Комментарии экспертов РСМД

Андрей Шадурский: Перспективы российского сжиженного природного газа в Балтийском регионе

14 июня 2013
Распечатать

11 июня газете «Ведомости» стало известно, что в качестве перспективных площадок для «принципиально нового СПГ проекта» «Газпрома», рассматриваются Кингисеппский и Выборгский районы Ленинградской области1. При этом, руководство компании в лице Александра Медведева, главы «Газпром экспорт», опровергло слухи о возрождении проекта «Балтийский СПГ»2. «Балтийский СПГ» должен был к концу первой декады 2000-х годов обеспечить «Газпрому» выход на североамериканский рынок и оказался бесперспективен в свете «сланцевой революции», также как и более масштабный проект разработки Штокмановского месторождения.

 

Реинкарнация «Балтийского СПГ», действительно, лишена смысла – но не потому что он будет конкурировать с «Северным потоком». Для того чтобы обеспечить доступ на тот же рынок, российский СПГ пришлось бы доставлять до голландских или бельгийских терминалов и затем передавать газ в восточном направлении. Это слишком дорогой и абсурдный вариант. К тому же, несмотря на постоянно снижающуюся стоимость производства и транспортировки СПГ, его нецелесообразно перевозить на небольшие, до 2000 км., расстояния – если только нет никакой возможности использовать трубопроводный транспорт. Рынки природного газа в Польше, Литве, Латвии, Эстонии и Финляндии тоже не могут быть основной целью «Газпрома». Поставки СПГ из России на эти рынки обойдутся значительно дороже поставок трубопроводного газа, и Россия будет неизбежно конкурировать сама с собой во всех перечисленных случаях.

 

Наиболее вероятный вариант «принципиально нового проекта» озвучил гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: мощности по сжижению природного газа будут расположены в Ленинградской области, но ориентированы не на крупных потребителей, а на небольшие регазификационные терминалы и транспорт, который станет использовать СПГ в качестве топлива.

 

Первый и пока единственный терминал регазификации в Балтийском море, открытый в 2011 году в Нинесхамне, недалеко от Стокгольма, обладает мощностью не более 0,5 млрд. куб. м. в год3 (для сравнения, крупнейший британский терминал South Hook обладает мощность до 21 млрд. куб. м. в год). К 2014 году Швеция намерена построить еще один терминал примерно такой же мощности в Люсекиле4, недалеко от Гетеборга и непосредственно в самом порту Гетеборга, крупнейшем по грузообороту в Балтийском регионе5. Швеция, в данном случае идет по пути Норвегии, в которой действует несколько десятков небольших регазификационных терминалов. Они могут снабжать энергией отдельные муниципалитеты и промышленные кластеры, а также служить топливными хабами для транспорта.

 

Швеция уже сейчас является одним из пионеров использования СПГ в качестве топлива для коммерческого автомобильного транспорта, осуществляющего дальние перевозки (следует понимать, что использование сжатого газа в таком случае нецелесообразно, он подходит только для муниципального и личного транспорта). Данная технология находит поддержку и на наднациональном уровне: Европейская комиссия планирует создание «голубых коридоров» – общеевропейской сети заправок СПГ вдоль основных транзитных маршрутов6.

 

Но в данный момент более актуальным является использование СПГ в качестве топлива для морских грузовых и пассажирских перевозок и новый проект «Газпрома», скорее всего, будет ориентирован именно на это направление. В соответствии с приложением VI к международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов Балтийское и Северное моря являются зоной особого контроля эмиссии серных соединений. С 1 января 2015 года предельные значения содержания серы в топливе, используемом в особой зоне ужесточаются до уровня в 0,1% (это в 35 раз меньше норматива для других зон)7. Это ставит судовладельцев перед необходимость использовать либо дорогой малосернистый морской газойль, либо не менее дорогие технологии очистки выхлопа, либо СПГ – который оказывается потенциально наиболее выгодным вариантом.

 

Переход морского флота на СПГ позволит не только на треть снизить выбросы в атмосферу углекислого газа, но и свести практически к нулю выбросы соединений серы, азота и твердых частиц. Уже в начале этого года Финляндия ввела в эксплуатацию новейший паром «Викинг Грэйс», который использует в качестве топлива СПГ и будет обсуживать линию Турку-Стокгольм8, а Швеция анонсировала новую серию танкеров, работающих на СПГ и предназначенных для использования в Балтийском регионе9.

 

Россия находится в самой уязвимой позиции из-за ужесточения природноохранных правил - они грозят резким спадом (до 40%) объема бункеровки в российских портах, ростом нагрузки на внутренний рынок нефтепродуктов и снижением10. «Газпром» уже несколько лет пристально следил11 за перспективами использования СПГ в качестве топлива для морских перевозок. Осень 2012 года «Газпромом» был подписан меморандум по малотоннажному СПГ с голландской компанией «Газюни»: российская компания могла выступить покупателем СПГ со строящегося терминала в Роттердаме. Но создание собственного терминала, который мог бы обеспечивать СПГ восточную часть Балтийского моря – стратегически более выгодный шаг.

 

И именно сейчас наступил тот момент, когда необходимо принимать решение о создании собственной инфраструктуры производства и бункеровки СПГ – чтобы быть готовыми к 2015 году. Не случайно последним тезисом в выступлении Алексея Миллера, когда он объявил о «принципиально новом проекте», стали слова: «В отличие от крупнотоннажного СПГ быстрыми темпами развивается потребление малотоннажного СПГ в Европе, для развития которого Группа «Газпром» готова приложить соответствующие усилия»12.

 

Автор: Андрей Шадурский, факультет международных отношений СПбГУ

 


1 Ходякова Е., Третьяков П. «Газпром» построит завод по производству сжиженного газа // Vedomosti.ru, 11.06.2013 http://www.vedomosti.ru/companies/news/12987761/gazprom_pojdet_v_obhod_svoih_trub

2 Самофалова О. Специально для транспорта // Взгляд, 6 июня 2013 г. http://vz.ru/economy/2013/6/6/636067.html

3 Liuhto K. A liquefied natural gas terminal boom
in the Baltic Sea region? PEI Electronic Publication 5/2012. P. 20. http://www.utu.fi/fi/yksikot/tse/yksikot/PEI/raportit-ja-tietopaketit/Documents/Liuhto%20LNG.pdf

4 Linde to built LNG terminal near Gothenburg, Sweden, for Skangass. 23.11.2012 http://www.reuters.com/article/2012/11/23/idUS62881+23-Nov-2012+HUG20121123

5 Port of Gothenburg focuses on the marine fuel of the future http://www.portofgothenburg.com/About-the-port/Sustainable-port/Liquefied-natural-gas--LNG/

6 Volvo Trucks: Europe Lacks LNG Infrastructure http://www.lngworldnews.com/volvo-trucks-europe-lacks-lng-infrastructure/

7 http://www.imo.org/ourwork/environment/pollutionprevention/airpollution/pages/sulphur-oxides-(sox)-%E2%80%93-regulation-14.aspx

8 Brabant M. Nordic ferries go gas-powered http://www.bbc.co.uk/news/world-europe-22457141

9 Sweden: LNG-Fuelled FKAB T24 Series Tankers Revealed https://www.lngworldnews.com/sweden-lng-fuelled-fkab-t24-series-tankers-revealed/

10 Немов В. СПГ в качестве бункерного топлива – эффективное решение будущего // Морской флот, №5, 2012 г. http://www.morvesti.ru/analytics/index.php?ELEMENT_ID=17794

11 Немов В. Потенциал бункеровки СПГ. Презентация "Газпром экспорт". 13 сентября 2011 г.

12 Выступление Алексея Миллера на конференции «Развитие производства СПГ и его влияние на европейский газовый рынок» в рамках Европейского делового конгресса, 30 мая 2013 г. http://www.gazprom.ru/press/miller-journal/976387/

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju