Блог Ульяны Полиновой

Санкционная политика США в отношении Венесуэлы

3 августа 2021
Распечатать

Уже несколько лет Венесуэла, лидер леворадикального движения, переживает экономический спад, который вылился в острейший политический кризис и гуманитарную катастрофу. Нынешний политический кризис является во многом следствием политики США, которые хотят воспользоваться трудностями венесуэльского правительства и установить в Венесуэле дружественный им режим.

1055891130_0_220_3500_2113_1000x0_80_0_1_29e1ecb0139ea66e3c7d9e5660d2a44f.jpg

Источник: © REUTERS / Ueslei Marcelino

Экономический кризис стал объективным следствием изъянов социально-экономической модели, выстроенной еще в 2000-х. Уго Чавесом. Развитие Венесуэлы было поставлено в зависимость от искусственного фактора – доходы от нефтяного сектора. Когда цены на нефть были высокими, положение в стране было стабильным. Но доходы от продажи нефти шли не на развитие производства и создание собственной промышленности, а на многочисленные социальные программы, на выполнение популистских обещаний правительства: очень скоро страна оказалась в безвыходном положении. В 2013 году с падением цен на нефть, ситуация начинает ухудшаться. К этому добавляется усиление экономического давления США, изоляция страны путем введения многочисленных санкций, блокирование деятельности венесуэльских компаний (вторичные санкции).

Лица из США, иностранные граждане, ведущие бизнес на территории США или с лицами из США, должны соблюдать требования и санкции, введенные правительством США, в противном случае предусмотрены наказания.

Первые санкции США против Венесуэлы были введены в 2014 году – Venezuela Defence of Human Rights and Civil Society Act, инициатором которых выступил Конгресс. Главной причиной введения ограничительных мер, которые по большей части были персональными и сводились к заморозке активов и визовым ограничениям, было нарушение прав человека, подавление общественных протестов, падение уровня жизни ввиду действий правительства. Затем последовала серия указов президентов, которые только наращивали санкционное давление на режим Мадуро: с марта 2015 года по август 2019 год было введено семь исполнительных указов – EO 13692, EO 13808, EO 13827, EO 13835, EO 13850, EO 13857, EO 13884: блокируется имущество, активы ряда лиц, запрещены финансовые операции с новым долгом PDVSA, выплаты дивидендов правительству Венесуэлы от любой организации, прямо или косвенно принадлежащей правительству Венесуэлы. Запрещены также покупка ценных бумаг правительства Венесуэлы, все транзакции с цифровой валютой. В настоящий момент в SDN списке по Венесуэле находятся 144 физически лица (от Blanco Hurtado, Nestor Neptali, майора Боливарианской Национальной гвардии до Alex Saab, «казначея» Мадуро и главного лица во всех сделках – незаконные махинации, спонсирование режима, и Los Chamos, пасынки Мадуро) и 101 юридическое лицо (помимо PDVSA в список входят такие венесуэльские компании, как Conviasa – крупнейшая венесуэльская авиакомпания, Banco Central de Venezuela, Banco de Desarrollo Economico y Social de Venezuela , Banco de Venezuela SA Banco Universal, DAgostino & Company, Petroleos de Venezuela, Averuca, EX-CLE Soluciones Biometricas и другие компании в разных сферах и отраслях)

Исполнением и контролем за соблюдением санкций занимается OFAC, Управление по контролю за иностранными активами (Министерство финансов США). OFAC также выдает генеральные лицензии, которые разрешают некоторые виды деятельности, которые без данной лицензии запрещены ввиду риска введения санкций и ограничений. Генеральные лицензии позволяют всем гражданам США производить транзакции без необходимости обращаться за отдельной лицензией.

Первая генеральная лицензия по Венесуэле была опубликована в 2017 году к указу 13808 Imposing Additional Sanctions with Respect to the Situation in Venezuela, по данному указу вводились первые санкции в отношении нефтегазовой компании Венесуэлы, PDVSA. OFAC многократно выпускал новые генеральные лицензии или обновлял уже выпущенные, разрешающие некоторые операции, в первую очередь с государственным долгом страны и нефтегазовыми компаниями, PDVSA.

12 июля 2021 была выпущена новая генеральная лицензия No 40, разрешающая некоторые сделки, связанные с экспортом или реэкспортом сжиженного нефтяного газа в Венесуэлу. Лицензия разрешает все операции (исключения в пункте B настоящей лицензии), связанные с экспортом и реэкспортом сжиженного нефтяного газа в Венесуэлу, с участием правительства Венесуэлы, PDVSA и любой организации, в которой PDVSA владеет 50%, до 8 июля 2022. Но данная лицензия запрещает: 1) любые платежи в натуральной форме за нефть и нефтепродукты, 2) любые другие транзакции, которые запрещены по «венесуэльскому пакету» санкций (Venezuela Sanctions Regulations, VSR).

Сжиженный нефтяной газ (СНГ) используют в некоторых странах, в том числе в Венесуэле, в качестве бытового топлива для приготовления пищи. Санкции США привели к сокращению инвестиций и кризису в нефтеперерабатывающей отрасли Венесуэлы. В стране, которая и так столкнулась с гуманитарным кризисом, наблюдается кризис топлива. Все больше людей вынуждены сжигать древесину, что ведет к ухудшению экологической ситуации и росту проблем со здоровьем. Администрация Байдена сохранила прежние санкции, с тем чтобы продолжить давление на режим Мадуро, которого США считают узурпатором, но пошла на ряд смягчений, которые позволят восстановить продажу СНГ. Такие послабления стали возможны и ввиду особого отношения Байдена к проблеме декарбонизации, экологии, но общий курс в отношении Венесуэлы остался неизменным – США пытаются путем санкционного давления ослабить позиции Мадуро, расколоть леворадикальное движение Латинской Америки.

OFAC также выпустил обновленную генеральную лицензию No 5G, разрешающую некоторые транзакции, связанные с 8,5 % акциями (бондами) PDVSA от 21 октября 2021 года или позже. После этого числа разрешены операции, связанные с выплатами по бондам PDVSA, 8,5 %, которые запрещались по указу EO 13835 от 211 мая 2018 года (с поправками, внесёнными EO 13857). Данные указы фактически изолировали венесуэльскую экономику: помимо того, что Венесуэла не может больше ввести бизнес с американскими компаниями, иностранные компании (в том числе Китая и России) отказываются от сотрудничества с венесуэльскими компаниями, боясь попасть под вторичные санкции США.

OFAC идет на некоторые послабление путем введения генеральных лицензий (хоть и политические цели – смена режима, не достигнуты), потому что это отражает их экономические интересы: нехватка тяжелой нефти для американских НПЗ, к которой может привести план зеленой энергетики Д. Байдена. Экономически США заинтересованы в поставках недорогой венесуэльской нефти ввиду географической близости и наличия необходимых технологий для переработки супертяжелых сортов.

Таким образом, США, несмотря на то, что продолжение линии на усиление санкционного давления на режим Мадуро, изоляцию экономики Венесуэлы, в интересах своих компаний и для получения престижных преимуществ (как с экологической повесткой для администрации Байдена) готовы пойти на ряд точечных послаблений путем генеральных лицензий.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся