Блог Сильвы Левонян

Ответы Ангелы Меркель на главные вызовы десятилетия

5 марта 2021
Распечатать

В сентябре 2021 г. в Германии пройдут очередные парламентские выборы, будет избран новый канцлер. В этих выборах, однако, не будет принимать участие Ангела Меркель — об этом она заявила еще в 2018 г. после того, когда партии ХДС/ХСС вместе с их коалиционным партнером СДПГ набрали рекордно низкое количество голосов на региональных выборах в Баварии и Гессене, что, по словам А. Меркель, послужило явным сигналом к необходимости перемен. Вместе с уходом А. Меркель завершается целая эпоха в истории немецкой и европейской политики. На период канцлерства Меркель пришлось сразу несколько серьезных кризисов — это и еврокризис 2010 г., и миграционный кризис, начавшийся в 2015 г., и пандемия коронавируса. В моменты неясности и турбулентности канцлер была фактически единственным европейским лидером, который мог занять твердую позицию и предпринять необходимые меры для удержания экономики ЕС на плаву. Безусловно, ее достижения нельзя приравнять только к успешному кризисному менеджменту, однако, именно умение грамотно и спокойно действовать в чрезвычайных ситуациях сделали Ангелу Меркель ключевой фигурой в кругу политиков Европейского союза.

16bickerton_inyt_1_superjumbo.jpg

Фото: REUTERS

Первая женщина-канцлер

В далеком 2005 г. немецкие политики и общество не возлагали особых надежд на А. Меркель — ее тогда называли “девочкой Коля”1 и скептически относились к ее кандидатуре. Тем не менее из «девочки Коля» она выросла в главного антикризисного менеджера Европы и стала фактическим лидером Европейского союза и самой влиятельной женщиной мира по версии журнала Forbes в 2010 – 2020 гг.

Ангелу Меркель действительно можно назвать исторической фигурой. Она — первая женщина-канцлер ФРГ и первая канцлер из восточной Германии. Дольше нее на данном посту продержался только Гельмут Коль — ключевая фигура в объединении Германии и завершении холодной войны. Безусловным успехом можно считать тот факт, что А. Меркель — женщина из Восточной Германии и протестантка — не только эффективно управляла преимущественно мужским и католическим Христианско-демократическим союзом, но и смогла изменить партию с исторически традиционными взглядами на более прогрессивную и социально-ориентированную.

Главный антикризисный менеджер ЕС

Начиная с долгового кризиса в 2010 г. и заканчивая борьбой с новым вирусом COVID-19, Ангела Меркель проявила себя как решительный и рассудительный лидер, за что в Европе ее канцлерство заслуженно ассоциируют с эффективным кризисным менеджментом.

Евро-кризис

В 2009 г. ряд европейский стран (Греция, Испания, Португалия и Кипр) столкнулись с серьезными проблемами по рефинансированию своих кредитов, что ставило под угрозу стабильность евро. «Рухнет евро — рухнет Европа» — знаменитая фраза А. Меркель, которую она произнесла в Бундестаге в мае 2010 г. Несмотря на то, что ее сильно критиковали из-за запоздалого ответа на кризис в Греции, канцлер, тем не менее, смогла взять ситуацию в свои руки. Она активно агитировала принятие пакета размером до 750 млрд евро для стабилизации валюты, поскольку это был вопрос не столько сохранения евро, сколько сохранения общеевропейской идеи. За несколько дней до речи Меркель в Бундестаге, страны-члены ЕС приняли решение о создании Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) для борьбы с долговым кризисом. При поддержке Финансового агентства ФРГ, ЕФФС выпускал облигации и другие долговые инструменты на рынке для сбора средств, необходимых для предоставления кредитов пострадавшим странам еврозоны. В рамках данной инициативы распределение 750 млрд евро было таковым: 440 млрд евро должно было поступить от государств-членов еврозоны в соответствии с их долей в капитале Европейского центрального банка; эта сумма могла быть объединена с займами в размере до 60 млрд евро от Европейского механизма финансовой стабилизации; до 250 млрд евро было получено от Международного валютного фонда. Стоит отметить, что доля ФРГ в указанных 440 млрд евро была значительной – она составляла 123 млрд евро.

Что же касается самой Германии в этот период, то немецкая экономика восстановилась уже к 2010 г. и добилась рекордного роста в 4.1%. Стремительный рост Германии был основан на двух постулатах: торговле и внутреннем спросе. В 2010 г. Германия была второй страной в мире по экспорту и несмотря на резкое снижение в доле мирового экспорта в 2009 г., уже через год Германия достигла роста в 14.2%. Данный показатель был достигнут прежде всего благодаря увеличению спроса на немецкую продукцию в странах Азии, что позволило немецкой экономике развиваться, даже несмотря на стагнацию в экспорте с США. Помимо этого, по словам министра экономики ФРГ Райнера Брюдерле в 2010 г., внутренний спрос также сыграл ключевую роль в экономическом росте страны в посткризисный период.

Себастьян Дуллиен, старший научный сотрудник Европейского совета по международным делам, считает, однако, что восхваление А. Меркель в связи с успешным разрешением долгового кризиса в Европе немного преувеличено. Он согласен с тем, что экономический климат в Германии в то время действительно был благоприятным, но те реформы, которые она продвигала для спасения еврозоны в целом не были столь эффективными. Тем не менее С. Дуллиен признает, что последствия могли бы быть более плачевными, если бы канцлер не настояла на принятии пакета экономической помощи.

Миграционный кризис

Политика Ангелы Меркель по отношению к беженцам в 2015 г. вызвала у многих шок и привела к поляризации немецкого общества. Хладнокровие и расчетливость А. Меркель не уступили эмоциям: «Если мы сейчас начнем извиняться за то, что показываем дружелюбное лицо в чрезвычайных ситуациях, то это не моя страна», — заявила канцлер в сентябре 2015 г. Она приняла непростое решение открыть границы для беженцев, которым на тот момент приходилось выживать в Венгрии в нечеловеческих условиях. За ними последовали сотни тысяч других беженцев, что привело к многочисленным нападкам на канцлера — многие были возмущены «наивным» решением А. Меркель принять такое количество беженцев, но несмотря на это, она твердо стояла на своем и призывала другие страны ЕС проявить солидарность по отношению к мигрантам. Она назвала миграционный кризис историческим вызовом для Европы, с которым Союз должен справиться совместными усилиями.

Известная фраза А. Меркель «Wir schaffen das!» («Мы справимся!») наглядно описывает ее настрой в разрешении данной проблемы. В период с сентября по конец ноября 2015 г. Германия приняла около миллиона беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Такое решение было частью так называемой немецкой «Willkommenskultur» («культура гостеприимства»), которая нацелена на формирование положительного отношения немецкого общества и государственных институтов к мигрантам. Безусловно, оценки подобной политики А. Меркель сильно разнятся. По словам бывшего председателя Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера, история докажет правоту канцлера. «Если бы она закрыла немецкую границу, Австрия и Венгрия не выдержали бы такого огромного притока беженцев», — заявил Юнкер в 2019 году.

Однако в Германии есть и ярые противники наивной «культуры гостеприимства». Высказывание канцлера «Wir schaffen das!» во многом изменило и разделило немецкое общество. Цель этой фразы заключалась в создании чувства единства среди населения, однако, по мнению Хольгера Шмидта, эксперта по терроризму ARD, оно привело к росту числа правых экстремистов в стране и популярности правопопулисткой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). Подобная позиция А. Меркель стала подарком для успеха партии. До миграционного кризиса, у АдГ не было четкой программы, но как только возникла ситуация с беженцами, партия сразу набрала обороты. Одним из наиболее ярких событий стало выступление Александра Гауланда, действующего сопредседателя фракции АдГ в Бундестаге. Он по-своему переформулировал заявление А. Меркель. 7 октября 2015 г. на митинге в Эрфурте он заявил: «Мы справимся, говорит госпожа Меркель. Нет! Мы не хотим этого делать!»

Мнение общественности тоже было и остается неоднозначным. По данным опроса, проведенного немецкой компанией Infratest Dimap в октябре 2015 г., 58% населения страны были не удовлетворены политикой канцлера по отношению к беженцам, в то время как 40% поддержали решение А. Меркель. Почти половина опрошенных (48%) расценили девиз канцлера «Мы справимся!» как слишком ненадежный и отчасти наивный. Другая половина респондентов (49%), однако, придерживалась мнения, что канцлер справляется с проблемами, созданными огромным притоком беженцев. Стоит отметить, что мнение общественности с 2015 г. почти не изменилось. Согласно опросу, проведенному в 2020 г. компанией Civey, 50,6% опрошенных все так же недовольны решением А. Меркель, принятым в сентябре 2015 г., а 44% респондентов считают его правильным. Таким образом, в Германии наблюдается последовательность в мнении общественности по вопросу беженцев – спустя пять лет, данная тема все еще остается одной из самых обсуждаемых и важных как среди населения, так и среди политических и государственных деятелей.

