Эрдоган восстанавливает дисциплину в партийных рядах
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Развитие событий в политической жизни страны после избрания Реджепа Тайипа Эрдогана на пост президента Турции в прошлом году показало, что политик не намерен придерживаться принципа нейтральности должности главы государства в системе отношений между законодательной и исполнительной ветвями власти. Амбиции Эрдогана, однако, не ограничиваются делами государственными: как показала история с отставкой главы национальной разведки, политик не собирается мириться с возникновением новых центров власти и внутри «родной» Партии справедливости и развития.
История с главой Службы национальной разведки (СНР) Хаканом Фиданом (Hakan Fidan) началась в начале февраля этого года. Тогда, согласно существующему избирательному законодательству страны, все члены политических партий, занимающих государственные должности, в течение нескольких дней должны были подать в отставку, чтобы иметь возможность участвовать в предстоящих в июне парламентских выборах страны. Опытный бюрократ и специалист в области национальной безопасности Фидан в первых числах февраля выступил с заявлением, что намерен оставить пост «в связи усталостью». Тем временем стало известно, что главный разведчик страны намерен баллотироваться в парламент от правящей Партии справедливости и развития (ПСР).
Отставка Фидана была одобрена премьер-министром страны Ахметом Давутоглу (Ahmet Davutoğlu). Глава кабинета в беседе с журналистами во время визита в Сакарью отметил заслуги Фидана в качестве главы разведки. Политик, подводя итоги работы Фидана за последние 5 лет, заявил, что благодаря ему правительству удалось сорвать заговор против членов кабинета, задержанных в рамках нашумевшей антикоррупционной операции полиции год назад. Также, по словам Давутоглу, Фидан проявил свои оперативные способности во время событий в юго-восточных провинциях Турции, когда силами жандармерии были задержаны три грузовика, предположительно перевозящих боевую амуницию для оппозиционных сил в Сирии. Тогда противостояние между силами жандармерии и разведки закончилось победой ведомства Фидана.
Однако отставка и последующее выдвижение в кандидаты главы СНР не были одобрены президентом страны Реджепом Тайипом Эрдоганом (Recep Tayyip Erdoğan). Как заявил глава государства, несмотря на то, что каждый чиновник имеет право выдвигать свою кандидатуру перед выборами, он не считает самовыдвижение Фидана целесообразным. По словам Эрдогана, глава СНР - очень опытный бюрократ, и его способности на таком посту необходимы стране. Политический соратник Эрдогана и партийный ветеран, Бюлент Арынч (Bülent Arınç), занимающий пост вице-премьера, заявил, что Фидан, будучи простым членом парламента или даже в качестве министра, не принесет пользы большей, нежели будучи руководителем СНР. Арынч, имея в виду текущие попытки правительства начать мирные переговоры с Рабочей партией Курдистана, заметил, что на данный момент ведомство занимается выполнением важных операций внутри страны и за рубежом.
В течение месяца после ухода в отставку главы СНР в Турции шли дискуссии относительно того, как отразится позиция Эрдогана на дальнейшей политической карьере Фидана. Развязка наступила в начале марта, когда стало известно, что Фидан все-таки отозвал свою кандидатуру и был вновь назначен главой национальной разведки Турции. По словам самого Фидана, решение отказаться от участия в предстоящих парламентских выборах было принято после консультаций с президентом и премьер-министром страны. По сообщениям официальных источников, Хакан Фидан приступил к исполнению обязанностей уже 10 марта.
Уход с должности и последующее переназначение Фидана вызвало волну критики политической оппозиции страны. Так, Республиканская народная партия (РНП) обратила внимание на незаконность действий правительства. По словам депутата РНП Махмута Танала (Mahmut Tanal), назначение ранее ушедшего в отставку чиновника без соблюдения установленного законодательством срока противоречит не только конституции страны, но и существующему закону о Службе национальной разведке Турции. По словам парламентария, решение о назначении Фидана свидетельствует о политизации СНР, которая должна оставаться политически нейтральной в силу особенностей выполняемых ею функций. С более резкой критикой выступил глава парламентской фракции РНП Левент Гёк (Levent Gök). Политик на партийном собрании заявил, что СНР превратилась в частное владение правящей партии, которая использует ресурса разведки для подавления оппозиции, а восстановление Фидана в прежней должности нужно считать неприемлемым примером бесстыдства.
Несмотря на все попытки политических кругов выставить сложившийся кризис с главой СНР как незначительный инцидент, для людей, знакомых с реалиями турецкой политической жизни, необычное поведение не только высокопоставленного бюрократа, но и главы правительства свидетельствуют о кризисе отношений между президентом и премьер-министром. Очевидно, что ни одна из сторон не заинтересована в создании у избирателей впечатления, что между представителями правящих сил есть разногласия. Однако по заявлениям ряда обозревателей, именно это случилось в прошлом месяце. Бывший советник директора Службы национальной разведки Джеват Онеш (Cevat Öneş) указал на негативные последствия сложившегося кризиса. Во-первых, сам орган разведки должен оставаться вне политических дискуссий, и то, что происходит сейчас, создает негативный образ СНР в обществе. Во-вторых, национальная разведка, по мнению Онеша, должна защищать интересы не отдельных партий, а национальные интересы, сомнения именно в этом отношении могли возникнуть у общественности за последние несколько недель.
Другой аспект возникшего кризиса состоит в том, что вся история с главой разведки подтвердила существование у Давутоглу своих политических амбиций. Стоит напомнить, что Фидан считается соратником Давутоглу и одним из реализаторов многих внешнеполитических планов премьер-министра, ранее занимавшего должность министра иностранных дел Турции. Желание премьер-министра усилить свой политический вес в системе, которая сложится после парламентских выборов, возможно, не стоит в планах президента страны. Эрдоган вынужден внимательно следить за существующим раскладом сил не только среди государственных органов, но и в собственной партии. И учитывая, что существующая конституция страны наделяет премьер-министра значительными полномочиями, Эрдоган намерен задействовать механизмы внесистемного давления, чтобы предотвратить усиление альтернативных центров власти внутри партии.
Эксперт по Турции в международном консалтинговом агентстве Wikistrat Inc.
Блог: Политическая жизнь Турции
Рейтинг: 0