Прочно стоим на месте – Китай и Тайвань
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Анна Каимова, старший преподаватель кафедры истории Китая ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова
Ожидать каких-то реальных результатов от этих переговоров с самого начала вряд ли было возможно. С другой стороны, эта встреча позволяет надеяться на продолжение переговорного процесса на высшем уровне в дальнейшем.
Данная встреча могла состояться лишь благодаря волеизъявлению со стороны высшего руководства КНР. В этом можно усмотреть своего рода снисходительность Си Цзиньпина по отношению к тайваньской администрации и Ма Инцзю лично. Но, с другой стороны, такой шаг можно рассматривать и как декларацию готовности обсуждать с тайваньцами отношения между двумя берегами Пролива, то есть признание их в качестве равноправного партнера по переговорам. В прошлом КНР признавала только свою позицию, которая не подлежала обсуждению. Собственно, эта позиция и была озвучена на переговорах.
Кроме того, ситуация на Тайване, характеризующаяся скорее всего неизбежным провалом Гоминьдана на грядущих в начале 2016 г. президентских выборах, подтолкнула обоих лидеров к скорейшему проведению личной встречи, о возможности которой говорили уже давно. Для Ма Инцзю это шанс закончить свой президентский срок (рейтинг Ма и Гоминьдана в целом на Тайване один из самых низких в истории) на «высокой ноте». Для материкового руководства этой возможности в будущем при условии прихода к власти Цай Инвэнь – кандидата от Демократической прогрессивной партии (ДПП) может и не быть. Эксперты предсказывают снижение градуса радикализма курса ДПП в отношении КНР после вступления Цай Инвэнь в должность президента. Но вряд ли можно надеяться на сильные изменения в этом курсе, который настаивает на признании Тайваня в качестве самостоятельного субъекта международных отношений.
Сказанное на встрече показало, что обе стороны продолжают стоять на своем. Удачный исход переговоров для КНР и Тайваня разный. Си Цзиньпин в своей речи делал основной упор на то, что китайцы и тайваньцы – братья по крови, члены одной семьи, и, значит, их последующее воссоединение неизбежно. Ма Инцзю, хотя и признал, что жители обеих сторон Тайваньского пролива принадлежат к одной китайской нации (этнически), но о будущем объединении он не говорил, а настаивал на «мирном сотрудничестве» между ними при соблюдении и уважении их интересов.
В общем, для КНР главной целью остается объединение двух сторон Тайваньского пролива, в то время как для Гоминьдана главная повестка дня – развитие мирных отношений с материком и извлечение из этого экономических выгод для острова. От собственного понимания «консенсуса 1992 г.» Гоминьдан также отказываться не собирается.
Фото: Reuters