Илья Кравченко: Дж. Керри в Москве: ожидания и реальность
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Визит государственного секретаря США Дж. Керри в Москву можно было бы назвать рядовым, за последние полгода это уже третья поездка в Россию. Если бы не весьма напряженные отношений между Белым домом и Кремлем. В этой ситуации каждая личная встреча между высокопоставленными представителями России и США должна быть использована по максимуму. Приведут ли переговоры главы американского внешнеполитического ведомства в Москве к сдвигу в нормализации отношений? Или же стороны останутся на своих позициях и продолжат жестко и бескомпромиссно реализовывать свои интересы?
В чём же основные проблемные вопросы, которые стоят сейчас на повестке дня российско-американских отношений? В первую очередь это сирийский конфликт. Полугодовая спецоперация российских Воздушно-космических сил на территории Сирийской республики расценивается Соединенными Штатами как интервенция, направленная на усиление позиций президента Б. Асада. Ведь главные заявленные цели и задачи, суть которых сводилась к уничтожению террористических группировок, с точки зрения Вашингтона, не выполнены, так как практически все существовавшие на момент начала спецоперации формирования так и остались на территории Сирии, а позиции сирийского президента и армии в то же время укрепились.
Действительно, Россия поддерживала сирийского президента с 2011 года, то есть с самого начала конфликта. США же всегда требовали, чтобы фактор нахождения Асада у власти был рассмотрен в качестве предварительного условия для урегулирования. Вместе с тем, не стоит забывать, что на момент исключения Сирии из Лиги арабских государств в 2011 году, она была единственным союзником России, который был членом данной организации. Можно констатировать, что ситуация с тех пор не изменилась.
По мнению ряда экспертов, Россия все же чувствует себя куда увереннее в сирийском вопросе, нежели ее западные партнеры, так как она является единственным игроком, который в состоянии влиять на сирийское правительство в его стремлении восстановить суверенитет над всей страной и исключить образование автономий. Поэтому желание Вашингтона убедить Москву в необходимости конструктивного решения конфликта понятно – будущее федеративное устройство Сирии будет невозможно, если Белый дом и Кремль не смогут надавить на своих союзников в лице оппозиции и правящего режима.
Госдепартамент придал данному рабочему визиту эффект сверхважности, так как изначально он был объявлен на даты 22-25 марта, что гораздо дольше обычных рабочих визитов. Однако в итоге Керри пробудет в Москве только два дня. К тому же для государственного секретаря США, очевидно, главной будет встреча не со своим коллегой главой МИДа С. Лавровым, а с президентом РФ В. Путиным. Причем встреча организованна именно по просьбе Керри. Но ожидать реальной продуктивности от данной встречи не приходится, так как для успешного урегулирования сирийского конфликта необходимо участие в переговорах обязательно всех сторон в него вовлеченных. Ведь схожие двухсторонние попытки решить палестино-израильский конфликт, как известно, ни к чему не привели.
Еще одним проблемным вопросом в российско-американских отношениях, безусловно, является украинский кризис. Но и здесь качественных сдвигов не ожидается. Вашингтон не стесняется обвинять Москву в открытой поддержке называемых Кремлем ополченцами «сепаратистских формирований» на Юго-Востоке Украины. Само использование подобного термина расценивается Белым домом как неофициальное подтверждение военной поддержки Москвой ДНР и ЛНР.
Вынесенный 22 марта приговор Надежде Савченко, по которому она должна отбывать 22-х летний срок заключения за убийство двух российских журналистов, также подливает масло в огонь и без того напряженных российско-американских отношений. Ведь Вашингтон четко дает понять – дело Савченко политическое, следовательно принятое российским судом решение только усложнит переговорный процесс. Возможно, следом последует новый виток санкций, который может привести даже к формированию некоего «списка Савченко».
Так или иначе, любая попытка наладить диалог – дело позитивное. Другой вопрос, приведет ли визит главы госдепартамента в Москву к чему-то кроме громких заявлений? Очень бы хотелось, чтобы это было так. Но высокий градус в российско-американских отношениях не снижался по итогам схожих переговоров на разных площадках. И эта встреча, вероятно, не будет исключением.
Илья Кравченко, к.п.н., преподаватель кафедры международной безопасности ИАИ РГГУ.