Внешнеполитические подходы администрации Байдена: команда и постулаты
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Джозеф Байден – официально 46-й президент Соединенных Штатов. Новая администрация будет уделять больше времени внутриполитическим вопросам: борьба с экономическими последствиями пандемии, минимизация рисков, сопровождающих политическую поляризацию общества. Однако это не означает, что Вашингтон на время оставит международную арену – наоборот. Еще будучи кандидатом, Байден говорил о необходимости «возвращения Америки» как лидера свободного мира.
REUTERS/Kevin Lamarque
Некоторые представители экспертно-аналитического сообщества полагали, что его президентство будет продолжением доктрины Обамы. Несмотря на относительные сходства в подходах двух политиков, оба кардинально отличаются друг от друга. Байден будет первым президентом после Джорджа Буша старшего, имеющим за собой опыт работы во внешнеполитической сфере. Еще до тандема с Бараком Обамой Байден сотрудничал как с демократическими, так и с республиканскими администрациями по вопросам выработки международной стратегии США. Позже он стал председателем сенатского комитета по иностранным делам. За весь период работы в верхней палате (1973-2009 гг.) будущий президент был автором и соавтором 558 законопроектов, связанных с внешней политикой. Будучи вице-президентом, он посетил 57 стран с дипломатическими миссиями. Проводил встречи с представителями правительств этих государств, излагал позицию Вашингтона по ключевым аспектам партнерства и представлял ряд возможных путей расширения диалога.
Тем не менее, несмотря на определяющую роль президента как главного делателя американской внешней политики, необходимо помнить, что процесс принятия решений в США представляет многоступенчатую систему. Совет по национальной безопасности – это один из основных центров силы в этой системе и самый приближенный к первому лицу. Нет официальных предписаний по составу и количеству членов этого органа, все зависит от хозяина Овального кабинета. Традиционно, туда входят вице-президент, советник по национальной безопасности, государственный секретарь, министр обороны, директор ЦРУ и глава разведывательного сообщества.
Начнем разбирать. Вице-президент – есть связующее звено между Капитолием и Белым домом. Человек, занимающий эту должность может служить инструментом продвижения повестки администрации в сенате, а также в профильных комитетах и в конгрессе в целом. Важность законодательного органа заключается в том, что он есть «кошелек» для внешнеполитических инициатив Белого дома. Эффективных вице-президентов было немало: Ричард Никсон, Джордж Буш старший, Дик Чейни и сам Байден. Выбор Камалы Харрис связан скорее с сезоном выборов, так как она сравнительно недолгое время являлась сенатором – с 2017 г. – и не имеет опыта работы на внешнеполитическом поле. Ее взгляды совпадают с убеждениями Байдена: борьба с изменением климата и демократические ценности должны быть стержнем американского влияния в мире.
Советник по национальной безопасности ответственен за ежедневные брифинги президента, именно он собирает и обрабатывает аналитические данные, предоставленные как государственными ведомствами, так и неправительственными организациями, например, фабриками мысли. Эту должность займет Джейк Салливан. Опыт работы с Байденом имеется. Салливан уже был его советником по национальной безопасности в период правления Обамы. Сотрудничал с институтом Брукингса, работал в первом избирательном штабе Хиллари Клинтон, а затем и в администрации Барака Обамы. Позиция Салливана основана на понимании многостороннего сотрудничества как гаранта укрепления позиций Соединенных Штатов в мире. Он считает, что влияние Америки, в первую очередь, зависит от ее политэкономического присутствия в мире.
Приверженность к либеральным ценностям не отменяет прагматики в решении глобальных вопросов. Именно поэтому Салливан утверждает, что хоть Россия и является соперником, у двух держав есть возможность оптимизировать сотрудничество в следующих областях: разоружение, предотвращение распространения ядерного оружия и борьба с терроризмом.
Государственным секретарем стал Энтони Блинкен. Познакомился с Байденом во время работы последнего в качестве главы сенатского комитета по иностранным делам. Блинкен служил в администрации Клинтона, а затем работал в Центре Стратегических и Международных Исследований (лево-центричный аналитический центр). Занимал пост советника по национальной безопасности вице-президента до Салливана, после чего стал заместителем СНБ президента Обамы, а затем и заместителем госсекретаря вплоть до января 2017 г. Блинкена нельзя отнести к разряду идеологических ястребов, однако именно он был одним из основных сподвижников идеи расширение американской операции в Сирии. Тем не менее, его кандидатура более приемлема, чем Сюзан Райс, которой тоже прочили место главного дипломата. Она является классическим представителем ястребов ценностного подхода типа Саманты Пауэр. Убеждения Блинкена близки Байдену: он считает необходимым углубление вовлеченности США в международные дела и видит дипломатию как основу диалога, в то же самое время и рычаги давления (экономические санкции) остаются во внешнеполитическом инструментарии.
Пентагона будет возглавлять отставной генерал Ллойд Остин. Он тоже познакомился с Байденом задолго до того, как последний решил бороться за президентское кресло. Старший сын президента (Бо Байден) служил в Ираке под командованием Остина. Генерал не раз шел против конвенциональных принципов внешней политики США. Он критиковал расширение операции в Афганистане при президенте Обамы, а также выступал против действий Саудовской Аравии – один из ключевых союзников Вашингтона на Ближнем Востоке – в Йемене.
Китай и Россия – основные противники в космосе и в Арктическом регионе. Главным приоритетом будет КНР, однако сам Остин является сторонником «стратегического терпения» в отношении Поднебесной. Как в случае с госдепартаментом, пентагон возглавит более умеренный чиновник, чем ожидали некоторые эксперты. Предполагалось, что Мишель Флорни займет это место, так как она поддерживает двухпартийный антикитайский консенсус, укрепившийся в результате пандемии, и является сторонником жестких мер в отношении Пекина. Что касается РФ, то Остин признает угрозу со стороны Москвы, но призывает сотрудничать по ключевым вопросам международной безопасности.
ЦРУ впервые за все время существования ведомства возглавит профессиональный дипломат – Уильям Бернс. Имеет за собой больше 30 лет работы в госдепартамент, Бернс служил послом США в Иордании (1998-2001 гг.) и в России (2005-2008 гг.). Он был одним из представителей Вашингтона во время переговоров с иранцами по согласованию условий ядерной сделки. Бернс – реалист, он не призывает к полному восстановлению американо-российских отношений, однако учитывает возможномть взаимодействия США и РФ в контексте увеличения китайского влияния1. Он является сторонником укрепления НАТО в нынешней форме, считая дальнейшее расширение нерентабельным как с финансовой, так и со стратегической точки зрения2.
Главой разведывательного сообщества была утверждена Эврил Хэйнз. Как и Блинкен с Салливаном, она работала под руководством Байдена в сенатском комитете по иностранным делам. Во время слушаний в январе 2021 г. она указала основные пункты своей будущей деятельности. Заявила, что будет укреплять лидерство Вашингтона в сфере цифровой безопасности, а также способствовать ограничению возможностей китайских спецслужб.
Байдену предстоит столкнуться с несколькими вызовами: отсутствие современной системы разоружения и нераспространения ОМУ3, социально-экономические последствия пандемии для мировой финансовой системы и соперничество великих держав, в первую очередь США и Китая. Во-первых, новый президент уже договорился с Москвой о продлении СНВ-III и выбрал посланника для возобновления переговоров с Ираном. Однако механизм контроля, предусмотренный соглашением, не сможет полноценно функционировать без фундаментального обновления условий документа, а также расширения сферы его юрисдикции. В вопросе с ядерной сделкой администрация ограничена во времени, летом в Иране пройдут президентские выборы и нет никакой гарантии, что победит такой же умеренный кандидат, каким в свое время был Рухани. Во-вторых, Джейк Салливан – будущий советник Байдена по национальной безопасности – заявлял, что Белый дом сконцентрируется на создании системы предупреждения и предотвращения подобных пандемии коронавируса эпидемиологических кризисов. В-третьих, противостояние с Поднебесной продолжится. Конфронтация будет носить более мягкий характер (по сравнения с политикой Трампа), администрация сосредоточится на решении торгово-экономических противоречий и на вопросах соблюдения прав человека на территории КНР.
Полного отказа от трамповского подхода не произойдет – некоторые тарифные ограничения будут действовать – но тактика Байдена будет более последовательной и менее жесткой с точки зрения военно-стратегического сдерживания Пекина. Это объясняется несколькими факторами: Байдену требуется время для решения внутриполитических проблем, Китай и Америка могут сотрудничать по таким вопросам, как афганский конфликт, борьба с международным терроризмом и с изменением климата, также новый президент понимает необходимость вовлечения КНР в систему ограничения вооружений. России тоже не следует ожидать особого улучшения отношений, Байден рассматривает Москву как главную угрозу, но продолжится совместная работа по решению глобальных проблем.
Союзникам Соединенных Штатов, в первую очередь, странам-членам НАТО следует ожидать «оттепели» в отношениях после четырех лет напряженного взаимодействия с администрацией Трампа. Тем не менее, вопрос увеличения ассигнований в военный бюджет до 2% не потеряет актуальности. Также новая инициатива Байдена – Саммит демократий – представляющий из себя новую платформу обсуждения международных вызовов. Подобное решение может быть невыгодным для мировой сети союзов, созданной Соединенными Штатами после Второй мировой войны. Возможны разногласия с Венгрией, Польшей, Израилем и Саудовской Аравией – все останутся ближайшими партнерами в своих регионах, но осложнения имеют потенциал к относительному сужению спектра сотрудничаства. Примером служит недавнее решение администрации о прекращении поставок вооружений Саудитам.
В сфере внешней политики президентство Байдена будет осложнено двумя факторами. Во-первых, демократы не обладают убедительным большинством в обеих палатах конгресса. Это может осложнить процесс ратификации международных соглашений, инициированных Белым домом. Во-вторых, соперничество с Китаем и Россией в контексте пандемии будет причиной как внутриполитических, так и внешнеполитических противоречий, в том числе и с союзниками Соединенных Штатов.
1 - Burns W.J. The Back Channel. A Memoir of American Diplomacy and the Case for its Renewal. P.270
2 - lbid. P. 270
3 - ОМУ – оружие массового поражения