Несмотря на такой противоречивый исход событий, немецкий политолог и журналист Альбрехт фон Лукке, считает, что канцлер хотела мотивировать страну этими словами. К сожалению, ей удалось это лишь в ограниченной степени — действительно, многие немцы встречали беженцев аплодисментами на вокзале с приветственными плакатами и участвовали в оказании дальнейшей помощи. Однако политолог подчеркивает, что А. Меркель следовало более детально объяснить своему народу, что она имеет в виду под этой фразой, какие конкретно меры будут предприняты и какие у этого будут возможные последствия. Более того, хаос и нехватка мест для размещения огромного потока новоприбывших беженцев в первые дни открытия границ также вызвали недоумение и разочарование среди немцев.

Без сомнений, миграционный кризис оставил значительный отпечаток на немецком обществе и Европе в целом. Нет единого мнения о том, правильное ли решение приняла канцлер в сентябре 2015 г., однако ясно то, что процесс интеграции беженцев в культуру и общество Германии может занять долгое время, и точные оценки могут быть даны в более долгосрочной перспективе.

Пандемия коронавируса

В 2020 г. мир столкнулся с проблемой глобального охвата. COVID-19 затронул все страны и экономики мира, по сей день оказывая значительное влияние на нашу повседневную жизнь. И даже в этом вопросе, А. Меркель продолжает проявлять свою стойкость. По сравнению с другими странами ЕС, политика Германии в период пандемии в целом оценивается положительно, что доказывают и рейтинги одобрения канцлера и ее правительства — 72% населения Германии поддерживают меры, предпринятые федеральным правительством для предотвращения распространения вируса.

Данные показатели в немалой степени связаны с активной экономической поддержкой малого и среднего бизнеса во время пандемии. Так, уже в конце марта 2020 г. Германия приняла крупнейшую в истории страны антикризисную программу в размере 156 млрд евро, которая должна была помочь гражданам и бизнесам, пострадавшим из-за ограничительных мер. Обширный пакет мер предусматривал выделение 50 млрд евро для поддержки самозанятых граждан, а также малых предприятий. Бундестаг также принял пакет мер для социальной поддержки населения, предполагавший защиту граждан от потери жилья даже при наличии задолженности по арендной плате. С началом второго локдауна в ноябре 2020 г. в стране были приняты повторные меры по безвозмездной помощи работникам предприятий c менее чем 50 сотрудниками и самозанятым в размере до 75% их месячной выручки.

По мнению Джуди Демпсен, старшего научного сотрудника Карнеги центра в Европе, коронавирус во многом помог Ангеле Меркель восстановить свой авторитет среди населения. В январе 2020 г. Меркель почти списали со счетов, велась активная борьба в коалиции за место будущего главы партии, ее рейтинги одобрения были достаточно скромными. Однако именно то, как канцлер взяла ситуацию по борьбе с пандемией в свои руки, привели к новому росту популярности Меркель. Ее телевизионная речь 18 марта 2020 г. тронула многих: «С момента объединения Германии, нет, со времен Второй мировой войны, наша нация не сталкивалась ни с одной проблемой, которая требовала бы такой степени сплоченности». Как считает немецкий профессор и доктор медицинских наук Мартин Тойфель, телеобращение канцлера в марте 2020 года уменьшило страх и депрессию среди населения Германии. По его словам, это показывает, насколько важно, чтобы в кризисной ситуации правительства предоставляли прозрачную и понятную информацию для формирования доверия.

Однако не все эксперты считают, что А. Меркель держит ситуацию под контролем. Йенс Турау, политолог Deutsche Welle, называет пандемию в Германии «гонкой на время» — медленное начало вакцинации многих раздражает, а введение большего количества ограничений уже невозможно. А. Меркель не раз высказывалась против смягчения ограничительных мер, однако, чем дольше страна находится в локдауне, тем яснее становится, что население устало от запретов. По мнению Йенса Турау, это тревожный знак, когда канцлер, о крепких нервах которого уже много лет ходят легенды, теряет самообладание.

Будут ли немцы скучать по А. Меркель?

Как утверждает политолог Флориан Хатлеб, с уходом Ангелы Меркель немцам будет не хватать непоколебимой настойчивости канцлера, особенного, почти бесчеловечного, рвения к работе, внутренней дисциплины и научного элемента в принятии политических решений. Несмотря на все «но», заслуги Ангелы Меркель на европейском уровне останутся примером высокоэффективного кризисного менеджмента, и уже сейчас можно с уверенностью сказать, что планка, установленная канцлером для будущих лидеров страны, достаточно высока.


1 - В начале 90-х гг. именно Гельмут Коль, канцлер ФРГ в 1982–1998 гг., помог Ангеле Меркель с началом ее политической карьеры и в 1991 г. назначил ее министром по делам женщин и молодежи.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся