Блог Юлиана Зеушева

Роль ООН, ее прошлое и будущее в системе международных отношений

2 сентября 2022
Распечатать

Авторы:

Юлиан Зеушев, студент факультета международных экономических отношений Финансового Университета при Правительстве РФ

Матео Рохас Сампер, студент Института международных отношений и мировой истории (ИМОМИ) ННГУ имени Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород)

Андрей Кривошеев, ученик МАОУ «Гимназия №4 имени Героя Советского Союза В.М. Безбокова» (Саратов)

24 октября 2022 г. Организация Объединенных Наций (ООН) отмечает годовщину своего создания в качестве многостороннего института, появившегося после окончания Второй мировой войны. В 1945 г. многие страны понесли колоссальный ущерб, а человечество требовало мира, обессилив от постоянных военных конфликтов. Таким образом, лидеры 51 страны встретились в городе Сан-Франциско, штат Калифорния (США), для подписания символического Устава Организации Объединенных Наций — документа, на основе которого была создана ООН. Сегодня, спустя почти 75 лет, она состоит из 193 государств-членов, играя роль важнейшей международной организации.

1594844816.8124.jpg

Источник: un.org

Британский историк Пол Кеннеди назвал ООН «Парламентом человечества», где все решения принимаются на основе соглашений и консенсуса государств-членов, а главными задачами остаются сохранение мира и международной безопасности, содействие развитию и оказание гуманитарной помощи, международное сотрудничество, соблюдение международного права и прав человека.

На протяжении всей своей истории ООН играла ведущую роль на фоне процесса глобализации, благодаря которой организация использовала свою политику общения и близости между нациями для продвижения мирного и дипломатичного взаимодействия, самоопределения народов, соблюдения международного права и уважения прав человека.

Одной из главных задач ООН стала борьба с изменением климата. В 2015 г. Организация Объединенных Наций приняла Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. Это всеобъемлющий план действий, разделенный на 17 целей, со 169 задачами в экологической, экономической и социальной сферах. Таким образом, страны мира надеются на достижение соответствующих целей в интересах человечества, в первую очередь — беднейших и наиболее уязвимых слоев населения.

Несмотря на приверженность многих стран устойчивому развитию, усилия были недостаточными, и проблема изменения климата обострилась. Если добавить к этому крупный экономический и медико-санитарный кризис, вызванный пандемией COVID-19, и напряженность в отношениях между США и Китаем, то ООН и ее многосторонний лидерский потенциал, похоже, находятся в кризисном состоянии, и сложившийся баланс оказывается уязвимым, что недопустимо.

В 2020 г. 75-я Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций прошла виртуально. В своем инаугурационном выступлении на Генеральной Ассамблее генеральный секретарь ООН Антонио Гутерриш дал понять, что нынешний многосторонний кризис является следствием пандемии и изменения климата и демонстрирует хрупкость всего мирового сообщества перед лицом проблем в области здравоохранения, занятости и финансового благополучия во многих развивающихся странах. Генсек подчеркнул, что перед лицом сложностей в области здравоохранения и изменения климата наш мир не должен допустить ситуацию, когда две крупнейшие экономики разделили бы мир психологической и финансовой пропастью, каждая из которых [экономика] развивалась бы отдельно со своими бизнес-правилами, финансами и возможностями.

Таким образом, можно констатировать появление возможности продемонстрировать действительную роль международных отношений в рамках текущей глобальной комплексной системы. Кроме того, международное сотрудничество должно быть главной целью всех взаимодействующих государств в борьбе с пандемией, где личные интересы крупнейших и влиятельнейших держав не поставлены во главу угла, а приоритетное внимание уделяется общему благосостоянию всего человечества. Только так возможно продолжить реализовывать уже поставленные цели Повестки.

В последние годы обострились конфликты и нарушения международного права. В Эфиопии военные преступления и преступления против человечности перешли в разряд обыденных явлений. Давние конфликты, такие как йеменский, сирийский или конголезский, остаются на опасно высоком уровне эскалации с сопутствующими драматическими гуманитарными последствиями. Опасное сочетание нищеты, особенностей климата и насилия наносит ущерб таким местам на планете, как Сахель, Мозамбик или Гаити. Многочисленные авторитарные движения возродились, и в различных частях мира произошли перевороты. При таком раскладе очевидна нехватка эффективной глобальной системы, обеспечивающей диалог, разрешение споров и соблюдение международного права. Дипломатические усилия по урегулированию кризисов все чаще осуществляются непосредственно между странами или через региональные органы или влиятельные группы.

Пандемия оказала влияние на прогресс в рамках большинства целей устойчивого развития. В некоторых случаях прогресс был обращен вспять, в остальных — откинут на десятилетия назад. Около 120 млн человек вновь оказались в условиях крайней нищеты, а неравенство между странами возросло. В 2020 г. около 800 млн человек страдали от голода, и, по оценкам, продовольственные кризисы обострятся более чем в 20 странах.

Реакция системы ООН на пандемию также вызвала критику. Ответные меры не были согласованы, и мы стали свидетелями асимметрии информации, несоответствия в медико-санитарных мерах и, что немаловажно, глобального неравенства в распределении вакцин. Когда наиболее богатые страны уже предлагают населению новые альтернативы или более совершенные варианты, появляющиеся на глобальном рынке, более 90% населения Африки остается не вакцинированным.

Вспомним про устрашающий экологический кризис. В прошлогоднем докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), представленным главой ООН как «красный сигналом тревоги», утверждается, что, если выбросы не будут сокращены немедленно и в больших объемах, ограничение темпов прироста среднегодовой температуры станет недостижимой целью, а гуманитарные кризисы продолжат усиленно распространяться.

ООН сыграла ключевую роль в заключении Парижского соглашения 2015 г. — крупнейшего глобального соглашения в борьбе с изменением климата. Однако с тех пор был достигнут лишь скромный прогресс в выполнении обязательств стран, и никаких конкретных решений таких ключевых вопросов, как финансирование наиболее уязвимых стран для адаптации к изменению климата или компенсация уже нанесенного ущерба, не было. Фактически Парижское соглашение пришло на смену несостоятельному Киотскому протоколу, который, правда, заложил основу для системы, предложенной в рамках непосредственно действующего соглашения. Амбициозность плана гармонирует с возникшим механизмом торговли квотами — удачным нововведением в рамках рыночного взаимодействия, что позволяет не взваливает весь груз ответственности только на развитые экономики. Таким образом, система функционирует на полностью рыночной основе, что позволяет странам, преуспевшим в снижении выбросов парниковых газов, продавать остаток изначально распределенной в ее пользу квоты другим странам, которые неспособны снизить производство и сопутствующий вред среде в данный момент. Сама торговля происходит на корпоративном уровне через биржи, а квоты являются инструментом международного регулирования.

Климатические факторы, растущее неравенство и увеличение числа конфликтов — причины ускорения развития гуманитарных кризисов по всему миру. Международная гуманитарная помощь — это та сфера, где ООН по-прежнему играет определяющую роль. Однако, когда потребности растут быстрее, чем имеющиеся ресурсы, тогда стихийные бедствия, массовые перемещения населения, продовольственные кризисы и другие угрозы становятся все более сокрушительными. Гуманитарная система должна быть доработана, например, путем привлечения гражданского общества, активистов, инвесторов — более широкого круга представителей частного сектора. Гражданское общество может быть крайне эффективным драйвером изменений там, где инвестиции в тот или иной сектор не приводят к ожидаемому результату в силу коррупции, чрезмерной бюрократии или других негативных факторов. Например, в Латинской Америке успешно функционирует гражданская инициатива REDUCA — латиноамериканская сеть по вопросам образования, действующая на некоммерческой основе, объединяющая образовательные проекты семнадцати стран региона. Обмен идеями, наработками, практиками, а в следствие и принятие новых законодательных актов вывели образовательные системы в латиноамериканских странах на качественно новый уровень. Инициативы гражданского общества не только были озвучены, но и приведены к исполнению; образовательная система улучшилась при фактически отсутствующих инвестициях в отрасль [1].

В России существует орган Российская общественная инициатива (РОИ), созданный «сверху», в отличие от вышеупомянутой REDUCA. Задача та же — допустить гражданское общество к процессу принятия общественного значимых решений. Однако именно в форме воплощения и заключается проблема: REDUCA организует форумы, собрания, координирует действия активистов, тогда как РОИ представляет собой бюрократически функционирующую платформу для предложения инициатив. Для рассмотрения необходимо не менее 100 тыс. голосов (за законопроект на федеральном уровне), при этом количество пользователей сервиса в разы меньше. Складывается ощущение, что государство не заинтересовано в продвижении проекта, хотя подобные успешно функционируют в других странах. За десять лет существования сервиса рассмотрено всего сорок инициатив.

Нельзя обвинить ООН в отсутствии консенсуса. Неудачи ООН — это неудачи стран, которые ее составляют; преследующие нас угрозы должны устраняться коллективно. Представить себе мир, который справится с этими проблемами без глобальной системы управления, немыслимо.

Чтобы вернуть свой авторитет ООН потребуются серьезные изменения своих целей, мандатов, ресурсов, а также структуры. Комплексность нынешних взаимоотношений требует эффективного превентивного вмешательства — система должна быть устойчивой с точки зрения стабильности и способности оперативного подавления возникающих шоков. Структурная реформа Совета Безопасности, включающая меры по обсуждению вопросов регионального представительства, права вето и членства, будет иметь решающее значение для восстановления легитимности этого органа. Сфера вопросов мира и безопасности в целом должна быть переосмыслена и более тесно связана с устранением коренных причин конфликтов, таких как нищета, неравенство, изменение климата или других угроз, таких как катастрофы или эпидемии. В то же время необходима оптимизация внутренних процессов, чтобы сделать ее более эффективной, менее дорогостоящей и более прозрачной. Новая повестка, предложенная Антониу Гутерришем, может стать отправной точкой.

Прежде всего, крайне важно, чтобы страны-члены пересмотрели точки зрения и переориентировались на смысл изначально декларированного устава, где ООН описывается как организация для «народов мира». Активное вовлечение гражданского общества в процессы принятия решений имеет принципиальное значение для обеспечения легитимности принимаемых мер. Во времена, когда авторитаризм и кризис репрезентативности растут, миру нужна ООН, находящаяся в прямом диалоге с народом, что особенно ощутимо на примере ряда отдельно взятых развивающихся регионов мира, где гражданское общество стало истинным драйвером позитивных изменений.

Игнорирование факта многосторонности в этот критический момент недопустимо. Мир, представляющий собой простую совокупность национальных интересов, не склонный к международному сотрудничеству, поставит под угрозу значимость любого института, воплощающего коллективное видение. Угроза институту буквально означает «Дамоклов меч» над формальной возможностью коллективного сдерживания. Поэтому фундаментальной задачей ООН должно стать убеждение стран-членов в необходимости и неизбежности компромиссного взаимодействия. Мы должны понимать, что известные Цели — маркеры идеального состояния; их единовременное достижение невозможно в силу их противоречивости, по крайней мере, в условиях текущего геополитического, социального и экономического укладов. Нельзя «разделить» состав членов ООН на блоки (или коалиции), допуская возвышения наиболее влиятельного блока, трактующего угодные ему «правила игры». Взаимовыгодное и устойчивое решение — совокупность конвенционально принятых идей, а Организацию в таком случае можно сравнить с прочным канатом, сплетенным из 193 нитей.

Нельзя допустить того, чтобы отдельно взятые влиятельные страны навязывали свои позиции, в связи с чем ряд стран призывает к проведению изменений в процессе принятия решений в рамках ООН. Позиция России в вопросе реформирования ООН неоднозначна. С одной стороны, российская сторона видит необходимость реформирования наиважнейшего органа — Совета Безопасности — путем расширения его состава. Это логично, ведь на текущий момент, можно сказать, решения принимаются пятью державами — постоянными членами Совета, в числе которых и Россия. Каждые два года избираются десять временных членов Совета, однако подобная политика априорно не может привести к стабильности работы ООН. С другой стороны, в результате гипотетического расширения постоянного состава Россия может потерять долю своего влияния в Совете, тем не менее, таким образом можно допустить к принятию решений государства с независимой позицией (не провосточной или прозападной), ведь, фактически, сегодня целых три континента не учувствуют в принятии решений. Однако при этом Россия отстаивает позицию недопущения радикальных изменений, поскольку помимо того, что необходимо поддерживать авторитетность ООН, также важно не превратить ее в место принятия хаотичных и эмоциональных решений. Положительно способствовать возможному расширению могла бы инициатива о созыве сессии в Генеральной Ассамблее, если член Совета Безопасности воспользовался правом вето.

1. Зеушев, Ю. Х. Проблемы системы образования Аргентины и её трансформация в рамках международной кооперации / Ю. Х. Зеушев // Государственная политика в области образования: глобальный опыт и партнерство: Сборник по итогам Международного конкурса научных работ, Москва, 01–30 апреля 2022 года. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом Интернаука», 2022. — С. 66–72.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся