Блог Яны Груздевой

Гастродипломатия Франции

28 июля 2022
Распечатать

В эпоху «мягкой силы» гастрономия становится важным инструментом влияния. Французское кулинарное наследие давно превратилось в дипломатический язык, который может облегчить переговоры, а также ослабить напряженность; ещё в 1919 г. Франсуа де Кальер, в своей книге "On the Manner of Negotiating with Princes", писал, что «естественным следствием хорошей еды и питья является создание дружбы и близости, и когда люди наслаждаются своим вином, они часто раскрывают свой важный секрет».

original.jpg

Источник: leshardis.com

Гастродипломатия Франции преследует ряд задач: страна стремится продемонстрировать собственную идентичность за рубежом, укрепить связи с внешнеполитическими партнерами и усилить туристическую привлекательность регионов.

Развитие кулинарной дипломатии Франции способствует воплощению в жизнь проектов, которые помогают по-новому взглянуть на традиционную французскую кухню, а также обменяться идеями для взаимного обогащения.

История

Кулинарное искусство Франции начало обретать популярность в Европе во времена Людовика XIV, однако, наиболее успешно силу и возможности гастродипломатии начал использовать министр иностранных дел Людовика XVIII – Шарль-Морис де Талейран-Перигор. Талейрану предстояло заниматься восстановление роли и престижа Франции на международной арене.

Сделав ставку на гастрономическое величие страны, дипломат доверился Антонину Карему, выдающемуся повару. В марте 1814 г. Карем приготовил обед в честь отречения Наполеона от престола. Хороший вкус изысканных блюд должен был приветствовать российского императора Александра I в Париже.

Несколько месяцев спустя, после начала Венского конгресса в сентябре 1814 г., Талейран начнет разыгрывать свою дипломатическую карту с целью помочь Людовику XVIII утвердиться на европейской арене. Более семи месяцев Талейран и Карем устраивали обеды с участием главных дипломатов; разнообразное меню, а также великолепие и качество блюд смогли впечатлить высоких гостей.

Удивительное политическое чутье министра иностранных дел привело к тому, что Франции удалось добиться достаточно благоприятных условий и выйти практически невредимой. Антонина Карема стали именовать «королем поваров и поваром королей», а Талейран вошёл в историю, как отец французской кулинарной дипломатии.

Гастрономическое наследие Франции продолжало оказывать влияние на внешнюю политику страны, в частности, Шарль де Голль, став президентом V Республики в 1959 г., использовал официальные приемы в качестве одного из инструментов своей дипломатии. Стол Елисейского дворца, а также других мест, символизирующих историю Франции, должен был демонстрировать французскую самобытность.

Отличительной чертой приемов в то время стало их упрощение. Мероприятия оставались торжественным, однако, меню сократилось, а также начали отдавать предпочтение менее «роскошным» блюдам. Изменения не отразились на впечатлениях гостей: к примеру, 1 июня 1961 г. в Версале состоялся ужин, устроенный в честь Джона Ф. Кеннеди и его супруги, который впечатлил и вызвал положительную реакцию пары.

Особая роль в поддержании престижа французского кулинарного искусства принадлежит Лорану Фабиусу, министру иностранных дел Франции в 2012-2016 гг. В октябре 2014 г. дипломат отметил, что стране необходимо опираться на гастрономию и виноделие как на ключевые позиции, способствующие продвижению и усилению роли Франции. Фабиус, как и его предшественник Талейран, понимал, что хорошая еда является важным оружием дипломатии.

Основные проекты и события, связанные с кулинарной дипломатией Франции

Наиболее известный проект, связанный с французской гастродипломатией – «Goût de / Good France» – был запущен в октябре 2014 г. по инициативе министра иностранных дел Лорана Фабиуса и шеф-повара Алена Дюкасса. Основной целью мероприятия является привлечение внимания к Франции и, в частности, к ее культурному и кулинарному наследию. Кроме того, проведение данного фестиваля направлено на то, чтобы повысить осведомленность общественности о важности здорового и сбалансированного питания.

Рестораны по всему миру могут принять участие в этом гастрономическом вызове, предложив своим клиентам ужин «по-французски». Шеф-повара вольны давать свою интерпретацию французской кухни с обязательным аперитивом, закуской, основным блюдом, французским сыром, шоколадным десертом и французским вином. Помимо ужинов в ресторанах по всему миру, посольства и консульства могут предлагать встречи и гастрономические инициативы: приемы, мастер-классы французских шеф-поваров, дегустации французских продуктов и вин и др.

В первый международный день Goût de / Good France, 19 марта 2015 г., было предложено 1500 французских ужинов в ресторанах и посольствах в 150 странах. До 2020 г. гастрономический фестиваль проводился ежегодно, с каждым разом количество участвующих рестораторов увеличивалось, однако, из-за пандемии COVID-19, фестиваль пришлось отложить до октября 2021 г. Кроме того, было принято решение сфокусироваться на поддержке двух секторов, наиболее пострадавших из-за санитарного кризиса: туризм и агропромышленность. Шестой фестиваль, также, был направлен на продвижение региона Центр-Валь-де Луар, так как его гастрономия вместе с невероятными пейзажами демонстрирует красоту и уникальность Франции. Данное гастрономическое мероприятие смогло вновь привлечь поваров по всему миру (участие приняли: Бразилия, Испания, Нидерланды, Россия и др.).

В июне 2022 г. неделя французской гастрономии в рамках «Goût de France» вернулась в Аргентину. Более 90 ресторанов, пекарен и винных погребов взяли на себя задачу продемонстрировать богатство и разнообразие гастрономии Франции, а также открыть людям неожиданные вкусы французской кухни.

Несмотря на пандемию коронавируса, которая нанесла удар по кулинарной дипломатии Франции, в 2020 г. Эммануэль Макрон, совместно с министерством сельского хозяйства и продовольствия Франции, запустил проект "TasteFrance.com". "Taste France" представляет собой медиа-платформу, развернутую на нескольких языках (английский, испанский, немецкий, французский, японский), на которой публикуются статьи и видео о французской гастрономии и терруаре, рецепты, описания различных продуктов и события, связанные с сельскохозяйственным сектором Франции.

Интернет-СМИ TasteFrance.com направлено на продвижение во всем мире известности и привлекательности французской гастрономии и кулинарии. Отличительной чертой проекта является наличие концепции "Mix&Match", предполагающей «слияние» продуктов и кухонь разных стран. Также предполагается, что "Taste France" позволит Франции укрепить дружественные связи с партнерами путем коллаборации с великими именами гастрономии из каждой страны.

Помимо продвижения проектов, связанных с гастродипломатией, во Франции не менее важным считают обучение основам кулинарной дипломатии и разбор наиболее важных вопросов, связанных с этой темой. В частности, в начале 2022 г. в Sciences Po были запущены курсы «гастродипломатии», первая тема: «Международные отношения через призму еды». «Среди преподаваемых предметов: история сельского хозяйства, продовольственная помощь, экологические проблемы, вопросы доставки на дом, а также проблемы, связанные с сексуальными домогательствами на кухнях…». Инициатива должна наиболее интересно и доходчиво раскрыть феномен «гастродипломатии», как одного из инструментов «мягкой силы», способствующего построению крепких международных связей.

Современное положение гастродипломатии Франции (вызовы, возможные пути улучшения ситуации)

Французская кухня, несомненно, является достоянием, неотъемлемой частью наследия страны. Тем не менее, несмотря на международную известность и признанное величие гастрономии Франции, стремительные изменения в мире в последние несколько лет влияют на имидж государства, как гастрономического лидера и заставляют пересмотреть успешность инициатив в области кулинарной дипломатии.

Среди наиболее опасных вызовов, с которыми пришлось столкнуться Франции можно выделить разрыв между представлениями о гастрономических предпочтениях самих французов и реальностью, а также растущую конкуренцию.

  1. Разрыв между представлениями о том, что едят обычные французы и реальностью.

Население страны является непосредственным хранителем кулинарного наследия, призванным заботиться о сохранении и продвижении привлекательности национальной кухни. Именно поэтому тенденции в современном французском обществе вызывают опасения: несмотря на то, что французы по-прежнему трепетно относятся к еде, можно заметить разницу между представлениями об их гастрономических фаворитах и реальностью. На самом деле, французы с меньшей вероятностью выберут изысканные блюда; согласно историку кулинарии Алену Друару, предпочтение, вероятнее всего, отдадут замороженным продуктам, американскому фастфуду или пицце.

  1. Усиление конкуренции.

Факт растущей конкуренции за место лидера в области гастродипломатии признал еще Франсуа Олланд: на одной из коктейльных вечеринок в августе 2015 г., президент отметил, что: «Конкуренция только сделает нас лучше».

С тех пор увеличилось число стран, которые расширили свои усилия в попытках усовершенствовать гастродипломатию и использовать её как инструмент «мягкой силы». Также усилились позиции государств, которые давно начали развивать кулинарную дипломатию (в частности, Таиланд, Южная Корея, Перу). Интересным является и то, что после четырех успешных лет (2016-2019 гг.), в 2020 и 2021 гг. Франции не удалось попасть в десятку лучших ресторанов мира (по данным "The World's 50 Best Restaurants").

Нынешний темп жизни требует умения адаптироваться и быстро отвечать на возникающие вызовы, это касается и гастродипломатии. На данный момент вопрос о том, может ли Франция отвечать ожиданиям и потребностям современных потребителей остается открытым. За последние несколько лет появилось достаточное количество статей, который заявляют, что французская гастрономия стала слишком предсказуема и скучна.

Кроме того, элитарный уклон французской кухни, о котором уже упоминалось выше, вызывает спорную реакцию как у самих французов, так и у иностранцев. В связи с этим, в качестве возможного способа усилить позиции кулинарной дипломатии Франции можно рассмотреть развитие новых моделей потребления – фургоны с едой, продажа с лотка, увеличение количества фудкортов. Подобные быстрые и недорогие способы перекусить приобретают все большую популярность, соответственно, могут оказать влияние на рост интереса к продукту/блюду.

Важно повышать узнаваемость бренда. "Taste France" и «Goût de / Good France» – хорошие инициативы, которые, тем не менее, должны продолжать развиваться. В частности, можно увеличить количество мероприятий, открытых для населения, в посольствах, консульствах и культурных центрах по всему миру. Кроме того, в век цифровизации необходимо продвигать проекты и рассказывать о кулинарном наследии Франции в социальных сетях, используя как текстовые посты, так и фото/видео-контент.

Студенты, обучающиеся во Франции и повара, желающие изучить французскую кухню, представляют собой важное звено в повышении интереса к кулинарному наследию и продвижении положительного имиджа страны у себя на Родине. Поэтому следует способствовать созданию механизма, облегчающего процесс принятия на обучение иностранных поваров, интересующихся французской кухней. Что касается студентов, то для них имеет смысл организовывать дополнительные мероприятия (дегустации, мастер-классы и др.), рассказывающие и демонстрирующие богатство и уникальность кухни.

Таким образом, сила французской дипломатии заключается в умении использовать кулинарию как средство сделать переговоры приятными, создать подходящую атмосферу. Гастродипломатия Франции способна ослабить напряженность и улучшить имидж государства. Неудивительно, что страна разрабатывает целый ряд инициатив, стараясь повысить интерес к французской кухне и адаптироваться к меняющимся интересам и ожиданиям людей.

Однако, несмотря на признанное величие, кулинарное наследие Франции ежегодно сталкивается с новыми вызовами, которые негативно влияют на лидирующие позиции страны на мировой арене. Если Франция хочет сохранить свое влияние, необходимо разрабатывать стратегию, объединяющую планы и проекты, которые будут направлены на преобразование французской гастродипломатии в более эффективный инструмент «мягкой силы».

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся