Комментарии экспертов РСМД

Роль России в спасении Пальмиры и «культурной безопасности»

22 апреля 2016
Распечатать

Автор: Снежана Атанова, сотрудник кафедры стран Центральной Азии и Кавказа, ИСАА, МГУ

 

После долгожданного освобождения Пальмиры появилась надежда, что исторические памятники будут восстановлены. Уверенность в этом высказали и сирийские специалисты. Однако есть и другое мнение, британский The Guardian считает, что древний город не следует восстанавливать, поскольку «первозданность исторических руин лучше современного новодела». В любом случае город должен быть прежде всего очищен от взрывных устройств. Именно российские саперы занимаются разминированием объекта Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

 

Предыдущие инициативы по разминированию памятников культурного наследия были, как правило, совместными, и в них участвовали сразу несколько акторов и прежде всего ЮНЕСКО. Так, в  2004 г. правительство Лаоса при поддержке ЮНЕСКО, правительства Новой Зеландии и при участии агентств, специализирующихся в противоминной деятельности очистили от взрывных устройств «Долину Кувшинов» в провинции Сиангкхуанг в Лаосе; в 2008 г. совместными усилиями ЮНЕСКО, Службы ООН по разминированию, Центра по координации программ разминирования Афганистана и при поддержке правительства Японии были разминированы культурно-исторические памятники Бамиана в Афганистане; аналогичные проекты имели место в Камбодже, Грузии и других государствах. Однако ситуация в сирийской Пальмире выпадает из привычного сценария. Здесь Россия полностью взяла на себя задачу по разминированию объектов культурного наследия. Зачем это нужно стране, которая уже оказала помощь своему ближневосточному партнеру?

 

Когда было принято решение об активном участии в сирийском кризисе, многие эксперты увязали это со стремлением России вернуться на глобальную арену в качестве ключевого игрока. Действительно, неизменная на протяжении нескольких лет позиция России выглядела очень последовательно в сравнении с другими мировыми игроками.  И то, что сейчас именно российские специалисты обезопасят главные сокровища истерзанной военными действиями страны — логичное продолжение выбранной позиции. Это подтверждает и официальный представитель МИД России Мария Захарова. По ее словам, «разминирование Пальмиры имеет принципиальное значение для возвращения Сирии к нормальной жизни». Итак, первое в списке — последовательность выбранного курса.

 

Военная кампания, тем более успешная, — это впечатляющая демонстрация боевой силы. Однако мощь государства заключается не только в ее армии и вооружении, но и в способности обеспечить гуманитарную безопасность.  В сложной ситуации, в которой оказалась Сирия, немедленная помощь должна быть оказана как жителям страны, так и объектам истории и культуры. Поэтому следующий довод — вопросы гуманитарной сферы не уступают по приоритету военно-политическим.

 

Третий аргумент связан с резолюцией 2199 СБ ООН, принятой в феврале 2015 г. Нацеленный на пресечение финансовых доходов террористов документ также предусматривает пункт о культурном наследии Ирака и Сирии. Поскольку резолюция была принята по инициативе России, можно предположить, что государство и далее стремится активизировать свою деятельность в сфере охраны и защиты культурного наследия. Последнее обстоятельство подтверждает и то, что Россия готова отправить в Пальмиру экспертов для оценки разрушений и для последующего восстановления памятников наследия, и то, что с подачи российской делегации на 199 сессии Исполнительного Комитета ЮНЕСКО был принят проект резолюции «Роль ЮНЕСКО в обеспечении охраны и сохранения Пальмиры и других сирийских объектов культурного наследия».  

 

Еще один довод представил Михаил Пиотровский, гендиректор государственного Эрмитажа, который не однажды говорил о значении культурного наследия Сирии и считает, что восстановление Пальмиры должно стать символом борьбы со злом и поэтому важно чтобы, взяв на себя основную роль, Россия «объединила весь мир» в международной кампании по спасению Пальмиры. И, действительно, широкомасштабная международная кампания была бы очень актуальна в данном контексте. Сам концепт Всемирного наследия и его защиты появился в ходе такой кампании в середине XX века.

 

Заключительный момент. Решение вопросов безопасности отражается на состоянии культурных ценностей того или иного государства, военные действия во имя глобальной безопасности влекут за собой плачевные последствия для «культурной безопасности». Разминирование сирийских памятников наглядно демонстрирует соблюдение «Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», документа, про который кажется забыли союзные войска в ходе военной интервенции в Ираке, Ливии и других государствах. Таким образом, спасением сирийского культурного наследия, Россия создала прецедент, который послужит хороший примером для других.

 

1.      Convention for the Protection of Cultural Property in the Event of Armed Conflict with Regulations for the Execution of the Convention 1954

2. https://russian.rt.com/article/155747

2. http://sprintnews.ru/a/1773905

3. http://www.kommersant.ru/doc/2949901

4. http://ru.publika.md/siriyskie-yeksperty-ocenili-razrusheniya-v-palmire_1824441.html

6. http://russiaun.ru/ru/news/sc_cm2199

7. http://www.un.org/en/sc/ctc/docs/2015/N1504031_RU.pdf

http://www.tvc.ru/news/show/id/89230/?utm_source=news.yandex.ru

http://www.interfax.ru/interview/500694

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся