Блог Валентины Дмитриевой

По разные стороны баррикад: вакцинация в странах МИКТА

1 июля 2021
Распечатать

3 февраля 2021 г. состоялась очередная встреча министров иностранных дел стран, входящих в неформальное объединение МИКТА. Образованная в 2013 г. объединение включает в себя Мексику, Индонезию, Корею, Турцию и Австралию, которые регулярно собираются для обсуждения мировых событий и выработки общей точки зрения. В результате согласованная позиция стран публикуется в совместном коммюнике. Восемнадцатая встреча министров иностранных дел прошла в привычном в эпоху пандемии формате видеоконференции и подвела итоги года председательства Республики Корея в объединении.

2020_12_14t173507z_1453160604_rc25nk94m8ok_rtrmadp_3_health_coronavirus_canada_wide_5992519056dc0d384f04043e5e24020b201e4c51.jpg

Carlos Osorio/Reuters

На повестке дня встречи стояли следующие вопросы: борьба с пандемией, проблемы доступа к вакцинам, сотрудничество в сфере здравоохранения, устойчивое развитие, борьба с изменением климата, продвижение прав человека, содействие мировой торговле, денуклеаризация Корейского полуострова и др. Также борьбе с пандемией и сотрудничеству была посвящена произнесенная президентом Республики Корея Мун Чжэ Ином первая речь от имени объединения в рамках 75-летия ООН 21 сентября 2020 года.

В совместном коммюнике страны МИКТА подчеркнули, что готовы сотрудничать по вопросу борьбы с распространением вируса COVID-19, в том числе, обмениваться лучшими практиками, чтобы снизить экономические и социальные последствия пандемии. Они также призвали к равному доступу для всех стран к безопасным, доступным по цене и эффективным вакцинам от коронавируса и их справедливому распределению.

Однако как обстоит ситуация с вакцинацией внутри самих стран? Борьба с пандемией коронавируса проходила в МИКТА с разной степенью успеха: одни страны, как Австралия и Корея, смогли вовремя отреагировать и ввести ограничения, позволившие им возглавить борьбу с пандемией, пока другие, как Мексика, Индонезия и Турция, оказались неспособны справиться с распространением вируса. Сейчас, когда вакцина появилась на рынке, как идет вакцинация? И как это повлияет на ситуацию в дальнейшем?

Австралия и Южная Корея

Австралия замыкает десять стран-лидеров борьбы с пандемией спустя 43 недели после сотого подтвержденного случая заражения. Низкие показатели заражения и смертности, высокое доверие населения в связи с прозрачностью данных, жесткий карантин, сотрудничество компаний — всё это, по мнению экспертов, повлияло на высокие результаты борьбы с распространением вируса.

Однако вакцинация, независимо от высокого доверия населения, идет медленнее, чем планировалось, несмотря на попытки ускорить процесс с помощью строительства центров вакцинации и инвестиций в локальное производство. Так в марте и феврале было сделано 1,6 млн прививок, хотя только за март планировалось сделать 4 млн, а всю вакцинацию завершить к октябрю. В стране ограниченному числу людей в группе риска можно было привиться препаратом AstraZeneca, в том числе собственного производства. Тем не менее, по мнению допущенных к вакцинации групп населения, правительство не предоставляет достаточную информацию о ходе процесса, поэтому к 27 июня полностью прошло вакцинацию только 4,7%. Другими причинами отказа от прохождения вакцинации австралийцы назвали отсутствие необходимости в связи с низкой заболеваемостью, недостаточное национальное производство препарата AstraZeneca и скандал вокруг препарата и его побочных эффектов. В связи с этим Австралия проводит вакцинацию препаратом Pfizer, а также заключила договор о поставках Moderna и Novavax, которые в данный момент проходят процедуру одобрения. Планируется также начать производство собственной вакцины на основе мРНК (как и Pfizer).

Ситуация, сложившаяся с вакцинацией в Южной Корее, только отчасти напоминает австралийскую. Несмотря на успех в борьбе с пандемией, правительство страны до начала июня медленно проводило вакцинацию, доступную только уязвимым перед вирусом слоям населения из-за возраста, работы в секторе здравоохранения или хронических заболеваний. К концу первой декады мая было привито 7,1% населения. Многие винили выжидательную политику государства, с недоверием относящегося ко всем произведенным вакцинам, другие критиковали приверженность правительства только американским вакцинам, AstraZeneca и Pfizer, когда есть возможность закупки других доступных на рынке вакцин. Участие в инициативе ВОЗ Covax, которая должна была помочь с поставкой вакцин, до недавнего времени тоже не приносило результатов. Тем не менее в июне темп вакцинации в стране возрос, к 27 июня первый этап прошли 29,8% (полную вакцинацию прошло 9%). Резкий рост вакцинации был вызван возможностью вакцинации людей старше 30 лет, корпоративной кампанией по вакцинации, увеличением доступных вакцин и обещанием послаблений для прошедших вакцинацию. В частности, было начато производство AstraZeneca на территории Республики Корея, а также были одобрены Janssen производства США и Moderna собственного производства. Проходит регистрацию Novavax и Sputnik V (для производства на экспорт).

Несмотря на своевременный ответ на распространение коронавируса, правительство потеряло доверие населения к моменту начала вакцинации. Свое дело сыграла и избирательность при покупке вакцин, и относительно легкое течение пандемии в государстве, и распространение фейковых новостей в социальных сетях. Не последнее влияние оказала и вакцинация спорным препаратом AstraZeneca, которую в итоге приходилось приостанавливать, чтобы разобраться с побочными эффектами от использования препарата. Тем не менее можно отметить, что диверсификация препаратов позволила Южной Корее значительно нарастить темпы вакцинации, чего нельзя сказать об Австралии.

Мексика, Индонезия и Турция

Из 102 стран, изученных в исследовании Института Лоуи, Мексика заняла 101 место по эффективности действий правительства в борьбе с пандемией и 4 место по числу смертей от коронавируса (Мексика находилась на третьем месте по смертности в мире, в начале мая на 3 место вышла Индия). Тяжелая ситуация в Мексике потребовала решительных мер, поэтому правительство страны приняло решение использовать все доступные на данный момент вакцины для быстрой иммунизации своего населения: Pfizer, Sinovac, AstraZeneca, CanSino Biologics, Covaxin, Sputnik V и Janssen. Для повышения доступа к вакцинам Мексика заключила договор об иммунизации 20% населения с инициативой Covax, по которому дополнительно получит миллион доз AstraZeneca. Помимо этого, было принято решение расширить частичное производство вакцин: помимо CanSino Biologics в 2021 году в стране начнут разливаться и паковаться Sputnik V и AstraZeneca. Вакцинация идет в относительно быстром темпе (на 29 июня полностью привито 15% населения, а 24% получили как минимум первую дозу), с июля 2021 года вакцинация откроется для всего взрослого населения, однако показатели вакцинации гораздо ниже ряда латиноамериканских стран (например, в Чили число полностью вакцинированных жителей выше в три раза).

Индонезия оказалась на первом месте по заболеваемости и смертности в Юго-Восточной Азии. Правительство не смогло сдержать распространение вируса, поэтому сконцентрировалось на вакцинации населения. Так как Индонезия планирует привить 181,5 млн человек до конца года, правительство было вынуждено обратиться к разным производителям, в том числе и через инициативу Covax. В отличие от большинства стран Индонезия поставила в приоритет вакцинацию населения трудоспособного возраста, чтобы быстро достичь коллективного иммунитета и восстановить экономику. Вакцинация идет в слишком медленном для страны темпе — 4,82% полностью привитых к концу июня (в мае говорили, что при сохранении текущего темпа потребуется 10 лет, чтобы привить все население). Основной причиной низкого темпа вакцинации является доступность всего трех вакцин на территории страны — Sinovac, AstraZeneca и Sinopharm. Эти вакцины доверия у населения не вызывают: скандал вокруг AstraZeneca негативно отразился на ее популярности, а в июне сообщили о смерти врачей, привитых китайской вакциной Sinovac, которая и до этого пользовалась низким доверием среди населения. В связи с необходимостью повысить темп ведутся переговоры по поставке вакцины Sputnik V, а также Pfizer, Moderna, Novavax и CanSino. Дополнительно предпринимаются меры стимуляции сельского населения (например, за вакцинацию жителям дарят курицу).

Турция до начала апреля боролась с пандемией чуть эффективнее, чем Великобритания. Однако в апреле ежедневный прирост заболеваемости превысил 30 тыс. человек, а 29 апреля 2021 года в стране был введен первый полный локдаун. Несмотря на ранний старт вакцинации и использование Sinovac, Pfizer и в ближайшем будущем Sputnik V, процесс идет недостаточно быстро для борьбы с распространением вируса (но быстрее по сравнению с другими странами, к концу июня число полностью привитых составило 18%, однако заметно ускорение процесса за последний месяц). В конце июня до вакцинации были допущены все жители старше 18 лет. Дополнительно в стране запустили инициативу по убеждению пройти вакцинацию пожилых пациентов, отказавшихся прививаться (ранее в одном округе благодаря подобной инициативе удалось повысить число привитых на 30%). Для эффективного течения иммунизации населения Турция планирует начать у себя производство вакцины Sputnik V в ближайшие месяцы, а также проводит испытания собственной вакцины Turkovac на основе мРНК.

Страны МИКТА, не сумевшие остановить распространение вируса, сначала были более успешны в вакцинации населения. Однако в последствии наметились явные лидеры вакцинации (Мексика и Турция) и отстающие (Индонезия). Вакцинацию тормозят недоверие населения к ряду вакцин (в частности, к китайским) и правительству, распространение «фейковых новостей», неэффективная политика правительства. Дополнительные трудности вызывает распространение новых штаммов на территории стран.

Дальнейшие перспективы

Вакцинация в странах МИКТА идет в разном темпе. Как показала практика последних нескольких месяцев, успешный менеджмент во время борьбы с пандемией не означает быструю вакцинацию населения. Если раньше Австралию можно было отнести к преуспевающим странам, то теперь она оказалась в «аутсайдерах», уступив свое лидерство Мексике и Турции. Несмотря на обещание обмениваться лучшими практиками и стимулировать равное распределение вакцин в мире, каждый оказался сам за себя. К инициативе Covax присоединились только Корея, Мексика и Индонезия (и, как показывают темпы вакцинации, не все страны преуспели от этого сотрудничества). Переговоров о продаже произведенных внутри страны вакцин другим странам-участницам МИКТА тоже не велось.

Какая стратегия окажется эффективнее в борьбе с пандемией — неизвестно. Если в начале года предполагали, что быстрая вакцинация с сохранением карантинных мер является наиболее успешной стратегией для возвращения к привычному ритму жизни, то сейчас и эта идея подвергается сомнениям, учитывая возвращение масочного режима в Израиле из-за распространения нового штамма, несмотря на высокий процент вакцинированных жителей. Многое зависит от действий правительства, создающего план иммунизации населения, его авторитета и выбранных препаратов. Однако нельзя не отметить, что чем выше число проверенных вакцин и разнообразнее их ряд, тем быстрее в стране идет вакцинация. Ясно одно: страны МИКТА оказались не готовы к сотрудничеству в вопросах вакцинации, несмотря на выпущенные совместные заявления, что ставит под сомнение приверженность правительств данному формату сотрудничества.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся