Блог Владимира Пряхина

Россия и КНР в Арктике. Пример конструктивного сотрудничества

31 марта 2023
Распечатать

Член Совета Ассоциации российских дипломатов, доктор политических наук, профессор РГГУ, профессор кафедры дипломатии МГИМО Владимир Пряхин – о перспективах российско-китайского взаимодействия в Арктическом регионе.


hubert-neufeld-GG1CwF4qdlg-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

В оценках западными экспертами итогов так напугавшего их визита председателя КНР в Россию превалируют политические мотивы. И это вполне понятно, так как состоявшиеся на высшем уровне российско-китайские переговоры обозначили, безусловно, новую веху в развитии современных международных отношений по пути к демократическому мультиполярному миру без старших и младших. А именно детронизация «Вашингтонского обкома» как мирового директивного органа и беспокоит больше всего западный политический класс.

Вместе с тем, если внимательно проанализировать итоговые документы российско-китайской встречи в верхах, то приходишь к выводу, что помимо злободневных вопросов мировой политики, на переговорах важнейшее место было уделено вопросом перспективного сотрудничества, в том числе и прежде всего в экономической сфере. По итогам встречи опубликовано Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики о плане развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года. Правительствам обеих стран поручено подготовить подробный план взаимодействия по восьми основным направлениям сотрудничества, охватывающим главные отрасли экономики, с очевидным намерением руководства обеих стран обеспечить России и Китаю доступ к передовым наукоемким технологиям.

Естественно при этом, что в перспективе на первый план всё более будет выдвигаться сотрудничество в Арктическом регионе, освоение огромных энергосырьевых ресурсов которого немыслимо без применения самых современных достижений в сфере добычи природных ископаемых и транспорта.

Взаимодействие двух стран в Арктике уже имеет определенную историю и еще более насыщенное будущее. В условиях санкционного режима Китай стал основным технологическим партнером России в освоении нефтегазовых ресурсов Арктики. В 2015 г. ведущие российские компании, включая «Магаданморнефтегаз», «Лисянскморнефтегаз», совместные предприятия ОАО «НК «Роснефть» и «Statoil ASA» подписали с «China Oilfield Services Limited» (COSL) договор о бурении двух разведочных скважин в акватории Охотского моря на участках Магадан-1 и Лисянский.

ООО «Газпром геологоразведка» активно привлекает полупогружную китайскую буровую платформу (ППБУ) «Nanhai VIII», которая принадлежит нефтесервисной компании COSL. В 2017 г. эта платформа была доставлена через Северный Ледовитый океан также китайским судном «Hai Yang Shi You 278» для бурения скважин глубиной 2400 м в Карском море. В 2018 г. «Nanhai VIII» была привлечена для проведения геологоразведочных работ на Русановском и Нярмейском участках недр в Карском море, в 2020 г. эти работы продолжались. В 2020 г. компания «Газпром нефть» транспортировала 144 тыс. т нефти, добытой в Арктике, в китайский порт Яньтай по Северному морскому пути.

Пекин концептуально задокументировал желание активно участвовать в развитии Северного морского пути, полагая, что это будет разумным дополнением Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века. В рамках развития устойчивого судоходства по Северному морскому пути и Полярному шелковому пути, Китай выделяет три основные направления деятельности: арктические исследования для наращивания опыта навигации и понимания особенностей данных морей, участие в управлении арктическим судоходством (например, в Международной морской организации), а также стремление к балансу между экономической и климатической составляющими мореплавания, в том числе через учет рисков чрезвычайных происшествий и роста нагрузки на экосистему Арктических морей.

В 2015 г. Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и Государственным комитетом по делам развития и реформ КНР было подписано соглашение о сотрудничестве по Северному морскому пути. Летом 2017 года Государственное океанографическое управление и Национальный комитет по развитию и реформам Китая совместно опубликовали Концепцию морского сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь», согласно которой было предложено к «традиционным» маршрутам Китай-Европа добавить еще один – через Северный Ледовитый океан. Это намерение встретило полное понимание и поддержку российской стороны. 8 декабря 2017 г. на торжествах в связи с первой погрузкой сжиженного природного газа на заводе «Ямал» Президент В.В. Путин отметил: «Шелковый путь дотянулся до самого Севера. Объединим его с Северным морским путем, и будет то, что нужно, и Северный морской путь сделаем Шелковым».

Помимо этого, в 2019 г. было подписано соглашение между «НОВАТЭК», «China COSCO SHIPPING Corporation Limited», «Совкомфлот» и Фондом Шелкового Пути о создании транспортного предприятия «Морской арктический транспорт» (МАТ). Деятельность МАТ будет направлена на создание танкеров ледового класса и обеспечение безопасной круглогодичной транспортировки СПГ с предприятий «НОВАТЭК» по сжижению природного газа в Арктике.

Созидательное российско-китайское сотрудничество в Арктике развивается на фоне тотальной обструкции странами «коллективного Запада» взаимодействия с Россией. Члены Арктического совета (США, Канада, Дания, Норвегия) заняли глухую антироссийскую позицию в этом международном органе, который по праву называется своеобразным арктическим Советом Безопасности. В течение длительного времени Арктический совет являлся одним из наиболее эффективных и продуктивных международных органов. В Совете обсуждались и принимались решения по вопросам защиты окружающей среды региона, оказанию содействия коренным народам Севера в поддержании и развитии их своеобразного культурного наследия.

В 2021 году в соответствии с уставом Совета председательство в этом органе по ротации перешло на два года к России. Российское председательство представила достаточно амбициозную, но реалистическую комплексную программу продвижения многостороннего сотрудничества по целому ряду приоритетных направлений. Можно было ожидать, что Совет продолжит работу по этим направлениям в соответствии со сложившимися в нём традициями конструктивного взаимодействия. С началом специальной военной операции, однако, ситуация коренным образом изменилась. Страны-члены НАТО взяли курс на практическое отлучение России от сотрудничества в Арктике в целом.

Абсурдность этого положения очевидна, так как Россия – крупнейшая арктическая держава, активно осваивающая природные ресурсы региона при должном соблюдении интересов защиты его окружающей среды. В этом отношении наши представители встретили понимание китайских коллег, с которыми вопросы сотрудничества в Арктике конструктивно обсуждались летом 2022 года на третьем заседании российско-китайской Постоянной рабочей группы по сотрудничеству в Арктике.
При этом западные аналитики немало места уделяют поиску возможных расхождений между Россией и Китаем в вопросах правового регулирования международного сотрудничества и территориальных разграничений в Арктическом регионе, равно как и в определении правового статуса акватории Северного Ледовитого океана.

Известно, что Россия в соответствии с положениями международной Конвенции по морскому праву 1982 года заявила о признании своей юрисдикции на 1,2 млн. кв. км арктических пространств, так как дно Северного Ледовитого океана под ними (хребет Ломоносова и поднятие Менделеева) является естественным продолжением континентального шельфа Сибири. В подтверждении этой позиции российская сторона представила убедительный физико-географический материал, собранный, в частности, полярниками в экспедициях во главе с А.Н. Чилингаровым. В ходе этих экспедиций, в частности, были совершены погружения на дно океана в точке Северного полюса на батискафах Мир-1 и Мир-2.

Международная научная общественность серьёзно относится к результатам российских исследователей, и мало-помалу в Комиссии ООН по границам континентального шельфа формируется мнение в пользу признания правоты российских концепций правового статуса Арктики.

Этот вопрос уже давно был бы решён в пользу России, если бы не текущая политическая конъюнктура, подтолкнувшая западные государства к тотальному и ничем не оправданному блокированию сотрудничества с Россией в Арктике. Парадоксальность этого положения заключается в том, что в данном случае Россия налаживает более эффективное и более выгодное сотрудничество с внерегиональными государствами (Китай, Индия), имеющими статус наблюдателей в Арктическом Совете при полном отсутствии контактов с арктическими государствами-полноправными членами Совета. При этом по вопросам статуса Арктики, свободы судоходства в регионе позиция Китая, как считает, например, российский политолог, директор Московского центра Карнеги Д.В. Тренин, во многом схожа с позицией США, а также других морских держав — Великобритании, Индии, Японии. Притом, что США не являются, в отличие от КНР, подписантом Конвенции 1982 года по морскому праву.

Ну что ж? Как гласит китайская поговорка, лежа в одной постели можно видеть разные сны. Расхождения во мнениях по частным вопросам всегда сопутствуют любому деловому сотрудничеству. И именно сотрудничество наших стран по практическим вопросам открывает реальную перспективу для справедливого и выгодного для всех сторон участия внерегиональных держав в освоении природных ресурсов арктического региона.

Вопросы правового регулирования в Арктике, безусловно, являются одними из наиболее сложных в современном международном праве и в мировой политической конъюнктуре сегодняшнего дня. Но точно также в подходе к этим вопросам ещё более рельефно и чётко проступают черты решения этих проблем. Любые расхождения во мнениях и любые правовые и экономические трудности могут быть преодолены при наличии доброй воли и желания найти пути взаимовыгодного решения. Россия и Китай показывают в этом отношении убедительный пример такого взаимодействия.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся