Комментарии экспертов РСМД

Татьяна Исаченко: Значение АТЭС для внешнеторговой политики России

18 октября 2012
Распечатать

Второй Форум АТЭС (Москва, 12-13 октября): Интервью с Татьяной Михайловной Исаченко,  д.э.н., профессором кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей МГИМО (У) МИД России.

 

В контексте недавно прошедшего Саммита АТЭС Владивосток–2012 важным пунктом повестки форума остаются вопросы региональной внешнеторговой политики. Укрепление экономических связей со странами-членами АТЭС является одним из приоритетных направлений внешнеполитического курса России. В то же время процессы региональной интеграции в рамках Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана имеют стратегическое значение, оказывая непосредственное влияние на взаимоотношения этих стран с международными организациями и другими интеграционными объединениями. О природе этих взаимоотношений и торгово-политических интересах России в АТР мы побеседовали с ведущим специалистом в этой области – доктором экономических наук, профессором кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей МГИМО (У) МИД России Т.М. Исаченко.

Логотип APEC на Центральной площади Владивостока.
Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости

Татьяна Михайловна, какова роль АТЭС в построении и укреплении торгово-политической базы России на современном этапе?

АТЭС – очень важный региональный форум, в рамках которого могут и должны решаться проблемы, интересующие всех его участников. В числе таких проблем – содействие развитию торговли, поддержка малых и средних предприятий, сотрудничество в области защиты интеллектуальной собственности, в сфере образования и инновационного развития, обеспечение продовольственной безопасности, транспортно-логистическое сотрудничество, разработка стандартов и правил безопасности производства и использования атомной энергии и многие другие. Наивысшей целью является создание зоны свободной торговли в рамках АТЭС, хотя очевидно, что это задача долгосрочной перспективы. Для России крайне важно участвовать во всех инициативах АТЭС, поскольку, во-первых, это способствует достижению стабильности и устойчивого развития в регионе, во-вторых, позволяет нашей стране все более активно развивать международные экономические связи во всех регионах.

Каковы перспективы экономической интеграции стран-членов АТЭС с Единым экономическим пространством (ЕЭП)? В каких формах эта интеграция может осуществляться? Какова роль Белоруссии и Казахстана в данном процессе?

На мой взгляд, рано говорить о конкретных путях интеграции стран АТЭС с ЕЭП, поскольку само ЕЭП находится на стадии формирования и выработки наиболее эффективных механизмов взаимодействия. В то же время некоторые страны АТЭС уже проявили интерес к переговорам по заключению соглашений о свободной торговле, пока, правда, только с Россией, поскольку в ЕЭП не до конца сформирован наднациональный механизм. Роль Казахстана и Белоруссии в этих процессах незначительна, однако, в случае, если соглашения о свободной торговле будут подписываться на уровне ЕврАзЭС, потенциальные партнеры будут проявлять заинтересованность в выходе на единый рынок, и, таким образом, значение и привлекательность экономики Казахстана и Белоруссии будут возрастать.

С учетом недавнего присоединения России к ВТО и ожидаемого в скором времени присоединения к ОЭСР, какое значение имеет АТЭС для многостороннего внешнеторгового сотрудничества? Зачем нужно АТЭС, если в рамках ВТО действуют достаточно эффективный механизм разрешения споров, нормы и ограничения тарифных и нетарифных барьеров?

На эти два вопроса можно ответить в одном ключе. Существование многосторонней торговой системы и наличие правил ВТО и ОЭСР не только не исключают, но и всячески способствуют усилению роли регионального сотрудничества в форме как региональных (преференциальных) торговых соглашений, так и региональных организаций и блоков. В условиях глобализации и формирования правил, применяемых практически во всех странах мира, продуманные и реализованные в регионах меры по либерализации торговли и инвестиционного сотрудничества могут быть закреплены в многосторонних правилах. В этом случае в регионе происходит своего рода «репетиция» процессов либерализации. Что касается механизма разрешения споров, то достижение консенсуса в регионе позволит сократить число торговых споров, не получивших разрешения в двустороннем порядке и вынесенных на рассмотрение ВТО.

 

Учитывая состав АТЭС, участие в нем таких крупных партнеров, как США, Китай, Япония, Южная Корея и др., можно смело утверждать, что выработанные в рамках АТЭС правила могут быть успешно имплементированы в систему ВТО. Они будут способствовать совершенствованию этой системы и достижению целей Дохийского раунда переговоров.

 

Беседовал Роман Райнхардт, программный ассистент РСМД

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся