Блог Татьяны Грин

Энергетический кризис в Европе: как изменилась ситуация с начала СВО

8 июня 2023
Распечатать

Начало европейского энергетического кризиса можно отнести ко второй половине 2021 г. как следствие влияния коронавирусной пандемии на мировую экономику и производство энергетических ресурсов. В период с декабря 2020 г. по декабрь 2021 г. цена на импортируемые энергоносители в Еврозоне выросла более чем вдвое, что стало беспрецедентным явлением, поскольку она превысила ожидаемую волатильность на 20%. Аномальные погодные условия лета 2021 г., в свою очередь, повлекли за собой увеличение расхода энергетических ресурсов, использующихся в качестве средства охлаждения температуры, а также дефицит ядерной энергии и гидроэлектроэнергии. И, как следствие этому, повышение спроса на сжиженный природный газ на 27% по сравнению со средним показателем за 2015–2020 гг. и скачок в его ценовом предложении.

timo-volz-QHBYimUlKSo-unsplash.jpg

Источник: Unsplash       

С начала специальной военной операции на территории Украины в феврале 2022 г. и последовавших за ней санкций в отношении России энергетический кризис в Европе приобрел лишь новые грани, несмотря на то что к январю того же года наблюдалось его приведение к относительно устойчивому и контролируемому состоянию. Первый пакет санкций был введен в конце февраля 2022 г. в качестве ответной меры на признание депутатами Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации независимости Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. На данный момент в совокупности было утверждено десять пакетов санкций (последний 26 февраля 2023 г.), которые не только преследуют стратегические цели, но и оправдывают ожидания западной общественности. Краткосрочной целью, по крайней мере на первоначальном этапе, было провоцирование кризиса ликвидности и платежного баланса в России, что затруднило бы финансирование специальной военной операции на Украине и, таким образом, изменило бы намерения Москвы. В долгосрочной перспективе цель состоит в том, чтобы ослабить производственный потенциал и технологическую базу России.

Однако ситуация сложилась немного иначе. Изначально планы Европейского союза заключались в том, чтобы за максимально короткий срок урегулировать конфликтную ситуацию в мире, минимизировав при этом негативные последствия своих действий и решений на граждан и экономики стран, входящих в объединение. На деле же результат крайне неблагоприятно сказался на их внутренней и внешней политике, уменьшив при этом топливно-энергетический потенциал каждого из государств.

Одним из основных пунктов санкций было введение эмбарго на экспорт в Россию передовых технологий (например, высококачественной электроники, современных полупроводников, программного обеспечения), транспортного оборудования, ряда товаров, технологий и услуг, которые используются для энергетической отрасли и переработки нефти; а также на российский импорт стали, железа, древесины, угля и других видов ископаемого топлива. В качестве ответной реакции в марте 2022 г. по поручению президента российская транснациональная энергетическая компания «Газпром» перешла на расчетную единицу в рублях со своими контрагентами из европейских стран, многие из которых, исходя из политики прямого противодействия России, отказались от закупки энергоносителей по новым условиям, что привело к количественному сокращению российского газа в Европе.

До начала специальной военной операции на Украине европейские страны использовали чуть менее 500 млрд куб. м природного газа в год, из которых 240 млрд составлял трубопроводный газ, импортируемый из России. В настоящий момент с введением санкций и сокращением российских поставок на 88% по сравнению с 2021 г. на газовые запасы, добычу внутри территории стран и текущий импорт как природного газа, так и сжиженного природного газа (в том числе из России) приходится всего 440 млрд куб. м. Таким образом, Европе потребуется сократить потребление или увеличить импорт СПГ на 60 млрд куб. м, чтобы восполнить разрыв между спросом и предложением. 

К ноябрю 2022 г. ЕС исключил из оборота почти 75% экспортируемого из России газа, тем самым его доля в структуре газового импорта европейских стран стала составлять 9% в сравнении с 40% в 2020 г., в соответствии с отчетом международной исследовательской группы Zero Carbon Analytics со ссылкой на Совет Европы. По мнению аналитиков, значительное поэтапное прекращение российских поставок во многом стало возможным благодаря существовавшей ранее инфраструктуре транспортировки энергоносителей из других стран и резкому количественному сокращению спроса на природный газ. Однако пока нельзя в долгосрочной перспективе рассматривать полный отказ от российского импорта, поскольку ситуация на данный момент не является в полной мере стабильной, и зависимость от природного газа, экспортируемого из России, все еще играет ключевую роль в Европе — через газопровод «Суджа», проходящему через территорию Украины, подается около 42 млн куб. м в день.

