Российский совет по международным делам (РСМД) продолжает следить за развитием событий в Афганистане после прихода к власти движения «Талибан». 12 ноября 2021 г. состоялся круглый стол «Афганистан при талибах: национальные, региональные и глобальные последствия», в ходе которого российские и китайские эксперты обменялись мнениями по ряду вопросов.
С приветственным словом к участникам обратились генеральный директор РСМД Андрей Кортунов и профессор Института международных исследований Фуданьского университета (КНР) Чжао Хуашэн.
В ходе круглого стола обсуждались перспективы политической эволюции Талибана, текущая ситуация в республике, влияние и интересы региональных игроков, в том числе — государств Центральной Азии. Отдельное внимание специалисты уделили интересам и перспективам сотрудничества России и Китая по афганскому вопросу, признав возможности ограниченными.
Российский совет по международным делам (РСМД) продолжает следить за развитием событий в Афганистане после прихода к власти движения «Талибан». 12 ноября 2021 г. состоялся круглый стол «Афганистан при талибах: национальные, региональные и глобальные последствия», в ходе которого российские и китайские эксперты обменялись мнениями по ряду вопросов.
С приветственным словом к участникам обратились генеральный директор РСМД Андрей Кортунов и профессор Института международных исследований Фуданьского университета (КНР) Чжао Хуашэн.
В ходе круглого стола обсуждались перспективы политической эволюции Талибана, текущая ситуация в республике, влияние и интересы региональных игроков, в том числе — государств Центральной Азии. Отдельное внимание специалисты уделили интересам и перспективам сотрудничества России и Китая по афганскому вопросу, признав возможности ограниченными.
В дискуссии приняли участие директор Центра евроазиатских исследований МГИМО МИД России Иван Сафранчук; доцент Школы международных отношений и связей с общественностью Цзилиньского университета Фу Юйхун; исполнительный вице-президент Института международных и стратегических исследований Пекинского университета Гуань Гуйхай; ведущий научный сотрудник Научно-учебной лаборатории политической географии и современной геополитики, профессор Департамента международных отношений Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Казанцев; доцент Департамента исследований развивающихся стран Китайского института международных исследований Ли Циньгуань; директор Центра изучения современного Афганистана, старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока ИВ РАН Омар Нессар; директор Центра южноазиатских исследований Фуданьского университета Чжан Цзядун; директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, член РСМД Алексей Маслов; старший научный сотрудник Центра американских исследований Фуданьского университета Чжао Миньхао; консультант Московского Центра Карнеги Темур Умаров, программный ассистент РСМД Иван Бочаров.
Модератором дискуссии выступила заместитель программного директора РСМД Ксения Кузьмина.
Тезисы
Об особенностях развития внутренней ситуации в Афганистане:
-
Ограниченный состав правительства в Афганистане не сможет обеспечить талибам эффективные механизмы управления страной. При отсутствии инклюзивного правительства Талибы не смогут эффективно контролировать территорию или оказывать сопротивление противодействующим им элементам в отсутствие доверия и поддержки со стороны широких слоев населения.
-
Такой же негативный эффект на устойчивость режима талибов окажет исключительное проведение политики, основанной на догмах и идеологии.
-
Ресурсов, необходимых для решения внутренних проблем, существующих в Афганистане, крайне недостаточно. Для их привлечения необходимо повышение инвестиционной привлекательности страны, в то время как финансовая система фактически парализована. Однако серьезность гуманитарного кризиса вызывает различные экспертные оценки: в то время как для одних специалистов он очевиден, и они предсказывают падение талибов под его воздействием уже к 2022 г. другие скептически оценивают неизбежность гуманитарной катастрофы.
-
Проблема признания является актуальной для талибов. Движение стремится добиться долгосрочного признания со стороны международного сообщества также в целях повышения уровня доверия со стороны граждан.
-
Также и экономика Афганистана зависит от международной помощи. Требуются специальные программы, которые едва ли будут предоставлены в текущих условиях.
-
Террористические группировки в Афганистане создают проблему региональной дестабилизации и радикализации Центральной Азии и Ближнего Востока.
Вероятность развития террористической угрозы:
-
Некоторые эксперты считают, что Талибан не сможет преодолеть существующие внутренние столкновения между различными силами. Например, ССК (Ястребы свободы Курдистана) будут представлять угрозу безопасности в стране. Это может привести к новым терактам. Другие считают, что мелкие движения против Талибана не представляют для него серьезной опасности.
-
Талибан связан с террористической организацией «Аль-Каида», которая представляет еще большую опасность, как и сохраняющаяся на территории ИГИЛ. Их потенциальное укрепление создает опасность для соседних стран в Центральной Азии и на Ближнем Востоке.
Роль Китая в афганском вопросе:
-
Китай рассматривает Афганистан как источник возможностей и рисков одновременно.
-
Следовательно, Китаю следует активизировать свое участие в решении афганского вопроса. Некоторые эксперты считают, что для Китая это прекрасная возможность нарастить влияние в Центральной Азии.
-
Тем не менее Китай должен иметь ограниченную повестку в отношении Афганистана и знать, как реагировать на террористические или экстремистские нападения, в случае необходимости. Пекин понимает риски чрезмерного вовлечения в афганской проблеме.
-
Другие эксперты считают, что афганский вопрос не важен для Китая в геополитическом плане. В Инициативе пояса и пути нет места Афганистану.
Роль взаимодействия России и Китая в афганском вопросе:
-
Россия и Китай являются основными акторами, которые влияют на ситуацию в Афганистане. Обе страны заинтересованы в сохранении влияния в Центральной Азии в экономическом и политическом плане.
-
Россия и Китай также разделяют общий стратегический интерес в обеспечении безопасности в этом регионе. Террористические группировки представляют угрозу стабильности в регионе.
-
Россия и Китай могут также сотрудничать и обсуждать этот вопрос на площадке ООН, без которой не решить, например, вопрос признания режима талибов.
-
Россия и Китай должны оказывать политическую, военную, техническую поддержку друг другу перед лицом кризисов, считают китайские эксперты. Направление США и ЕС менее релевантны для Москвы и Пекина.
Роль стран Центральной Азии:
-
Страны Центральной Азии являются основными действующими лицами, которые могут изменить ситуацию в Афганистане. В том числе, Таджикистан играет влиятельную роль в афганском вопросе. Президент Таджикистана Э. Рахмон хочет повысить популярность, используя проблему Афганистана, Таджикистан в настоящее время активизирует сотрудничество с Талибами для достижения своих целей.
-
Напряженность и непонимание между Талибаном и Таджикистаном могут привести к эскалации конфликта.
-
В Киргизстане возможна революция, его вовлеченность в афганский вопрос будет испытывать воздействие этой динамики.
-
Узбекистан является наиболее динамичным участником в этом вопросе и рассматривает афганский вопрос как шанс стать лидером в глобальном геополитическом масштабе. Однако ы не должны недооценивать силу политических режимов стран Центральной Азии и переоценивать экономический кризис в них. Существует опасность возможных террористических атак на границах, но правительствам стран региона под силу с ними справиться.
-
Есть общие опасения России, Китая, стран Центральной Азии по поводу угроз безопасности на границах. Однако они не намерены превентивно вмешиваться во внутреннюю ситуацию в Афганистане. Их ключевым приоритетом является подготовка к чрезвычайным ситуациям.
Роль третьих стран:
-
У США есть цель сохранить доминирование в Центральной Азии. Они по-прежнему хотят разместить военные базы в этом регионе. При этом Роль США в Афганистане закономерно снижается.
-
США стремятся добиться многостороннего миростроительства в Центральной Азии.
-
Китай, Россия, США все еще могут сотрудничать в восстановлении Афганистана и перестройке афганской системы, считают китайские эксперты.
-
Индия и Пакистан заинтересованы в расширении своего влияния в Афганистане. Стабильная ситуация в Афганистане поможет решить рабочую проблему в Пакистане. Тем не менее, отмечают китайские эксперты, что другие игроки не должны вмешиваться в события в Афганистане и сосредоточиться на оказании гуманитарной помощи.
-
Невозможно обойти стороной необходимость ведения диалога с Турцией, которая может оказать непосредственное воздействие на развитие внутренней ситуации в стране.
Тезисы были подготовлены при участии стажера РСМД Дарьи Еременко.