Евсей Васильев: Запад вынужден идти на поводу у Эрдогана
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Если до недавнего времени Москва обвиняла Анкару в пособничестве террористическим группировкам в Сирии, то после начала артиллерийских обстрелов сирийской территории со стороны Турции последнюю можно назвать прямым участником сирийского конфликта.
В России расценивают действия турок как артподготовку перед началом вторжения в Сирию. Цель – не допустить взятия под контроль сирийской армии и курдских добровольцев стратегического участка сирийско-турецкой границы.
Для обсуждения сложившейся ситуации 19 февраля по инициативе России был созван Совет Безопасности ООН. Однако на выдвинутый Москвой проект резолюции о недопустимости военного вмешательства во внутренние дела Сирии наложили вето сразу трое постоянных членов СБ – США, Франция и Великобритания. Также против российской инициативы выступили Украина, Испания и Новая Зеландия.
Значит ли это, что Запад дал Турции карт-бланш на вторжение в Сирию? Ведь очевидно, что даже в НАТО нет единого мнения в отношении политики, проводимой Реджепом Эрдоганом в Сирии.
В частности, министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн в интервью Der Spiegel заявил, что альянс не обязан вступать в конфликт с Россией из-за действий турецких властей, поскольку устав организации обязывает оказывать военную помощь только в случае прямой военной агрессии против союзника. При этом министр отметил, что выражает коллективное мнение членов НАТО.
Однако буквально одновременно с внеочередным заседанием СБ ООН стало известно, что ответственность за теракт 17 февраля в Анкаре взяла на себя курдская группировка «Ястребы свободы Курдистана» (ЯСК), которая, по мнению турецких властей, связана с Рабочей партией Курдистана (РПК), признанной в Турции террористической организацией.
Ранее президент и премьер Турции Реджеп Эрдоган и Ахмет Давутоглу возложили ответственность за теракт на сирийских курдов, заявив, что к нападению причастны Силы народной самообороны (СНС) – боевое крыло «Партии демократического союза» (ПДС) сирийских курдов. Однако, по словам лидера ПДС Салиха Муслима, ЯСК не имеет никакого отношения ни к его партии, ни к РПК.
В заявлении, размещенном на сайте самой ЯСК, утверждается, что теракт был местью турецкому руководству за так называемую контртеррористическую спецоперацию, проведенную в уезде Джизре турецкой провинции Ширнак на юго-востоке страны, жертвами которой стало местное курдское население.
Таким образом, турецкое руководство попыталось увязать последствия проведенной зачистки курдского меньшинства на юго-востоке Турции с ситуацией в Сирии, объясняя свои действия недопустимостью выхода к сирийско-турецкой границе отрядов самообороны сирийских курдов, что позволит сирийской армии взять в котел террористов на севере и северо-западе Сирии.
Примечательно, что до момента перехода в контрнаступление сирийских правительственных сил при поддержке ВКС России, когда провинция Идлиб практически полностью находилась в руках террористической группировки «Джебхат ан-Нусра», сирийской ячейки «Аль-Каиды», руководство Турции так не пеклось о безопасности сирийско-турецкой границы, через которую в промышленных масштабах осуществлялась контрабанда краденой нефти.
Заявление ЯСК о взятии на себя ответственности за теракты в Турции как нельзя кстати совпало с инициированным Россией обсуждением ситуации в Сирии в СБ ООН. Еще перед тем как США, Великобритания и Франция отклонили проект резолюции о недопустимости военного вмешательства Турции в сирийский конфликт, официальный представитель Белого дома Джош Эрнест заявил, что США поддерживают Турцию и других союзников по НАТО в противостоянии «российским провокациям в регионе».
Практически сразу после заседания СБ ООН президент США Барак Обама в телефонном разговоре с турецким лидером признал право Анкары на самооборону в связи с приближением к турецкой границе курдских вооруженных отрядов, которых американцы еще совсем недавно активно поддерживали в борьбе с ИГИЛ.
Получается, что после определенного прогресса в процессе мирного урегулирования сирийского конфликта, наметившегося после принятия резолюции СБ ООН 2254 и Мюнхенской встречи группы поддержки Сирии, по итогам которой даже было объявлено о перемирии, Запад в очередной раз вынужден пойти на поводу у президента Турции.
Логика Анкары понятна – турецкое руководство прямо увязывает ситуацию в Сирии с «курдским вопросом» в самой Турции.
Потеря контроля над сирийско-турецкой границей чревата для Эрдогана не только позорным провалом турецкой стратегии в Сирии, но и появлением новой серьезной угрозы, исходящей уже со стороны сирийской границы от окрепших в боях сирийских курдов. Плацдарм для подрывной деятельности против Турции на севере Сирии – ночной кошмар турецких властей.
Разрываемые между необходимостью борьбы с международным терроризмом и союзническими обязательствами США и их союзники находятся в заложниках ситуации и вынуждены публично встать на сторону Турции. Однако это вовсе не означает, что Запад окажет реальную военную помощь туркам, если Анкара все же решится на военную провокацию в Сирии. Очевидно, что никто на Западе за Турцию воевать не готов. Тем более с Россией.
Подтверждение не заставило себя долго ждать. 22 февраля президент России выступил со специальным обращением, в котором среди прочего было анонсировано прекращение огня в Сирии, которое должно начаться 27 февраля 2016 года, начиная с полуночи по дамасскому времени. Достигнутое соглашение – результат упорных усилий российской дипломатии в рамках сопредседательства России и США в Международной группе поддержки Сирии.
Кроме того, Москва и Вашингтон наконец условились сверять цели на карте Сирии для нанесения ударов по террористам. Известно, что этот пункт в течение долгого времени был чуть ли не основным камнем преткновения на российско-американских переговорах по урегулированию сирийского конфликта.
Дипломатическую победу Москвы можно считать настоящим провалом для ближневосточной стратегии Эрдогана, поскольку режим прекращения огня распространяется в том числе на Турцию, но не распространяется на ИГИЛ, «Джебхат ан-Нусру» и другие террористические группировки. Продолжение артиллерийских обстрелов турецкой армией сирийской территории будет означать нарушение режима прекращения огня со стороны Анкары со всеми вытекающими последствиями, в том числе для отношений Турции с США, которые вместе с Россией выступили гарантом перемирия.
В складывающихся обстоятельствах для правительства Сирии нет никакой другой альтернативы, кроме как с помощью ВКС России восстановить контроль над сирийскими территориями, находящимися в руках террористов, независимо от того, чьи интересы при этом будут попраны. И чем скорее, тем лучше.
http://vz.ru/opinions/2016/2/24/795980.html
Е. В. Васильев, к.п.н., доцент кафедры международной безопасности ИАИ РГГУ.