Блог экспертов РГГУ

Экономический коридор Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма (БКИМ): формирование новой региональной геоэкономической архитектуры

8 октября 2024
Распечатать

Авторы: Печищева Л.А., кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ

Полякова Алина, студентка 4 курса, факультет международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ

 

ы.jpg

Источник: nytimes.com

Инициатива КНР «Один пояс, один путь» (ОПОП) является хорошо продуманной стратегией развития страны, которая направлена на создание торговых, инвестиционных и инфраструктурных сетей, а также развитие финансовых институтов, способных составить конкуренцию Бреттон-Вудской системе во главе с МВФ и Всемирным банком. Инициатива ОПОП, объединив три континента – Азию, Африку и Европу вдоль древних торговых путей, уже давно вышла за рамки сугубо экономически выгодного проекта и способствует еще большему усилению геополитического влияния Китая на страны «Глобального Севера» и «Глобального Юга». Для реализации амбициозных китайских проектов в рамках ОПОП были запущены шесть экономических коридоров, официально анонсированных в мае 2015 г. китайским вице-премьером Чжаном Гаоли[2]. На первый взгляд противоречивым выглядит экономический коридор Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма (БКИМ), объединяющий Китай и Индию, двух конкурирующих геополитических и геоэкономических игроков на глобальном и региональном уровнях, однако развитие сотрудничества между странами может благоприятно сказать на экономике всего субрегиона.

Экономический коридор Бангладеш – Китай – Индия – Мьянма (Bangladesh–China–India–Myanma, BCIM) начал разрабатываться еще в 1999 г., когда состоялась в китайском городе Куньмин встреча четырех стран, поэтому проект стали называть «Куньминской инициативой»[3]. В 2013 г. первая встреча специализированной совместной группы по изучению стратегий развития субрегиона, преимущественно в экономике, в рамках БКИМ прошла тоже в Куньмине[4]. Основной транспортный проект экономического коридора БКИМ – путь, проходящий по территории от Бангладеш и Мьянмы, города Калькутта на востоке Индии до города Куньмин на юге Китая. Ключевым направлением взаимодействия стран в рамках проекта стало объединение экономически уязвимых и недостаточно развитых, ввиду отсутствия выхода к морю, районов Китая и Индии cо слаборазвитыми районами Бангладеш и Мьянмы.

Сотрудничество в рамках коридора представлялось как платформа для создания условий укрепления экономики стран посредством снижения логистических затрат, увеличения объемов инвестиций и сближения стран в различных сферах, что, в конечном итоге, должно было оказать позитивное влияние на ситуацию в относительно отсталых районах этих четырех азиатских экономик[5]. Более того, юго-западные провинции Китая (Сычуань, Гуйчжоу и Юньнань), северо-восточные штаты Индии и газовые месторождения Шве в Мьянме обладают большими запасами природного газа, что поможет продвинуть торговлю энергоносителями в регионе. Невозможно сбрасывать со счетов и богатые запасы угля, нефти, марганца и водных ресурсов в этих государствах. Строительство современных гидроэлектростанций благодаря изобилию водных ресурсов в этих государствах способствует ускорению промышленного сектора в субрегионе.

Одним из главных интересов Китая в реализации БКИМ остаётся расширение своего экономического влияния и проникновение на рынки стран южноазиатского региона и Юго-Восточной Азии. Являясь одним из крупнейших игроков в своем регионе, Китай имеет возможность укрепить свои позиции посредством инвестирования в страны проекта, используя ресурсы Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Китай, являясь также ядром транспортного коридора БКИМ, выстраивает отношения экономического, инвестиционного и других видов сотрудничества с каждой страной коридора. Если говорить об объемах экспорта и импорта в рамках БКИМ, то можно проследить определенную положительную динамику в торгово-экономической сфере и улучшению инвестиционного климата субрегиона. Так, в сентябре 2023 г. одобренный объем китайских инвестиций в Мьянму составил почти 22 млрд долл. США. Инвестиции Китая в Мьянму насчитывают 23,5 % от общего объема иностранных инвестиций[6]. Объем торговли Китая и Мьянмы за первые 6 месяцев 2024 г. достиг почти 10 млрд долл. США, экспорт КНР в Мьянму насчитывает 5,5 млрд долл. США, а импорт – 4 млрд долл. США[7]. В 2022 г. объем китайско-индийской торговли достиг отметки в 135,90 млрд долл. США, экспорт Китая в Индию – 118,50 млрд долл. США, а импорт из Индии равнялся 17,48 млрд долл. США. В 2022 г. Китай подписал с Индией новые инженерные контракты на сумму 1,43 млрд долл. США, оборот этих проектов достиг уровня в 2,02 млрд долл. США[8]. В 2023 г. Китай стал первым торговым партнером Бангладеш, который занял второе место среди торговых китайских партнеров в южноазиатском регионе. Общий объем торговли между Поднебесной и Бангладеш насчитывает 23,97 млрд долл. США, экспорт КНР составил 22,95 млрд долл. США и импорт 1,02 млрд долл. США[9].

Помимо этого, новое транспортное сообщение позволит развить отсталые юго-западные районы Китая, создать инфраструктуру, а также построить предприятия, увеличив количество новых рабочих мест. Благодаря транспортной инфраструктуре, проходящей по территории Мьянмы с выходом к Бенгальскому заливу, Китай сможет наладить поставки полезных ископаемых (прежде всего, увеличить импорт нефти и природного газа) в южную провинцию Юньнань[10].

          Северо-восточные индийские штаты экономически малоразвиты и изолированы в силу своего географического положения, поэтому правительство страны заинтересовано в налаживании контактов с государствами в рамках экономического коридора БКИМ. Неохотное вовлечение индийского руководства в проекты в рамках ОПОП отчасти коренится в опасениях южноазиатского влиятельного игрока в попытке Китая использовать «Один пояс, один путь» в качестве мощного геостратегического рычага, в том числе и против Индии. Еще одним очевидным опасением индийского правительства является активное вовлечение КНР в проекты в рамках ОПОП Пакистана, в частности, в Китайско-пакистанском экономическом коридоре (КПЭК), который пересекает одну из болевых точек Индии Кашмир[11]. Однако ряд экспертов полагают, что индийскому правительству не стоит скептически относится к ОПОП, поскольку вовлеченность в проекты, в том числе и в БКИМ, сможет ослабить напряженность между Индией и Пакистаном, улучшить отношения с Поднебесной, прежде всего нивелировав геополитические разногласия с помощью экономической интеграции, а также устранить определенную изоляцию Индии из-за большого количества окружающих её стран, примкнувших к китайской инициативе. Затрагивая БКИМ, можно сказать, что Индия стремится продвигать торгово-экономические связи и расширять транспортное сообщение с Бангладеш, что подтолкнет к увеличению инвестиционных потоков и положительно скажется на благосостоянии южноазиатского региона в целом. Еще одним из перспективных направлений сотрудничества в рамках коридора для Индии является использование китайских технологических разработок по эффективной добыче полезных ископаемых[12]

          Бангладеш, крупный поставщик промышленных товаров, в рамках экономического коридора БКИМ имеет возможность поставлять без пошлин некоторые категории товаров на рынок Китая[13]. Кроме того, Бангладеш, как и Индия, нуждается в китайских технологиях по добыче природных ископаемых. За короткий период времени запасы природных ресурсов в Бангладеш начнут иссякать, если не модернизировать добывающую промышленность и не внедрить инновационные технологии в промышленный сектор страны. Бангладеш получает инвестиции от китайского крупного бизнеса для строительства инфраструктурных объектов, включая развитие энергетического сектора (примечательно, что Бангладеш и Россия договорились производить платежи за строительство «Росатомом» АЭС «Руппур» в юанях[14]), финансирование китайской стороной водоочистной станции Падма, а также инвестирование в проекты по покрытию большей части районов Бангладеш высокоскоростным интернетом[15].

Мьянма присоединяется к проектам коридора БКИМ по большей части исходя из своих экономических интересов. Мьянма не только «транзитная страна для китайских товаров и ворота в Юго-Восточную Азию для Индии. Со временем она может стать региональным игроком в топливо-энергетической сфере»[16]. К тому же, Мьянма является крупным поставщиком рабочей силы, товаров первой необходимости, в связи с чем расширение рынков сбыта окажет положительное влияние на экономический рост в стране.

Таким образом, помимо расширения рынка товаров и услуг экономический коридор Бангладеш – Китай – Индия – Мьянма (БКИМ) способствует наращиванию торговых оборотов в сфере энергоресурсов благодаря преобладанию в регионе полезных ископаемых. Кроме того, БКИМ повлияет и на расширение культурного и научно-технического взаимодействия, а также рост туризма в связи с продвижением новых туристических маршрутов[17], что в свою очередь увеличит количество рабочих мест, сократит уровень безработицы и в целом повысит уровень жизни на охваченной проектом территории.

   

 

 

[1] Аналитика подготовлена в рамках гранта «Проектные научные коллективы РГГУ» в 2024 г. для реализации научно-исследовательского проекта «Глобальный Юг во внешнеполитической стратегии России: новые подходы и механизмы многостороннего сотрудничества».

[2] Yang Ziman. Six economic corridors to better connect Asia and Europe // The State Council. The People´s Republic of China. URL: www.gov.cn/state_council/vice_premiers/2015/05/29/content_281475117016994.htm">https://english.www.gov.cn/state_council/vice_premiers/2015/05/29/content_281475117016994.htm (дата обращения: 12.09.2024)

[3] Ван Чаолинь. Экономические коридоры в Южной Азии и инициатива «Один пояс, один путь» в 2000-2010-х гг. // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 445. С. 96-101. С. 97.

[4] Там же. С. 98.

[5] Ван Чаолинь. Экономические коридоры в Южной Азии и инициатива «Один пояс, один путь» в 2000–2010-х гг. // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 445. С. 96–101. С. 98-99.

[6] 中华人民共和国商务部。截至2023年9月缅甸共批准中国对缅投资218.73亿美元。2023-10-16。URL:  http://mm.mofcom.gov.cn/article/jmxw/202310/20231003446075.shtml (дата обращения: 26.09.2024)

[7] 中缅经贸合作向多元化、深层次发展。 2024-09-11。URL:  http://mm.mofcom.gov.cn/article/jmxw/202310/20231003446075.shtml (дата обращения: 26.09.2024)

[8] 中华人民共和国商务部。2022年中国—印度经贸合作简况。2024-04-09 URL:  http://bombay.mofcom.gov.cn/article/zxhz/202404/20240403491427.shtml (дата обращения: 26.09.2024)

[9] 中国—孟加拉国商务、贸易与投资论坛即将在北京举办。2024-06-27 URL:  https://www.163.com/dy/article/J5NBE1BM0514AN1F.html (дата обращения: 26.09.2024)

[10] Awais Wasi, Azhar Ahmad. Bangladesh-China-India-Myanmar Economic Corridor (BCIM-EC) Options for Participating Countries // Journal of Research in Social Sciences 11(2):1-21, July 2023. URL: https://www.researchgate.net/publication/372640924_Bangladesh-China-India-Myanmar_Economic_Corridor_... (дата обращения: 06.09.2024)

[11] Saheli Bose. Can an India-China ‘Reset’ Help BCIM? // The Diplomat. June 09, 2018. URL: https://thediplomat.com/2018/06/can-an-india-china-reset-help-bcim/ (дата обращения: 06.09.2024)

[12] Awais Wasi, Azhar Ahmad. Bangladesh-China-India-Myanmar Economic Corridor (BCIM-EC) Options for Participating Countries // Journal of Research in Social Sciences 11(2):1-21, July 2023. URL: https://www.researchgate.net/publication/372640924_Bangladesh-China-India-Myanmar_Economic_Corridor_... (дата обращения: 06.09.2024)

[13] Губин А. Бенгальские огни для «Пояса и пути»: специфика курса Бангладеш // РСМД. 23.01.2023. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/bengalskie-ogni-dlya-poyasa-i-puti-spetsi... (дата обращения: 06.09.2024)

[14] Ruma Paul. Bangladesh to pay Russia in yuan for nuclear plant // Reuters. April 17, 2023. URL: https://www.reuters.com/business/energy/bangladesh-pay-russia-yuan-nuclear-plant-2023-04-17/ (дата обращения: 20.09.2024)

[15] Шпаковская М.А., Левченко М.Н. Место стран Индокитая в китайской инициативе «Один пояс – один путь» // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2022. Том 1. № 1 (54). 2024. С. 44–52. С. 49.

[16] Александр Лосев. У конфликта вокруг Мьянмы есть и экономическая сторона // Ведомости. 11.09.2017. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/blogs/2017/09/11/733300-konflikta-myanmi-ekonomicheskaya (дата обращения: 08.09.2024)

[17] Saheli Bose. Can an India-China ‘Reset’ Help BCIM? // The Diplomat. June 09, 2018. URL: https://thediplomat.com/2018/06/can-an-india-china-reset-help-bcim/ (дата обращения: 06.09.2024)

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju