устойчивого развития принимается ответственное потребление всех сторон процесса экологизации, таких как государства, бизнес-структуры, общества. Данную повестку в современном мире формирует тренд корпоративного управления, который основывается на принципах ESG. Однако определенная часть производителей, прикрываясь «зеленой» миссией, производят продукцию без вклада в охрану окружающей среды. Такой термин как «гринвошинг» может обозначить данное явление. Проблема гринвошинга многогранна и включает в себя недобросовестную конкуренцию, нарушение прав потребителей, дискредитацию корпоративной социальной ответственности, ограничение интеллектуальной собственности, неразвитость рынка экологичной и органической продукции. Несмотря на усилия государственного сектора по противодействию гринвошингу, его доля только увеличивается.

Елена Маслова, к.полит.н., старший научный сотрудник Института международных исследований, доцент МГИМО МИД России, старший научный сотрудник Института Европы РАН, выступила с темой «Зелёная маркировка в ЕС как средство борьбы с гринвошингом». По её мнению, главной задачей борьбы с гринвошингом является функциональность использования маркировок в ЕС. Несмотря на данные о ведущей позиции Франции, Италии и Германии по использованию зелёных маркировок, граждане стран северной Европы в большей степени осведомлены об особенностях их применения. Помимо уровня осведомленности, важными аспектами, на которые стоит обратить особое внимание, являются использование маркировки в целях маркетинга, неурегулирование большого количества псевдозелёных маркировок, политика протекционизма стран ЕС по отношению к использованию зеленых маркировок другими странами, а также сложная процедура их верификации. В своём докладе Елена Маслова также обратила внимание на инициативу ЕС по введению запрета к 2026 году на использование «зеленых» или «биоразлагаемых» наименований в целях избежания недобросовестного применения маркировок.

Анна Моника Медейрос Феррейра, адвокат, профессор юридического факультета Центра высшего образования Серидо Федерального университета Риу-Гранди-ду-Норти (CERES/UFRN), доктор философии в области социальных наук Федерального университета Риу-Гранди-ду-Норти (UFRN), выступила с докладом на тему «Ветроэнергетика и переход к энергетике: правовые соображения, основанные на социально-экологических конфликтах в Бразилии». Спикер поделилась данными своего исследования с целью обмена информации и проведения диалога между заинтересованными сторонами в области развития ВИЭ, с особым вниманием на социально-экологические конфликты на территории Бразилии. Она отметила большой потенциал использования ветряной энергии как главного ресурса достижения Парижского соглашения. Проблемы, стоящие на пути к достижению поставленных целей, такие как устаревшее законодательство, недостижимость консенсуса о применении конвенции по механизмам сотрудничества о гринвошинге между административно-правовым и общественными секторами, а также нехватка многостороннего диалога — были выделены среди основных в Бразилии. Профессор отметила, что необходимо применение и обсуждение не только темы ESG, но и тем, касающихся декарбонизации экологических систем, централизации процессов распределения ресурсов и подготовки правовой базы для эффективного применения решений в области энергетики. В своём выступлении она также подчеркнула, что по причине игнорирования потребностей населения крупными корпорациями, а также отсутствия универсальной системы регулирования и прямой социальной заинтересованности в данной повестке, для достижения ЦУР и изменения ситуации в Бразилии потребуется ряд взаимосвязанных факторов: переход на потребление ветряной энергии, потребность прямого вовлечения людей в регулирование источников энергии, аккумуляция и последующее перераспределение ресурсов, а также цельная правовая структура для реализации всего вышеперечисленного.

Екатерина Новикова, руководитель отдела корпоративных практик и ESG проектов ПАО «СПБ Биржа», представила доклад на тему «Правила и регулирования бирж как средство борьбы с гринвошингом». В нём она отметила, что трактовка гринвошинга в финансовых организациях вследствие его распространения посредством желания повышения репутации всё больше размывается. Также она подчеркнула, что изначально право о самодекларации являлось методом стимулирования производителей в использовании зеленой продукции, что в последующем привело к его злоупотреблению из-за отсутствия четких регламентов, единого мнения и специалистов в сфере ESG. Таким образом, свободная интерпретация терминов и их применений привела к абсентизму в существенности факторов, подразумевая под собой возможность доступности и прозрачности информации. На данный момент существует ряд требований тестирования информации. На территории РФ Центральным банком предоставлены рекомендации по ответственному инвестированию и раскрытию информации, когда как в Германии, где ориентация идет на экологический фактор в рамках ESG, был введен штраф за отсутствие доказательств о достоверности информации. Также было отмечено нововведение 2022 года по принятию новых требований по добровольной маркировке, наличию инвестиционному законодательству, таксономии экологических проектов и обязательной финансовой отчетности. Екатерина Новикова в ходе выступления также рассказала о правилах листинга, облегчающих работу с проектами в сегменте инструментов устойчивого развития и отечественном кодексе добросовестного поведения, включающего в себя восемь принципов, главными из которых для финансового сектора являются документация, прозрачность информации и отсутствие искажении информации.

Екатерина Василенко, ведущий экономист Отдела анализа климатических рисков Департамента финансовой стабильности Банка России, выступила на тему «Гринвошинг в финансовом секторе: национальные и зарубежные практики регулирования». В своем докладе она отметила важность терминологии для последующей диверсификации определения гринвошинга от финансового гринвошинга, который представляет собой различные маркетинговые методы, направленные на предоставление фальсифицированных положительных экологических результатов. Также Екатерина Василенко отметила риски и последствия гринвошинга, такие как искажение информации об инвестиционных рисках, неспособность извлечения выгоды из роста «зеленых» секторов экономики, а также инвестирование в активы, не соответствующие принципам экологической устойчивости. Эксперт рассказала о предоставлении классификации секторов гринвошинга по необходимости их регулирования, из которых главными были выделены: 1) Раскрытие информации; 2) Маркировка финансовых продуктов; 3) Таксономия финансовых инструментов. Законодательства разных стран предоставляют ряд отличающихся правил относительно каждого из вышеупомянутых факторов. Особое внимание было уделено второму сектору в классификации по причине зарождения нового законодательства, например ЕС предоставила постановление 2019/209 Парламента и Совета ЕС, касающийся контрольных показателей ЕС по переходу к изменению климата, контрольных показателей, согласованных с ЕС, и раскрытии информации, основанной на устойчивом развитии для контрольных показателей, тогда как Австралия выписала информационный лист 271, а Великобритания ввела расширенное раскрытие некоторыми инвестиционными консультантами и инвестиционными компаниями информации об экологических, социальных и государственных инвестиционных практиках и названиях инвестиционных компании. Екатерина Василенко также отметила разницу законодательных правил в первом и третьем секторах, отечественными постановлениями в которых стоит отметить Информационное письмо «О рекомендациях по раскрытию финансовыми организациями информации в области устойчивого развития» Банка России, а также постановление правительства РФ «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации».

Евгения Старикова, к.э.н., старший преподаватель кафедры экономической политики и государственно-частного партнёрства (ЭПГЧП) МГИМО МИД России, выступила с докладом на тему «Косвенные методы борьбы с гринвошингом: роль государства и общества». Экологические сертификаты, такие как маркировка и их проверка, развитие ESG-аудита, а также закон об органической продукции входят в число основных сфер государственного воздействия. В своём выступлении эксперт указала на важность подтверждения эко-маркировки независимой стороной, привела пример несуществующих, но широко использующихся маркировок, а также отметила три главных формата маркировки «листка жизни» на территории РФ. Также она отметила, что критическое мышление, просветительские компании, и использование мобильных приложений, таких как Eco Label Guide, эко-трекер и +1 город являются одними из главных методов борьбы общества с гринвошингом. Также Евгения Старикова обратила внимание на такой феномен как «гринвишинг» или «зеленый самообман», которое состоит из мнимого представления о соответствии выполнения минимальных экологических требований и убеждением того, что их достаточно.

Азамат Кадыров, к.ю.н., доцент кафедры гражданского и трудового права Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына обратил особое внимание в своём выступлении на рост экологически-связанных процессов на территории Киргизской Республики. Одними из важных аспектов были обозначены прозрачность по использованию поступающих средств, обнаружение и последующие применение соответствующего законодательства, доверительное взаимодействие с государством. Эксперт отметил, что в последнее время за счет средств инвесторов восстановились усилия по информированию граждан и политики прозрачности.

Айдана Алиева, ведущий специалист Управления нормативно-правового обеспечения Министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора Киргизской Республики, выступила с докладом на тему «Устойчивое развитие и современная правовая политика в Кыргызстане». С 2021 года Министерство природных ресурсов Киргизской Республики перенимает методику западных стран на законодательном уровне для построения своего законодательства в области экологии. Принятие ряда правовых нормативов показывают приверженность правительства к реализации экологической повестки. Также Айданой Алиевой был отмечен высокий уровень участия общественного сектора, например по проведению масштабных акций по борьбе с загрязнением о. Иссык-Куль, проведение работы по распространению информации о сохранности окружающей среды, а также переработка автомобильных шин и покрышек. Все вышеперечисленное является явным показателем вовлеченности различных заинтересованных сторон-участников в Киргизской Республике.

Редникова Татьяна, к.ю.н., старший научный сотрудник сектора экологического, земельного и аграрного права Института государства и права Российской академии наук, выступила с докладом «Современная «зеленая» идеология — борьба за благоприятное состояние окружающей среды или миф?». Среди главных факторов проблематики гринвошинга, Татьяна Редникова отметила высокий уровень дезинформации и отсутствие единого вида сертификации. Она также привела в пример феномен глобального потепления как главный показатель гринвошинга по причине отсутствия системы комплексной и научной оценки, и из неё вытекающего отсутствия действия для более вовлечённой борьбы. Также важными факторами обозначенной проблематики были отмечены: недостаток единой стимулирующей системы производителей, сопряженность ЦУР с гринвошингом (т.е. необходимость четкой категоризации проблем и параллельных усилий на их исследование), неучастие специалистов в государственных закупках и др.

По окончанию дискуссии были определены общие точки соприкосновения докладов, связанных с особенностями формирования экологического законодательства в России и за рубежом.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся