Александр Гущин. Интервью Р. Темникову и порталу kaspiy.az по украинской проблематике
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
- Как известно, нормандская четверка договорилась продлить срок действия минских соглашений на этот год. Но стоит ли ожидать, что в течение 2016 года минские соглашения все же будут выполнены обеими сторонами?
- Действительно, нормандская четверка своим решением о переносе минского процесса на 2016 год фактически подтвердила то, что де-факто видно, наверное, всем, кто следит за украинским кризисом. Несмотря на то, что Парижская встреча и последующие переговоры в рамках контактной группы давали определенную надежду на политическое урегулирование, которое бы базировалось на плане Мореля, было понятно, что пока эти надежды довольно призрачны. Главное, что удалось добиться сейчас - это прекращение масштабных боевых действий. Был также достигнут определенный прогресс в обмене пленными и отводе вооружений, хотя и здесь, особенно в случае с обменом далеко не все прозрачно. Но, тем не менее, по этим параметрам прогресс есть.
Однако во всем остальном его нет, и пока он не предвидится. По сути, стороны остались на своих позициях. Украина стремится реализовать минские соглашения так как это выгодно ей, то есть добиться контроля над границей и проведения выборов, уже в условиях демилитаризации и ликвидации ДНР и ЛНР, на месте которых должны быть «отдельные районы Луганской и Донецкой областей». Республики же, и поддерживающая их Россия, упирают на то, что процесс принятия закона о выборах на этих территориях, и статуса этих территорий не согласовывается с ними. Кроме того, Москва по-прежнему видит для себя как наилучший вариант тот, при котором будущие власти районов смогут после реинтеграции влиять на общую политическую ситуацию, в том числе и на внешнюю и внутреннюю политику Киева.
Украину такой вариант категорически не устраивает. Ни о какой федерализации там речи нет, даже, несмотря на то, что многими слова вице-президента США в Раде были интерпретированы именно в духе необходимости федерализации - это ошибочное впечатление. Сегодня важный вопрос - сможет ли Верховная Рада получить 300 голосов по внесению изменений в Конституцию в части децентрализации власти. В проекте присутствует положение о том, что особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом. Пока такого количества голосов нет.
Думаю, решение все равно будет принято, при активном давлении со стороны ЕС и США. Принято оно будет по тактическим соображениям, а именно, чтобы снять с себя ответственность за срыв Минских соглашений. Тогда шар будет на стороне России и республик. При этом, даже если активно будет подниматься вопрос о том, что согласование с республиками отсутствует - это не будет перед лицом Запада сильной позицией по сравнению с голосованием в Раде. Фактически будет сделан очередной шаг к заморозке конфликта, а процесс этой заморозки по сути дела мы сейчас наблюдаем.
Очевидно, что ни Россия, ни Украина не могут сейчас в полной мере добиться абсолютно выгодного результата, идет борьба на экономическое и политическое истощение, что очень способствует именно замороженному статусу конфликта. Таким образом, сегодня больше оснований ответить на ваш вопрос относительно перспектив полного решения конфликта в соответствии с духом и буквой Минска в 2016 году отрицательно, хотя конечно, многое будет зависеть от политической и экономической устойчивости Киева и Москвы и от положения внутри самих республик. В этом контексте экономика и ситуация в социальной сфере Украины находится в зоне особенного риска, если мы говорим о горизонте в один год.
- Под конец года стала появляться тревожная информация о скоплении украинских войск вдоль рубежей ДНР и ЛНР, ситуация усугублялась воинственными заявлениями отдельных представителей официального Киева о необходимости взять под контроль украинскую границу с Россией. Как следствие появились разговоры о грядущем в ближайшем будущем новом наступлении ВСУ в Донбассе. Насколько реально возобновление боевых действий в Донбассе в ближайшие месяцы?
- Думаю, что обе стороны в случае возобновления боевых действий просчитывают последствия. Что это даст ополченцам? Скорее всего, новый виток позиционной войны, вероятно с определенными тактическими успехами, похожими, хотя вероятно уже менее значимыми, чем Дебальцево и уж точно меньшими, чем Иловайск. А это в свою очередь, даже в случае помощи России, приведет к дальнейшей деградации региона, отсутствию всяких перспектив и отъезду населения. Кроме того, для Москвы это принесет новый виток санкций и сведет на нет всю ту линию России по налаживанию отношений со странами ЕС, многие из которых выступают в поддержку смягчения санкций против России.
Что это даст Украине? В условиях падения ВВП, когда только наметились определенные надежды на то, что в экономике в будущем году будет достигнута определенная стабильность и ожидается по прогнозам Всемирного банка даже рост в 1%, в условиях, когда введена ЗСТ с Европейским союзом, война явно сведет позитивные надежды, которых и так не очень много, на нет.
Кроме того, Киев не может не понимать, что, даже принимая во внимание укрепление за последний год своей армии, добиться в случае начала нового витка войны, решающего быстрого успеха в духе операции хорватских сил в Сербской Краине в 1995 года ему не удастся. Так что мне представляется, что эскалации, аналогичной той, какую мы наблюдали в январе прошлого года, не произойдет. Хотя опять же стоит оговориться, что в данном случае в любой расчет может вмешаться фактор, если не случайности, то реактивности и спонтанности. К сожалению, международная обстановка в последнее время дает много примеров, когда именно эти параметры главенствуют, но с точки зрения политической логики, логики сохранения стабильности, эскалация сейчас вряд ли кого-то устраивает.
- Будет ли и дальше Россия прокачивать свой газ через Украину, если учесть, что Киев недавно повысил тарифы на прокачку газа и подал в Международный суд на Москву в вопросе долга?
- Думаю, что по вопросу о долге предстоят долгосрочные судебные разбирательства. Де-факто это дефолт, но МВФ дал понять, что Запад не оставит Киев и изменение правил поддержки и кредитования об этом явно свидетельствует.
Что же касается транзита, то мне представляется, что в долгосрочной перспективе роль транзита через Украину может снижаться, как по политическим соображениям, так и из-за состояния самой ГТС этой страны. Но в целом полностью отказаться от транзита через Украину после 2019 года не удастся, как по причине отсутствия достаточного числа альтернативных веток, особенно после того как неудачей окончились попытки с Южным и Турецким потоками, так и принимая во внимание крайне негативное отношение ряда европейских стран к Северному потоку - 2, различного рода антимонопольные ограничения, а также фактор самого рынка, ведь затраты на транспортировку газа по «Южному коридору» и «Турецкому потоку» были бы в несколько раз выше, чем транзит через Украину. Так что предстоят сложные и длительные переговоры.
- Последние опросы общественного мнения показывают, что уровень удовлетворенности жизнью упал в Украине до рекордных 17%. Говорит ли это о том, что в этом году там могут вновь начаться социальные бунты и дело закончиться новым майданом?
- Действительно, последние опросы показывают, что уровень поддержки властей со стороны общества падает. Это показали и местные выборы. Да, партии власти удалось победить, но в целом число голосов, поданных за пропрезидентскую политическую силу заметно меньше, тем тот результат, который показали БПП и Народный фронт на парламентских выборах. Здесь, конечно, надо принимать во внимание, что местные и парламентские выборы сравнивать не вполне корректно, но все же такая разница в поддержке - это определенный показатель.
Кроме того, на Западе и на Востоке страны активно проявили себя Оппозиционный блок, «Самопомощь», националистическая партия «Свобода». Думаю, что если парламентские выборы и пройдут, то вероятность победы на них президентских сил со значительным перевесом сегодня заметно меньше, чем год назад.
Я не думаю, что возможен социальный бунт в национальном масштабе, но в масштабе регионов и в столице возможен социальный протест. Даже можно с уверенностью сказать, что он будет, что власть будет подвергаться сильному давлению со стороны общества и что ряд оппозиционных политических сил, олигархов попытаются использовать это движение в своих интересах. Другое дело, что пока скорее нет предпосылок к новому майдану в общеукраинском понимании этого слова, но некоторые тенденции регионализации свидетельствуют о том, что проблема с региональными элитами есть.
Однако не стоит воспринимать эти проблемы односложно. Да, центральная власть слаба и в некоторых регионах есть конфликты, как например конфликт между губернатором Одесской области М.Саакашвили (который активно использует антикоррупционную риторику для создания своей собственной политической платформы) и мэром Одессы, но в целом региональная элита понимает, что благоприятной альтернативы тоже нет. Так что думаю пока предпосылок для нового майдана или отпадения ряда регионов все же меньше, чем скрепляющих факторов. К последним можно отнести, кстати, и предстоящее введение безвизового режима с ЕС, введение в действие ЗСТ с Евросоюзом.
Да, пока все это мало, что дает на практике, за исключением каких-то психологических вещей, снижения объема бытовых трудностей при оформлении виз и т.д. Но это пропагандистский успех нынешней власти, а также демонстрация неизменности стратегического курса. При этом власть говорит, что позитив от ЗСТ будет ощутим через несколько лет.
Россия же по-прежнему представляется властями в образе внешней угрозы, что до сих пор оказывает определенное консолидирующее влияние на значительную часть общества. Однако все эти тактические и пропагандистские успехи властей не отменяют наличия серьезных проблем в отношениях центра и регионов, государства и национальных меньшинств, не говоря уже об экономических проблемах. В любом случае 2016 год будет очень сложным для Украины и во многом от того как он пройдет, зависит и будущее страны в последующий период.