Причинно-следственная связь изменений в энергетическом потенциале европейских стран была наглядно представлена резким скачком спотовых цен на газ, но с февраля 2023 г. прослеживается тенденция продолжающегося снижения стоимости топлива вследствие значительных запасов газа в подземных хранилищах на фоне теплой погоды зимой. Тем не менее, по данным Международного энергетического агентства, есть вероятность возникновения проблемы с поставками энергоносителей следующей зимой, так как по прогнозам она может быть не такой теплой, и, кроме того, на реконфигурацию и диверсификацию поставок газа в Европу требуется время из-за прекращения импорта российской нефти. Ключевыми поставщиками энергоносителей в ЕС на 2023 г., по прогнозам, станут США, ОЭА и Турция.

В сложившихся условиях за последний год европейские страны стали рассматривать именно сжиженный природный газ как частичную альтернативу традиционному. Одной из причин служит вариативность его транспортировки, так как СПГ можно импортировать не только по трубам, но и на кораблях, однако также учитывая тот факт, что для его использования в качестве энергоресурса требуется СПГ-терминал, который превращает его в обычный газ. В совокупности с планами по созданию новых СПГ-производств сжиженный газ будет равняться общей мощности в 1,034 млрд т в год, что эквивалентно 1,437 трлн куб. м обычного природного газа, которого за тот же промежуток времени производится около 4,036 трлн куб. м.

Проблема заключается в том, что сжиженный природный газ имеет усложненную систему производства, из чего следует его повышенная стоимость, например, в США цена СПГ за галлон дизельного эквивалента составляет 3,54 долл., а обычный газ будет равняться 2,76 долл. за галлон бензинового эквивалента. Небольшая разница заключается также в БТЕ (единица измерения тепловой энергии, равная количеству выделяемой теплоты), но отличие будет всего в 15 тысяч в пользу сжиженного природного газа, что при любых обстоятельствах никак не сопоставляется со всеми другими исходящими из этого ценовым факторами, такими как затраты на строительство СПГ-терминалов в странах, где он не использовался ранее, стоимостью от 6 до 7 млрд долл.

По мнению экспертов европейского научно-исследовательского центра по экономическим вопросам Bruegel, баланс между спросом и предложением в ЕС в ближайшие два года будет оставаться неустойчивым. Система имеет небольшой буфер, с помощью которого можно компенсировать любые потенциальные риски, связанные с поставками. Чтобы успешно пережить зиму, страны Европейского союза должны продолжать сокращать потребление газа, чтобы заполнить свои резервы как минимум на уровне 90% (по статистике на 15 марта 2023 г. европейские газовые резервуары заполнены на 56%).

В 2022 г. санкции и события, связанные с началом специальной военной операции, привели к самому масштабному энергетическому кризису в Европе за последние 50 лет. В частности, спрос на электроэнергию возрастал в меньшей степени, а местами даже упал. Причиной являются чрезмерно высокие цены на энергоносители и их ограниченное количество, а также намерение полностью отказаться от ископаемого топлива. Перераспределение поставок ископаемого топлива может привести к еще большей дестабилизации в течение следующих двух лет в отношении баланса спроса и предложения энергоресурсов. Несмотря на это, ЕС стремится преодолеть кризисную ситуацию за счет сокращения потребления газа, поиска альтернативных видов энергоносителей, заполнения своих резервов до максимально возможной отметки и расширения использования возобновляемых источников энергии. В сложившихся условиях европейский кризис приобретает лишь новые грани, которые требуют незамедлительной реакции, однако спустя год он все же преодолел свою максимальную концентрацию. Исходя из этого кризис будет являться острой проблемой вплоть до 2025 г., страны приведут многие энергетические показатели в устойчивое состояние, но только в том случае, если геополитическая и экономическая составляющие останутся на таком же уровне.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся