Блог экспертов РГГУ

Александр Гущин. Третий год без России: анализ экономических показателей Украины

27 октября 2016
Распечатать

Будучи крайне зависимой от внешних вливаний, украинская экономика находится в ожидании решения МВФ о новом кредитном транше. В случае получения транша, это разморозит еще $1 млрд. госгарантий США и сделает возможным открытие кредитов Нафтогазу на покупку газа, валютный курс будет легче стабилизировать, а рост экономики будет обеспечен в пределах 2-3 %. В случае неполучения кредита, (а уже прошлый миллиард, ушедший в ЗВР для содействия стабилизации финансовой системы, был получен от МВФ, что называется, с боем) при жестком монетарном курсе Нацбанка и сокращении расходов возможно сохранение курса гривны к доллару в районе 30 гр. за один доллар и рост ВВП в районе 0-1%. При неблагоприятном же развитии событии, когда Нацбанку не удастся держать инфляцию, политический кризис усугубится, а МВФ не даст очередного транша, то вероятность разгона инфляции довольно велика вплоть до 25% и будет наблюдаться падение ВВП вплоть до 2-3%.

 

Правительство Гройсмана предложило в целом, несмотря на всю критику бюджета со стороны экспертов, довольно сбалансированный вариант бюджета. Несмотря на слишком уж оптимистические показатели по инфляции, росту ВВП все же в предложенном варианте бюджета нет явных перекосов. Даже расходы на оборону планируется держать в районе 5%, что в условиях де-факто воюющей страны в долевом отношении не так и много.

 

Подготовленный Кабинетом министров документ предусматривает рост национальной экономики на 3% при том, что в бюджете на нынешний год были заложены показатели роста на 1,2%, планируется также, что ВВП страны должен вырасти на 77,5 миллиарда гривен – до 2,5849 триллиона гривен. Дефицит государственного бюджета по итогам следующего года должен составить до 3 процентов, а предельный размер государственного долга по отношению к ВВП не превысит отметку 66 процентов. Среднегодовой курс национальной валюты на 2017 год будет на уровне 27,2 гривны за доллар (на 2016 год заложен курс 24,3 гривны за доллар). Инфляция по итогам следующего года не должна превысить 8,1 процента, что на 4 процента меньше прогноза на нынешний год.

 

Несмотря на введение в действие Соглашения о Евроассоциации, пока говорить о том, что она оказала заметное позитивное влияние на экономические показатели страны, не приходится. Несмотря на то, что эффект от нее предполагается отложенный, все равно настораживает целый ряд показателей. Наблюдается продолжение кризиса внешней торговли, отмечается плохие показатели сальдо платежного баланса (хуже, чем в 2015 г.), сокращается экспорт, причем падает экспорт именно в высокотехнологичных отраслях. Наблюдается нулевой баланс экспорта и импорта с ЕС. Раньше он был отрицательным, но дело в том, что эти показатели достигнуты не за счет роста экспорта, а за счет падения импорта из ЕС. Почти 40 % всего экспорта – это продукция аграрного производства и рост экспорта именно аграрной продукции наблюдается в условиях, когда отмечается спад в таких отраслях как растениеводство и животноводство, то есть рост отмечается за счет проседания машиностроения и легкой промышленности. Кроме того, важно отметить, что поставляется на экспорт в основном агросырье, а не продукты переработки, что делает Украину скорее агросырьевой колонией, а вовсе не агродержавой. Что касается импорта, то из ЕС это в значительной степени рэкспорт газа, хотя строго говоря, его называть реэкспортом нельзя, учитывая, что покупается он у европейских трейдеров.

 

В общей структуре производства за 25 лет доля перерабатывающей промышленности сократилась с 30 до 10 процентов, в целом же украинская экономика за постсоветский период упала на 70 %. и на 20% с 2014 г. За последние 3 года инвестиции упали на 22,5 % , а сама Украина инвестирует, прежде всего, на Кипр, что говорит само за себя. Квоты же для рынка ЕС в целом пока маленькие, а по отдельным позициям и они не достигаются по причине несоответствия многих товаров жестким стандартам ЕС.

 

Что касается энергетических вопросов, то в последнее время в Украине действительно предпринят ряд усилий по созданию полноценного газового рынка, и подвижки в этом плане есть. Однако пока ситуация по большей части остается лишь на уровне планов по интенсификации добычи газа. В перспективе это должно привести к минимизации зависимости Киева от импорта газа. Хотя уже сейчас Украина в принципе не зависит уже от российского импорта, и то, что закачиваются перед зимой недостаточные объемы скорее будет компенсировано за счет европейских трейдеров.

 

Кроме того в стратегической перспективе для импорта могут быть использованы возможности польских мощностей СПГ. Кроме того, следует учитывать, что в условиях туманных (несмотря на подписание договора о Турецком потоке) перспектив экспорта в Европу с Юга, а также нерешенного вопроса о строительстве Северного потока-2 украинская ГТС останется и после 2019 г. на обозримую перспективу важной артерией для России. В этих условиях, действия по повышению тарифов на транспортировку по территории Украины со стороны Киева, которые предпринимаются с целью надавить на Москву в сугубо тактических целях, вряд ли могут понравиться европейцам, и вызывают вопросы. Тем не менее, определенная зависимость от климата у Украины сохранятся: теплая или холодная зима во многом определяют ситуацию, при том, что завозится антрацит из ЮАР и осуществляются поставки из самопровозглашенных республик, важным аспектом является то, насколько эффективно будет осуществляться работа АЭС.

 

Сегодня путь в Европу для Украины заранее более трудный, чем, например, у ее западных соседей, которые были и ментально ближе западноевропейцам, да и находились в зоне влияния СССР, а не в его составе, да и то примерно 40 лет. Однако делать расчет на постоянное членство и сидеть при этом сидеть сложа руки – означает потерю времени, очевидно, стоит использовать различные переходные формы, отталкиваясь от Евроассоциации. Однако, в любом случае, Украине нужна история успеха, ведь в самой Европе, особенно в странах Южной Европе, да и в таких странах как Франция и Германия существует явное опасение того, что в ЕС может даже потенциально прийти бедная и большая страна, с миграционным потенциалом, которая будет отнимать часть средств и иметь при этом большое политическое представительство в таких структурах как Европарламемнт. Пока же Украина не может быть примером, отсутствие поступательного развития, все сложнее списывать на тлеющий конфликт, тем более при довольно серьезной поддержке со стороны международных финансовых структур.

 

Сегодня перед Украиной по-прежнему стоят вопросы развития инновационных секторов экономики, улучшения работы налоговой системы, смягчения налогового давления, и облегчения администрирования. Особенно остро стоит вопрос о судебной реформе, без которой, как и без урегулирования внешнеполитического кризиса или, на худой конец заморозки конфликта, о серьезных инвестициях речи быть не может. АПК важно развивать не для экспорта сырья, а для экспорта продуктов переработки. Важным вопросом остается работа не только на европейском, но и на азиатском рынке, где присутствие Украины также сокращается. Без реализации этих позиций и без активизации борьбы с коррупцией рассчитывать на обеспечение быстрого экономического роста и улучшения имиджа у европейских партнеров вряд ли приходится.

 

http://politcom.ru/21676.html

 

 

Александр Гущин – доцент Российского государственного гуманитарного университета

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся