Блог Владимира Пряхина

О законах политического треугольника

31 января 2023
Распечатать

В развязанной коллективным Западом информационной войне вокруг политического и военного кризиса на Украине важнейшее место занимают усилия по созданию видимости «тотальной изоляции» России на международной арене. С этой целью используются все средства политического, дипломатического и экономического давления на младших партнеров по НАТО, на зависящих от американского капитала, кредитов МВФ и Всемирного банка малых государств. Не будем себя обманывать: кое-какие плоды эта политика приносит. Это видно, в частности, из итогов голосования в ООН по инспирированным США различного рода русофобским резолюциям.

gayatri-malhotra-fhxGJj9lz-k-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Вместе с тем необходимо видеть и то, что диктат американских монополий отнюдь не вызывает восторга на обширных пространствах Азии, Африки и Латинской Америки. Весьма и весьма многие в странах этих континентов очень хотели бы поражения США в той кампании, которую они затеяли, противясь линии России и Китая на формирование демократической полицентрической мультиполярной системы международных отношений. Но не имея реальных сил для того, чтобы самостоятельно противостоять американскому диктату и будучи разобщёнными, эти государства скатываются на позиции конформизма, отсиживаясь в тени глобальной мировой политики. Логика при этом проста: проголосовав за Россию, мы ей мало чем поможем, а себе навредим очень здорово.   

Другое дело, позиция государств, имеющих реальный вес на международной арене, которые в состоянии заявить о своем собственном мнении. Это и Индия, и Бразилия, и Мексика, и Южно-Африканская республика, и ещё несколько государств, общее численность населения которых составляет половину человечества.

Отдельно стоит упомянуть Корейскую Народно-Демократическую Республику, которая демонстрирует абсолютную независимость от какого-либо регионального или глобального центра силы на международной арене. В заявлении, опубликованном на этой неделе агентством ЦТАК, говорится, что КНДР будет «всегда стоять в одном окопе вместе с армией и народом России, которые встали на защиту достоинства и чести государства, суверенитета и безопасности страны».

Тем западным политиканам и журналюгам, которые встретили это заявление деланными улыбками стоит напомнить, что речь идет о заявлении руководства страны, являющейся, пусть и нелегальной, но реальной ядерной державой, вооруженные силы которой четвертые в мире по численности.

Что касается Китайской Народной Республики, то накануне пекинского вояжа госсекретаря США Энтони Блинкена в средствах массовой информации поползло немало слухов и «утечек» о специфической позиции Китая и даже о том, что он является-де самым большим бенефициаром конфликта на Украине. Пекин, мол, пользуется возможностями покупать энергоносители по относительно дешёвым ценам и в безграничных количествах, постепенно наращивает свое влияние в мире, в то время как США завязли на европейский театре и скоро из него не выберутся.

Немалое место в этих досужих геополитических и стратегических спекуляциях занимаю ссылки на классическое правило теории политической борьбы «стоять над схваткой». В украинской интерпретации это правило звучит как «моя хата с краю, ничего не знаю», в китайской - «умная обезьяна с высоты гор наблюдает, как дерутся тигры в долине». Именно таким образом, гласит западная легенда, лидер КПК с ведома, естественно, И.В. Сталина победил гоминдановцев в гражданской войне в Китае, сохранив силы китайской Красной армии в горах Яньани, в то время как войска Чан Кайши были перемолоты в сражениях с японскими захватчиками.

Сейчас не время оспаривать оценки позиции руководства КПК в сороковые годы прошлого столетия. Что касается правила «быть над схваткой», то необходимо отметить, что это лишь одно из десяти правил политической борьбы, известных как «максимы Юлия Цезаря». И действуют они не по отдельности, а в системной совокупности. В этой совокупности важнейшую роль играет правило взаимодействия трёх партнёров в треугольнике - более слабого всегда надо поддерживать. С учетом совокупного экономического и военного потенциала Запада Россия в данной парадигме является более слабой стороной, и именно ее следует поддерживать в своих собственных интересах.

