Афганистан на повестке дня ШОС
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Авторы:
Людмила Печищева, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры зарубежного регионоведения, политологии и внешней политики факультета международных отношений и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ
Анастасия Шутова, студентка факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ
Турбулентность и неопределенность охватывает страны-члены ШОС из-за смены режима в Афганистане. Приход к власти движения «Талибан» (запрещено в РФ) в Афганистане в августе 2021 года стал серьезной проверкой для ШОС с точки зрения обеспечивания ключевых задач Организации. Так, согласно Декларации о создании ШОС от 2001 года, государства-члены Организации «придают приоритетное значение региональной безопасности и осуществляют тесное взаимодействие в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом»1. За исключением Туркмении, все соседствующие страны с Афганистаном являются членами ШОС, что напрямую втягивает Организацию в решение афганского вопроса, а также обостряет проблему неконтролируемого наркотрафика, потока беженцев, распространения радикального исламизма и сепаратистских движений на приграничных территориях государств-членов ШОС. Ситуация усложняется и тем, что у государств-членов ШОС различные подходы и взгляды на урегулирование афганского вопроса.
Источник: Reuters
Смена власти в Афганистане затрагивает напрямую национальные интересы Пакистана. Кроме того, сложившаяся ситуация в регионе негативно влияет и на пакистано-индийское сотрудничество, в особенности на их нерешенные территориальные споры. Пакистанское правительство стремится быстрее стабилизировать ситуацию в Афганистане из-за до сих пор неурегулированного вопроса границы (так называемая «линия Дюранда», искусственно разделенная в 1947 г. по религиозно-общинному принципу между Пакистаном и Афганистаном). Кроме того, беспокоит Пакистан на северо-западе страны самопровозглашенный и непризнанный на границе с Афганистаном Вазиристан с преобладающим пуштунским и поддерживаемый талибами сепаратистским населением. Хотя пакистанские политики всегда стремились укрепить свои позиции среди пуштунов, индийское правительство, использовав весь арсенал дипломатических средств, параллельно проводило политику по привлечению выступающих против сближения с Пакистаном пуштунов в Афганистане (к примеру, в Кандагаре было открыло индийское консульство).
Первостепенной задачей для Пакистана на сегодняшний момент является ослабить оппозиционное этническое меньшинство внутри страны, поддерживающее «Талибан», и предотвратить гуманитарную катастрофу в Афганистане. В случае усиления позиций Исламабада в афганском вопросе Нью-Дели несет и экономические потери. Индийское правительство опасается роста мусульманских радикалов в Кашмире при поддержке талибов, а также увеличения радикальных мусульманских организаций в южноазиатских странах (это и активно действующая в Пакистане Лашкар-и-Тайба (запрещена в РФ), и кашмирская Джаиш-э-Мохаммад, нацеленная на отделение Кашмира от Индии). После прихода к власти талибов были приостановлены индийско-афганские торговые отношения, что сильно отразилось на экономических показателях Индии. При том, что ключевую роль в афгано-индийском товарообороте играет Пакистан. К примеру, афгано-индийский товарооборот осуществляется преимущественно через пакистанский порт Карачи. В целом, Индия занимает выжидательную позицию в афганском вопросе в отличие от одного из ключевых игроков по ШОС – КНР.
Для Китая вывод американских военных с территории Афганистана стал хорошим предлогом усилить свое влияние в регионе. Под видом предотвращения гуманитарного кризиса в Афганистане Китай анонсировал экономическую поддержку стране в рамках инициативы «Один пояс, Один путь». Пекин, став одним из основных экономических инвесторов Исламабада, стремится наладить конструктивные отношения с новым правительством в Афганистане2. Китай нацелен на контроль сепаратистских и экстремистских движений в труднодоступном Ваханском коридоре, что, в свою очередь, снизит нестабильность в приграничном Синьцзяне и сократит неконтролируемые обороты оружия на афгано-китайской границе. Очевидно и то, что из-за санкций со стороны Запада Китай сможет стать надежным партнером для нового правительства в Афганистане.
Что же касается позиции России, еще одного ключевого игрока в регионе и члена ШОС, то правительство РФ занимает более выжидательную позицию по афганскому вопросу. Безусловно, события в Афганистане затрагивают национальную безопасность РФ, осложняют миграционную обстановку из-за неконтролируемых потоков беженцев из стран Центральной Азии, приводят к увеличению наркотрафика, усиливают напряженность на таджикско-афганской границе и т.д. К тому же, растет экономическая нагрузка на российский бюджет из-за дополнительных расходов на поставку вооружения и укрепление военных баз в Таджикистане и Киргизии, совместные военные учения со странами Центральной Азии, в том числе в рамках ОДКБ, вблизи границ с Афганистаном.
Для Таджикистана приход талибов к власти крайне опасен и несет нестабильность на приграничных территориях с Афганистаном в районе Бадахшана, где дислоцируется террористическая группировка «Джамаат Ансаруллах», взявшая ответственность за ряд террористических актов в Таджикистане. Более того, на территории Таджикистана расположена российская военная база № 201, которая обеспечивает безопасность со стороны России в случае военных действий в стране. Таджикистан неохотно стремится наладить контакты с талибами, которые нетерпимо относятся к проживающим на западе и северо-востоке Афганистана этническим таджикам, вторым по численности этническим большинством страны. Однако талибам важно нормализация отношений с Таджикистаном, который выступает крупнейшим поставщиком электричества на территорию Афганистана.
Позиция Узбекистана по афганскому вопросу особенно важна в связи с председательством Узбекистана в ШОС в 2022 году. По мнению узбекских властей, необходимо наладить отношения с талибами, привлечь их в политические и экономические процессы центральноазиатского региона, дабы предотвратить нарастание гуманитарного кризиса, сократить неконтролируемые миграционные потоки и предотвратить распространение радикального исламизма. Актуальным для Узбекистана остается и вопрос борьбы с терроризмом. Так, в Кандагаре до недавнего времени дислоцировалась запрещенная исламистская террористическая группировка «Исламское движение Узбекистана» (входит с 2014 года в запрещенное в России ИГ).
В связи с изменением политического режима в Афганистане остается на повестке дня и энергетический вопрос. Под угрозой проект газопровода «Туркмения – Афганистан – Пакистан – Индия» (ТАПИ) из-за нестабильности в Афганистане. В этом газовом проекте в большей степени заинтересованы Россия и Туркмения. Как отметил М.В. Мишустин, Россия продолжит «развивать технологии добычи нефти, газа, угля, производства СПГ, диверсифицировать экспорт энергоносителей»3. Поэтому не только Китай, но и Индия, третий по величине экспортер энергоносителей, и Пакистан с возрастающими потребностями в газе и нефти, становятся для России важными рынками сбыта её нефтегазовой продукции. Катар, Австралия, Саудовская Аравия и США, которые также следуют стратегии диверсификации нефтегазовых поставок, активно включены в борьбу за такие перспективные энергетические рынки, как страны Южной Азии и АТР. Следовательно, конкуренция с каждым годом будет только возрастать, учитывая и стремительный рост населения, и потребности в газе и нефти для экономики и промышленности в южноазиатском регионе.
20 октября 2021 г. в Москве (так называемый «московский формат»4) состоялась встреча по решению афганского вопроса российской стороны и афганских лидеров совместно с официальными представителями Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Пакистана, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана без участия американских государственных чиновников. На переговорах афганские власти обсудили предоставление экономической и политической поддержки для Афганистана, а также признание страны на международном уровне.
Для ШОС смена политического режима в Афганистане усложнила процесс консолидации по решению афганского вопроса. В итоговой Декларации 20-летия ШОС все государства-члены выступают за формирование инклюзивного правительства с участием представителей всех этнических, религиозных и политических групп афганского общества5. Однако ситуация усложняется разностью в национальных интересах государств-членов ШОС: одни страны-члены Организации выступают за полный отказ сотрудничать с нынешней властью Афганистана, другие же, наоборот, хотели бы сесть за стол переговоров и наладить отношения. Помимо этого, возрастает проблема легитимизации террористической группировки на международном уровне. Так, прецедент в Афганистане может позволить прийти к власти террористическим группировкам в других странах.
В условиях столкновения национальных интересов государств в вопросе разрешения афганского кризиса ШОС, как крупнейшему объединению в регионе и гаранту международной и региональной безопасности, предстоит выработать комплекс мер по предотвращению гуманитарной катастрофы в Афганистане, распространению экстремистских, сепаратистских и террористических движений, прежде всего, в рамках контактной группы «ШОС-Афганистан» и Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС.
Аналитика подготовлена в рамках гранта «Проектные научные коллективы РГГУ» в 2021 г. для реализации научно-исследовательского проекта «Трансформация энергетических рынков стран-членов ШОС на современном этапе: возможности для России».
[1] Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества // Кремль. 14.06.2001. [Электронный ресурс]: www.kremlin.ru/supplement/3406 (дата обращения: 16.10.2021)
[2] China, Pakistan and Russia set to increase Afghanistan influence // The Guardian. 16th August 2021. [Электронный ресурс]: www.theguardian.com/world/2021/aug/16/china-russia-pakistan-expect-increase-influence-afghanistan (дата обращения: 17.10.2021)
[3] Россия продолжит диверсифицировать экспорт энергоносителей // РИА новости. 02.04.2020. [Электронный ресурс]: www.ria.ru/20200402/1569487820.html (дата обращения: 17.10.2021)
[4] В Москве начались консультации московского формата по Афганистану // ТАСС. 20.10.2021. [Электронный ресурс]: www.tass.ru/politika/12710145 (дата обращения: 17.10.2021)
[5] Душанбинская декларация двадцатилетия ШОС // Кремль. 17.10.2021. [Электронный ресурс]: www.kremlin.ru/supplement/5699 (дата обращения: 17.10.2021)