Блог Владимира Пряхина

Почему победили талибы?

13 Сентября 2021
Распечатать

Член Совета Ассоциации российских дипломатов, доктор политических наук, профессор РГГУ, профессор кафедры дипломатии МГИМО Владимир Пряхин – о морально-нравственном превосходстве как важнейшем факторе победы в военных конфликтах.

ljzcxvfhknkb7cioe6x3jrc4bu.jpg

Источник: Reuters

Месяц назад я направил в военное ведомство письмо с предложениями относительно повышения эффективности идеологической подготовки российских военнослужащих. В положенные сроки пришёл солидный хорошо обоснованный ответ, в котором говорилось о том, как хорошо поставлено преподавание на мировоззренческих кафедрах наших военных вузов, что в значительной степени снижает ценность моих предложений.

Возрадовался я такому оптимистическому ответу за генеральской подписью, но не смог избавиться от некоторых беспокоящих мыслей. Выразить их можно в одном конкретном и простом вопросе: почему и каким образом уступающая по численности противнику и вооруженная устаревшим стрелковым оружием дружина талибов в течение двадцати лет вела войну с вооруженной до зубов армией коалиции тридцати ведущих государств мира и, в конечном итоге, одержала в этой войне победу, хотя и ценой очень больших потерь.

Стратеги вразумительного ответа на этот вопрос не дают. Нельзя же всерьез принимать появившееся в прессе разъяснение генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в том духе, что-де во всем виновато марионеточное афганское руководство во главе с Ашрафом Гани, бежавшим из страны на вертолете, набитом долларами. А у его натовских кукловодов, видите ли, не хватило денег для продолжения этой бесперспективной войны.

Неубедительно звучат и объяснения в том плане, что, мол, партизанскую войну против вооруженных инсургентов невозможно-де выиграть «в принципе». Все без исключения европейские государства сформировались из удельных княжеств и в беспрерывных войнах со всякого рода партизанами-сепаратистами. И войны эти завершились победами регулярных сил из центра.

Значит, причину талибской победы следует искать в чём-то другом.

Но в чём? Если десятки тысяч людей за эти двадцать лет шли на верную смерть, ведя ожесточенные бои с армиями, намного превосходящими их технологически противников, то единственный ответ на вопрос, почему они победили, заключается, как это ни парадоксально звучит, в их морально-нравственного превосходстве над этим более высокотехнологичным противником.

Но что же это за морально-нравственное превосходство? Какова идеология талибов, где она родилась и почему развивается? Ответ на этот вопрос сложен с учётом, в частности, того факта, что само движение «Талибан»* повсеместно в мире и в России признано террористическим и как таковое объявлено вне закона. Но террористическим его делает политическая верхушка, стремящихся к власти любой ценой авантюристов. Для того чтобы мобилизовать на войну не искушённых в политике скотоводов-кочевников и дехкан, выращивающих мак, они ловко используют извечные религиозные ценности. Идеология движения - ультранационализм плюс доскональное следование нормам деобандизма - идеологического течения внутри ислама, зародившегося в Индии в ХIХ веке на почве непринятия ценностей западной цивилизации, насильно внедрявшихся британской колониальной администрацией. (Название этого течения происходит от названия индийского города Деобанд, где оно зародилось.)

Обработанные в деобандистском духе религиозные фанатики идут в бой, убеждённые в верности сакральных канонов любой религии - бессмертие души, воскрешение, рай, ад. Большую роль в становление этой идеологии сыграл развал СССР и мирового коммунистического движения, которое, кстати говоря, на Востоке было весьма влиятельно. Не случайно во время Гражданской войны в Таджикистане в 1992 и 1997 годах религиозных экстремистов часто возглавляли бывшие партийные активисты.

Естественно, что, перейдя в лагерь исламистов, эти деятели захватили с собой и весь арсенал из своего прошлого идеологического багажа, включая лозунги социальной справедливости и моральный кодекс строителя коммунизма.

Если обратиться, например, к писаниям идеолога псевдорелигиозного теоретика Саида Кутбы, то в них чуть ли не дословно воспроизводятся положения из статей в газете «Правда» 70-х годов прошлого века о том, что человечество стоит на краю пропасти по причине морального банкротства Западного мира, «у которого не осталось ничего из ценностей для человечества и который даже не имеет возможности убедить свою совесть в правоте своего существования после того, как его демократия оказалась на грани банкротства». Таким образом, мир нуждается в спасении, и если для решения этой задачи придётся убить нескольких неверных любым способом, то это не грех, а добродетель. А если в войне за это спасение человечества погибнешь сам, то тебя как шахида незамедлительно ждут райские кущи на том свете, в царстве Аллаха. Вот она примитивная, но, как показывает опыт талибов, весьма эффективная идеология. И современному Западу нечего противопоставить этой идеологии, кроме идеологии суперконсьюмеризма, о которой Нобелевский лауреат и бывший вице-президент США Альберт Гор сказал, что она страшнее гитлеровского фашизма.

Да и как соблазнить неимущих афганцев идеологией потребительства, если понадобится ещё, может быть, не одно десятилетие, чтобы они приобщились к элементарной человеческой культуре, научились читать и писать, обеспечили себе более-менее сносный жизненный уровень. Ведь страна по уровню ВВП на душу населения занимает 180 место среди 193 государств-членов мирового сообщества. И с точки зрения идеологов деобандизма изменить ситуацию можно только, переделив имеющиеся в мире материальные ценности в обмен на духовные ценности псевдорелигиозного экстремизма.

Идеология деобандизма весьма и весьма опасна, так как от нее нельзя отгородиться колючей проволокой и минными полями, она идёт от головы к голове, от мозга к мозгу. Противостоять идеям могут не танки и ракеты, а только другие идеи, а на Западе этих идей нет.

А что мы можем противопоставить деобандистам? Прямо скажем, негусто. Неслучайно министр обороны С.К. Шойгу в ходе своего выступления на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов» назвал «внутреннюю угрозу» главной опасностью для любого государства, и угроза эта связана с тем, что «постепенно разлагается общество». Этот пагубный для страны процесс, сказал министр, происходит последние десятилетия.

Действительно, значительная часть нашей молодёжи молится на западные ценности. Но в отличие от нищих афганцев, она имеет реальную возможность выйти на уровень, близкий к уровню потребления материальных благ на Западе. Но материальных, а никак не духовных, потому что духовных ценностей на Западе нет, если, конечно, не считать приобретением в сфере общечеловеческой морали концепцию «родитель 1»-«родитель2» вместо классических понятий «отец» и «мать». И неизвестно ещё, что хуже - псевдорелигиозный экстремизм деобандистов или Содом и Гоморра американских епископов-педофилов.

Что можем мы противопоставить этим двум крайностями в идеологической без духовности современного мира? Классическую религию? Конечно традиционные религиозные ценности имеют большое значение в поддержании уровня нравственности и морали в нашем обществе.

Но, во-первых, наше общество поликонфессионально, и спешить с утверждением, что религия объединяет всех россиян, я бы не стал. Во-вторых, (и это главное), классическая традиционная религия сама переживает кризис, не может дать ответа на те мировоззренческие вопросы, которые неминуемо возникают у человека в условиях беспрецедентной научно-технической революции, когда он задумывается над тем, что такое искусственный интеллект, кем будет созданный самим человеком человекоидентичный робот - порождением бога или дьявола. И вообще, будет или не будет второе пришествие, это ещё бабушка надвое сказала. А то, что нашу Вселенную со всеми нашими потрохами через определенное (очень большое) количество лет неминуемо поглотит Туманность Андромеды, это научно доказанный объективный факт, и мы не знаем пока, как к нему относиться.

Поэтому для того чтобы вселить в человека новую оптимистической веру в смысл его бытия, наделить его пассионарностью, готовностью к самопожертвованию в борьбе за выживание перед лицом глобальных проблем, в противостоянии терроризму, пандемии, и прочим напастям современного мира, необходима новая идеология, сочетающая в себе религиозную эмоциональность и научную рациональность.

Самое интересное это то, что эта идеология в России уже создана, и название её - русский космизм. Её основоположники – К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.Ф. Фёдоров полагали, что сакральные понятия «бессмертие», «воскрешение», «душа», «рай», «ад» необходимо «расшифровать с космической точки зрения», то есть истолковать их не только как эмоциональные стимулы для высоконравственного человеческого поведения, но и как конкретные задачи прикладной науки.

Мы как раз подошли к тому этапу научно-технического прогресса, на котором это реально и возможно. Сакральное бессмертию вполне созвучно с задачей искусственного увеличения видовой продолжительности жизни людей, воскрешения – построения антропоидентичных бионических моделей прежде живших людей на основе технологии искусственного интеллекта, познания души – формулирования индивидуального алгоритма поведения конкретной личности. Такое толкование классических духовных ценностей придаёт новые стимулы для человеческого поведения, закладывает новые мировоззренческие основы нашей жизни. И ими не следует пренебрегать.

*Талибан - террористическая организация, запрещенная в РФ


Впервые опубликовано на сайте Центра прикладных исследований и программ (ПРИСП)

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся