Европейский мужик задним умом крепок
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Комментарий к выступлению верховного представителя Европейского Союза на «Доха форуме»
В ходе международной конференции «Доха форум» в Катаре верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель изрек интересное своей «новизной» суждение. «Если мы толкнём Россию к Китаю, сказал верховный представитель, то таким образом можем создать глобальный Юго-Восток и Северо-Запад, что может привести к невероятному дисбалансу».
Источник: Reuters
Трагичное и смешное в данной фразе это слово «толкнем» в будущем времени. Можно подумать, что коллективный Запад делает по отношению к России что-то другое помимо того, что с упорством, заслуживающим лучшего применения, стимулирует нашу страну к поискам новых возможностей в интересах обеспечения своей безопасности. Ведь начиная с «парада победы» директора ЦРУ Роберта Гейтса на Красной площади в 1992 г. и последовавшего приёма в НАТО восточноевропейских и балтийских государств западные дипломаты ничего другого и не делали, кроме провоцирования России к поискам укрепления своей безопасности.
Конечно, в водовороте нынешней информационной войны, в которой на стороне коллективного Запада огромные деньги, газеты, теле- и радиоканалы, наемным «журналюгам» не так уж сложно возложить на Россию всю ответственность за нынешний политический кризис. Но никакие деньги не смогут лишить нас главного преимущества в этой информационной войне. И преимущество это, как пророческий сказал герой бессмертного Сергея Бодрова – правда.
А правда заключается в том, что Запад, точнее США, подорвал всю конструкцию многотрудно создававшейся системы контроля над вооружениями - договор по противоракетной обороне, а затем и договор о ракетах средней и меньшей дальности. Именно США инициировали расширение НАТО и размещением американских войск США на территории восточноевропейских и балтийских стран – по их же словам, «в предместьях (in suburbia)» Санкт-Петербурга. Они превратили в никчемную бумажку адаптированный договор об обычных вооружениях и Хартию европейской безопасности, с большой помпой подписанную на Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 г. Когда же Россия в 2008 году представила весьма конкретный проект договора о европейской безопасности, то, не удосужившись проесть текст этого документа, на западе сочли его «излишним». Ведь их безопасность гарантирует Вашингтонский договор и НАТО, а безопасность России – дело десятое.
И, наконец, что касается собственно украинского политического кризиса, то 21 января 2014 г. в присутствии официальных представителей Германии, Франции и Польши было подписано Соглашение об урегулировании политического кризиса, которое было разорвано радикал-националистами на следующий же день при одобрении тех же самых стран, которые де-факто выступали гарантами его выполнения.
Вообще, вся история Евромайдана есть не что иное, как последовательное нагнетания на Украине волны антироссийской истерии под фейковым лозунгом "Россия против присоединения Украины к Евросоюзу". Нет ничего более далекого от истины, чем этот фейк. Неоднократно, и до майдана и уже после него в Москве подчеркивали, что Россия не может и не будет препятствовать выбору Украины в пользу европейской интеграции: Украина - суверенное Государство и сама вправе решать этот вопрос. Единственное, на чем настаивала Москва, это на цивилизационном решении вопросов, связанных с членством Украины в Соглашении о зоне не свободной торговли, в соответствии с которым границы ряда государства постсоветского пространства были открыты и свободные от таможенного контроля. Само собой, понятно, что если бы Украина открыла свою таможенную границу с Евросоюзом и оставила также открытой таможенную границу с Россией, то де-факто таможенная граница России также оказалась бы открытой для товаров Европейского Союза без ведома Москвы. Вопрос подлежал регулированию на цивилизованной партнёрской основе, и трудностей здесь никаких не было. Ничего необычного, и тем более дискриминационного по отношению к Украине. Более того решение президента Януковича «повременить» с присоединением Евросоюзу объяснялось именно тем, что возможные потери от выхода из зоны свободной торговли со странами постсоветского пространства были бы намного больше, чем эфемерные выгоды от присоединения к Евросоюзу. При этом ни Янукович, ни его окружение не отказывались от возможности присоединения к Евросоюзу через год или несколько позже. Заметим, кстати, что и преемник Януковича на посту президента Украины Пётр Порошенко сделал чуть позже идентичное заявление, и это не вызвало никаких политических потрясений.
Совершенно очевидно, что именно Запад с высказываниями г-жи Виктории Нуланд провоцировал экстремистские националистические лозунги на Евромайдане и последовавшие за ними репрессии инакомыслящих, в том числе и гибель десятков людей, сгоревших в доме профсоюзов в Одессе, о чём стыдливо молчат до сих пор на Западе.
Уже после переворота и захвата власти хунтой в Киеве Москва последовательно стремилась к мирному урегулированию лавинообразно обострявшегося кризиса. 7 мая 2014 года на встрече с Действующим председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Дидье Буркхальтером Президент Российской Федерации В.В. Путин сделал публичное заявление: «И в этой связи просим представителей юго-востока Украины, сторонников федерализации страны перенести намеченный на 11 мая текущего года референдум, с тем чтобы создать необходимые условия для этого диалога». Если бы тогда коллективный Запад осудил репрессии против инакомыслящих, кровопролитие в Одессе, то совместными усилиями еще можно было предотвратить эскалацию конфликта. Но Запад, тот же Действующий председатель ОБСЕ не сделали ничего ровным счетом даже для того, что предотвратить вопиющее нарушение прав человека и гражданских свобод, выразившееся в отмене хунтой закона Колесниченко о языках на Украине, предоставлявшего некоторые права пользования родным языком национальным меньшинствам в областях, в которых они составляли десять процентов населения. А ведь именно этот шаг тогдашнего лидера хунты Турчины и послужил исходным пунктом конфликта на Донбассе.
Всё это говорит о том, что именно Запад толкал Россию к поиску новых структур и договорённостей с целью обеспечения своей безопасности. Поэтому глубокомысленно изречение г-а Борреля «не толкнем ли мы Россию к Китаю» невольно напоминают слова персонажа русского народного анекдота «стоп, сам себе думаю, не дурак ли я». Ну, а если вглядеться в глубину вопроса, то речь идёт о более существенном феномене в классическом и безнадежно устаревшем политическом мышлении современного Запада – «балансе сил». Вот и выход из складывающегося положения Боррель видит соответствующим образом в «ребалансе». Такие «ребалансы» всегда имели место в истории международных отношений в эпоху до создания оружия массового уничтожения. Известно также, что все они завершились кровопролитными войнами.
В современных условиях, однако, даже ограниченная военная эскалация может легко спровоцировать глобальный конфликт с применением оружия массового уничтожения и нанесением неприемлемого ущерба всем участникам «баланса» и международному сообществу в целом Поэтому вот уже в течении полустолетия здравомыслящие политики во всех странах мира стремятся заменить «баланс сил» балансом интересов. Поэтому необходимо научиться уважать интересы друг друга и не провоцировать всплески недовольства одних субъектов международных отношений ущемлением их законных прав и интересов. А именно это мы наблюдаем в истории отношений России с коллективным Западом начиная с 1991 года. И это пренебрежение началось практически сразу с самого начала истории новой России, потому что само толкование развала СССР было различным в России и на коллективном Западе. Если для нас это была победа демократии, то Запад расценил коллапс советской системы однозначно как свою военную стратегическую победу в «холодной войне», одержав которую можно пренебречь интересами новой России, которая, по словам Збигнева Бжезинского, «сошла с забега». Но Россия «не сошла с забега», она продолжает оставаться постоянным членом Совбеза ООН, страной с глобальной ответственностью за международную безопасность, ядерной державой с комплексом предупреждения о ракетном нападении.
Одновременно на Тихом океане всё более возрастает мощь Китая, который уже сейчас является сверхдержавой по валовому внутреннему продукту. А к середине столетия, безусловно, станет ведущей мировой державой в том числе и в военном аспекте. При этом ни Москва, ни Пекин не предполагают воспользоваться вытекающими отсюда геополитическими преимуществами, к чему их подталкивало бы следование принятой на Западе системе мышления на основе пресловутого «баланса сил». Конструкция демократического полицентрического мира, предлагаемая Москвой Западу в качестве модели построения международной безопасности, предполагает замену баланса сил балансом интересов. Строго говоря, соблюдение баланса интересов в современной международной обстановки даже больше соответствует интересам самого Запада, в том числе Соединённых Штатов. Американская экономика переживает серьёзный кризис, государственный долг превысил в марте 2022 г. 30 триллионов долларов и впервые в истории на 25 % превзошел ВВП страны. Государство и нация живут в долг, нуждаются в новых выходах в мировую экономику, новых стимулах для технологического обновления и вливаний в финансовую систему. И это вполне возможно при налаживании взаимовыгодного экономического сотрудничества на трех- и четырёхсторонний основе, включающей и обеспечение энергоресурсами Европы, и инвестиции в технологическое развитие России, и привлечение людских и финансовых ресурсов Китая для освоения Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Надо только собраться вместе и выработать конструктивную основу такого взаимовыгодного и равноправного сотрудничества, а не искать вымышленных причин и поводов для конфронтации.
Д.полит.н., аналитик по проблемам геостратегического баланса интересов и гуманитарным аспектам глобализации, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, чрезвычайный и полномочный посланник, эксперт РСМД
Блог: Блог Владимира Пряхина
Рейтинг: 0