Опять же не будем себя обманывать. Пекин определяет свою политику по отношению к кризису вокруг Украины, исходя из своих собственных, а не российских, интересов. Нельзя ожидать от него, что он с такой же степенью азартности, как Пхеньян, заявит, что он «в одном окопе с нами». Но следует также видеть и то, что ослабление России, сдача ею позиций перед лицом агрессивной политики коллективного Запада отрицательно, если не пагубно, сказалось бы и на позициях Китайской Народной Республики в мире.

Лишившись прочного тыла на своей северной границе и близким к союзническим отношений с крупнейший ядерной державой современности, каковой является Россия, Пекин оказался бы в действительной, а не фиктивной изоляции перед лицом коллективного Запада. Имея при этом не разрешённый конфликт США из-за Тайваня и ещё десяток «тёрок» с другими западными государствами.

Следует также иметь в виду и идеологические противоречия между Китаем и западным миром. Да, Китай не проводит, в отличие от лидеров бывшего СССР, политики экспорта революции в страны «третьего мира». Но ни для кого, тем более не для западных политиков, не секрет, что коммунистическая идеология весьма и весьма привлекательна для населения всех без исключения, не относящихся к «золотому миллиарду» государств «остального» мира. В этих весьма и весьма непростых условиях не оформленный на бумаге, но реально действующий союз с Россией гарантирует для Китая возможность противостояния потенциальному давлению коллективного Запада.

Поэтому те западные - и не только западные - аналитики, которые пишут о Китае как чуть ли не о главном бенефициаре ситуации вокруг Украины, и даже о его заинтересованности в продлении этого конфликта до греческих календ, ошибаются. Это очень важно осознать накануне поездки Э. Блинкена в Пекин. Мы вряд ли узнаем дословно, как будут вестись его беседы китайскими партнёрами, но с большой степенью вероятности можно предположить, что госсекретарь прежде всего предъявит китайским партнёрам обвинения в поддержке России и неприсоединении к антироссийским санкциям. В ответ ему будет сказано, что Китай независимое суверенное государство, и он не обязан выполнять решения, принятые в Вашингтоне или Брюсселя. При этом, естественно, американцу будет указано на то, что МИД КНР неоднократно высказывался в пользу скорейшего урегулирования конфликта с учётом интересов всех участвующих в нём сторон, в том числе и интересов безопасности России.

Госсекретарь наверняка захватит в своём дипломатическом кейсе и «пряники» с целью соблазнить Пекин возможностями урегулирования «торговой войны» между двумя государствами. Лично я не исключаю, что американский дипломат в беседе с глазу на глаз может и прямо предложить политическое сотрудничество Пекину на антироссийской основе. Возможно, что на стол будет брошена и козырная карта Збигнева Бжезинского о том, что «пустые пространства Сибири взывают к китайской колонизации», в ответ на что госсекретарю ещё раз будет указано на недопустимость поддержки Вашингтоном сепаратистского тайбейского режима, неуместность барражирования кораблей ВМС США в Южно-Китайском море, двусмысленность позиции американской дипломатии по выдуманными ею же «тибетскому» и «уйгурскому» вопросам. Заодно будет указано и на необходимость урегулировать, в конце концов, баланс торгового оборота между двумя странами, который выглядят сейчас так, как если бы китайцы даром кормили значительную часть населения США.

Всё это будет соответствовать политической и исторической парадигме переговоров: с одной стороны, нахрапистая наглая дипломатия молодого империалистического хищника, ориентированная на достижение всего и сразу, с другой – никогда не прерывавшаяся цивилизация с историей в пять тысяч лет и опытом десятков поколений и династий.

Трудно сказать, как в действительности сложится пекинский диалог. Но ясно, что Пекин взял курс на формирование гармоничного мира. В этом мире есть место и Соединённым Штатам Америки, чей народ внес достойный вклад в развитие мировой цивилизации. Если Вашингтон откажется от безумных претензий на мировое лидерство, на фальшивые лавры «бастиона демократии», то в краткие исторические сроки может быть сформирована такая полицентрическая система международных отношений, которая позволит человечеству успешно противостоять новым вызовом и угрозам, и американцам не стоит бояться перемен, ибо, как сказал великий Конфуций, чаще всего перемены эти случаются именно в тот момент, когда они необходимы.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся