Блог СНО ФМО СПбГУ

Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён: как Финляндия меняет законодательство из-за текущего миграционного кризиса

6 августа 2024
Распечатать

Автор: Кузнецов Тимофей Дмитриевич, студент 1 курса факультета международных отношений СПбГУ

ф.jpg

Источник: AFP, Inosmi

Уже более полугода все пограничные переходы на российско-финляндской границе закрыты: попасть из одной страны в другую могут лишь грузовые железнодорожные составы, причём только через один пропускной пункт «Вайниккала», который расположен на северо-востоке от Выборга. Безусловно, подобное положение вещей можно связывать с существенным ухудшением российско-финляндских отношений, начавшимся в 2022 году и приведшим ко вступлению Финляндии в НАТО, а также к разрушению многочисленных экономических, культурных и гуманитарных связей между странами. Однако многие причины текущего закрытия границы заключены не столько в проблематике внешней политики Финляндии по отношению к России, сколько во внутренних вопросах, давно назревавших в государстве.

История одного падения

Нельзя сказать, что полное закрытие границы в ноябре 2023 года стало чем-то абсолютно неожиданным: общий тренд на «возведение» новых преград для перемещения товаров между Россией и Финляндией был заметен ещё с 2014 года из-за антироссийских санкций ЕС, что выражалось в сокращении объёмов торговли1. Однако свою активную фазу принял 2022 году, когда Финляндия не только поддержала очередной пакет санкций, но и со вступлением в НАТО прекратила выдачу туристических виз россиянам, вместе с тем фактически возродив ограничения на пересечение границы, установленные ещё во времена пандемии COVID-19. Было ли это чем-то экстраординарным?

Тесные связи между двумя государствами сохранялись на протяжении долгих десятилетий, причём основа плодотворному сотрудничеству уже в новейшее время была заложена в первые годы после окончания Второй мировой войны вместе с так называемой «линией Паасикиви», которая в дальнейшем стала называться «линией Паасикиви-Кекконена». Эта «линия» предполагала поддержание дружественного нейтралитета Финляндии в отношении СССР. Уже после распада Советского Союза и вступления Финляндии в Европейский Союз отношения между государствами оставались весьма позитивными: проводились встречи президентов России и Финляндии, был подписан новый договор о сдаче Сайменского канала в аренду Финляндии, Финляндия выступала принимающей стороной во время саммита Россия-США в Хельсинки в 2018 году. Примечательно, что даже после начала СВО какое-то время сохранялись контакты между президентами России и Финляндии, что в очередной раз подчёркивает особенный характер российско-финляндских отношений, выработанный за долгие годы сотрудничества.

Всё обратилось в прах за считанные месяцы. 30 июня 2022 года наконец-то были отменены коронавирусные ограничения на въезд в Финляндию граждан из третьих стран, а 1-го июля россияне вновь получили возможность без каких-либо ограничений получать финские визы. Впрочем, подобное «туристическое счастье» продлилось не слишком долго – к августу в правящих кругах Финляндии началось активное обсуждение введения ограничений на въезд россиян и выдачу туристических виз, что в сентябре уже стало частью реальности. Лето 2023 года запомнилось введением со стороны Финляндии бессрочных ограничений на въезд россиян в страну. Но, как можно заметить, все упомянутые меры относились сугубо к российским гражданам и не касались работы КПП на границе, через которые продолжал осуществляться транзит грузов и пассажиров с разрешением на въезд. Именно в таком состоянии будет пребывать граница и осенью, когда шаткая стабильность будет окончательно разрушена.

Хождение за три моря

Почти с самого начала массовой эмиграции из стран Северной Африки и Ближнего Востока Россия стала для многих «перевалочным пунктом» на пути в Северную Европу. Примечательно, что такой маршрут, пусть и не являясь самым коротким, оказался гораздо более безопасным (по сравнению с пересечением Средиземного моря на лодках), чем и привлёк тысячи человек. Однако тогда финны решили проблему в несколько этапов: сначала запретили пересечение границы через некоторые северные КПП на велосипедах (чем пользовались многие беженцы), а затем договорились с Россией о введении ограничений на перемещение между государствами лиц из третьих стран. Можно заметить, что подобная реакция финских властей полностью соответствует подписанному в 2012 году между Россией и Финляндией Соглашению о содействии приграничному сотрудничеству, которое по сути закрепляло дипломатический характер разрешения любых вопросов, касающихся статуса границы. Вместе с тем, выделим одно важное отличие в сравнении с текущей ситуацией – правительство Финляндии в публичном поле ни в каком виде не обвиняло Россию в провоцировании кризиса. Напротив, премьер-министр Финляндии Юха Сипиля заявлял: «Мы совместно признали, что нелегальные перевозки мигрантов из России через границу с Финляндией не выгодны никому», подчёркивая в очередной раз не только жизненную необходимость сотрудничества, но и заинтересованность в этом российской стороны.

Уже исходя из этой информации, раскрытие в ноябре 2019 года канала переправки нелегальных мигрантов из России в Финляндию кажется вполне логичным следствием мер, принятых в 2015-2016 годах. Сам по себе факт появления таких каналов говорит о том, что пересечение границы через КПП в данный период в большинстве случаев не приносило желаемого результата, что можно объяснить сотрудничеством РФ и Финляндии в рамках этого вопроса. Тем более, что в указанных событиях нелегалы были пойманы и на российской стороне. Таким образом, договорённости продолжали существовать и через несколько лет после обострения кризиса на границе, из чего можно сделать вывод, что подобная ситуация сохранялась и до ухудшения отношений в 2022 году, пусть и с поправкой на пандемию COVID-19 и связанными с ней ограничениями.

Довольно сложно отследить тот момент, когда беженцев на российско-финляндской границе стало ощутимо больше, чем обычно. На финских новостных ресурсах сообщения об увеличении числа беженцев на границе датируются серединой ноября 2023 года. В то же время можно легко найти информацию, подтверждающую отсутствие такой проблемы ещё летом 2023 года – согласно статистическим данным, рост миграции в ЕС в 2022-2023 годах лишь ограниченно затронул страны Северной Европы, в том числе и Финляндию. В любом случае уже 16 ноября появилось заявление финского правительства о закрытии четырёх пунктов пропуска в южной части границы с Россией с 18 ноября по 18 февраля. Министр внутренних дел Финляндии Мари Рантанен тогда уточняла: «Правительство готово в случае необходимости использовать все законодательные полномочия в ситуациях, которые серьезно угрожают безопасности границ». Также в российских СМИ 16 ноября начали появляться сообщения об «аномальном» количестве мигрантов, направляющихся в Финляндию. При этом с российской стороны восприятие этих мер оказалось несколько иным. Например, депутат Государственной Думы Светлана Журова заявляла: «Я вижу там подводные камни, которые вдолгую играют. Они хотят не пускать граждан России, чтобы потом забрать их имущество, например. Это тоже вариант — сейчас закрыть границу, не пускать наших граждан, а потом отнять у них имущество». Дальше события развивались с пугающей быстротой. К 25 ноября на российско-финляндской границе остался один работающий КПП, а к 30 ноября закрыли и его. Впрочем, «просвет» возник 14 декабря, когда власти Финляндии решили открыть два пропускных пункта на границе с Россией. Однако 15 декабря границу вновь закрыли из-за огромного количества желающих перейти границу в обоих направлениях. С того момента закрытие границы продлевали в январе до февраля, а в феврале – до апреля. Однако после того, как в апреле граница была закрыта «до дальнейшего уведомления», стало очевидно, что для решения кризиса потребуется что-то кроме молчаливого ожидания.

Без бумажки ты – букашка, а с бумажкой – человек

Примерно с 1970-х годов Финляндия начала приём беженцев по квотам, которые каждый год устанавливаются правительством. С 2020 по 2023 год количество беженцев по ним составляло в среднем 1000-1500 человек. В 2024 году вследствие миграционного кризиса их число сократилось до 500. Важным аспектом, однако, является то, что приём беженцев ведётся через УВКБ ООН, то есть беженец должен въезжать в страну легально, предварительно получив распределение в Финляндию. Очевидно, что большинство тех, кто желает пересечь российско-финляндскую границу, к подобным «официальным» беженцам не относится. Чаще всего подобные нелегальные мигранты рассчитывают подать заявление о предоставлении убежища уже на месте и ожидать его рассмотрения уже внутри Финляндии.

Теперь следует перейти к основному вопросу о возможных мерах, которые теоретически создадут больше рычагов контроля над потоком мигрантов, что в дальнейшем поспособствует возобновлению работы КПП на российско-финляндской границе.

Необходимо вспомнить про один из ключевых документов, который по содержащимся в нём формулировкам похож на ключ к решению проблемы: Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии. В статье 3 чётко прописаны обязательства РФ по принятию любых граждан третьих государств, которые нелегально попали на территорию ЕС, пройдя через российскую границу. Этот договор не был отменён и продолжает де-юре действовать непрерывно с момента его ратификации в 2007 году, однако оценка его эффективности на данном этапе остаётся довольно сложной задачей. Здесь можно было бы задаться вопросом: по какой причине властям Финляндии потребовалось закрывать границу в свете увеличения потока нелегальных мигрантов, если согласно заключённому более чем десять лет назад соглашению Финляндия может отослать подобного «гостя» обратно в Россию, причём вполне законно и в соответствии с международным правом. Скорее всего, проблема заключается в сроках, которые были прописаны в указанном соглашении: ходатайство о реадмиссии должно передаваться в срок, не превышающий 180 календарных дней с даты, когда стало известно о том, что гражданин не соответствует действующим условиям въезда, пребывания или проживания, а ответ на ходатайство должен быть дан в срок, не превышающий 25 календарных дней с даты подтвержденного получения ходатайства о реадмиссии. Можно заметить, что данные сроки, пусть и являясь весьма сжатыми, при большом потоке нелегальных мигрантов могут привести к тому, что государство не сможет эффективно выдворять таких граждан из страны. Следует также предположить, что это может привести к неблагоприятным последствиям для принимающей страны. На этом как раз была построена риторика партии «Истинные финны», которые вновь и вновь делают заявления, указывающие на неспособность государства справиться с потоком нелегальных иммигрантов и призывающие ужесточить миграционную политику.

Нынешний кризис сподвиг власти Финляндии искать выход из текущего положения, причём на законодательном уровне. На протяжении уже нескольких месяцев в Финляндии ведётся активная дискуссия вокруг так называемого Закона о временных мерах по борьбе с направляемой миграцией, который в финских и российских СМИ часто отмечается как «закон о выдворении». Согласно задумке финского МВД, этот закон должен позволить властям оперативно реагировать в случае «инструментальной миграции» граждан третьих стран из России в Финляндию. В сущности же этот закон даст финским пограничникам возможность отказывать во въезде любым просителям убежища, которые могут представлять угрозу для национальной безопасности Финляндии. Правительство сможет ограничить пропуск мигрантов через определённые КПП, а для тех, кто ожидает рассмотрения заявления о предоставлении убежища, будут созданы специальные центры вблизи границы. Несмотря на критику со стороны минюста и ряда учёных, отмечавших как заурядность ситуации с мигрантами на границе в 2023 году, так и несоответствие данного закона «финской Конституции и международным соглашениям о правах человека», 12 июля 2024 года он был принят парламентом Финляндии, затем подписан президентом Александром Стуббом, а уже 22 июля вступил в силу. На сайте МВД Финляндии отмечается, что принятый закон сам по себе не вводит какие-либо новые правила, а лишь позволяет правительству при согласии президента страны ограничить приём заявлений о предоставлении убежища в случае, если есть основания полагать, что существует угроза суверенитету и национальной безопасности Финляндии. Но, несмотря на заявления ряда финских политиков о возможности «осторожно открыть границу с Россией» благодаря принятию нового закона, на данный момент ситуация остаётся прежней.

Кто виноват?

Невозможно с полной уверенностью сказать, из-за чего возник данный кризис и тем более, как он будет разрешён. Финские власти обвиняют Россию в намеренном создании большого потока беженцев на границе, что, впрочем, опровергают некоторые выходцы из самой Финляндии. Российские власти отрицают какую-либо причастность к этому кризису. Дмитрий Песков комментировал это так: «Обвинения со стороны Финляндии в том, что российские пограничники доставляют на границу мигрантов, – неприемлемы». Учитывая ухудшение отношений между странами, вступление Финляндии в НАТО в 2023 году и постоянное создание финскими правящими кругами очередных препятствий для перемещения через российско-финляндскую границу, уместно предположить, что подобная реакция является прямым следствием антироссийских настроений в финском обществе и правительстве, поскольку, как было рассмотрено выше, в прошлом подобная и даже более острая ситуация не только не привела к полному закрытию границы, но и не вызвала обвинений в сторону России. Нельзя также забывать про введение многочисленных пакетов санкций против России со стороны ЕС, в которых участвует и Финляндия. Учитывая опыт миграционного кризиса на белорусско-польской границе в 2021 году, можно лишь констатировать существенное влияние правительственной и общественной риторики на действия властей в экстренных ситуациях, связанных с состоянием границы. И трудно утверждать, что такое не повторится в будущем.

Использованная литература:

  1. Дробот Е.В. Влияние санкционных войн на развитие внешнеторговых отношений России и Финляндии // Российское предпринимательство. – 2017. – Т.18. – №5. – С. 815-830.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся