Анализ миротворческой деятельности России
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
№ п/п | Проблемные аспекты | Предлагаемое решение | Заинтересованные министерства и ведомства РФ | Примечание |
1 | Самоустранение РФ от предоставления воинских контингентов для участия в миротворческих миссиях ООН | Возобновить участие Справочно: согласно официальной статистики ООН за январь 2017 г., РФ занимает 68-е место (из 126) среди стран, поставляющих воинские контингенты для миротворческих миссий ООН. Всего 5 офицеров представляют РФ в 2 Миссиях ООН (среди 84.408 чел. в 16 действующих Миссиях) | МИД РФ, МО РФ | Участие российских воинских контингентов прекращено с апреля 2012 г., после вывода авиагруппы из Миссии ООН в Республике Южный Судан |
2 | Критически низкое представительство российских военных экспертов (наблюдателей) в миссиях ООН | Расширить участие Справочно: согласно официальной статистики ООН за январь 2017 г., РФ опустилась с 8-го на 12-е место (58 офицеров из 1840) среди стран, направляющих военных экспертов-наблюдателей (РВН) для участия в миротворческих миссиях ООН (в 10-ти Миссиях из 16 действующих) | МИД РФ, МО РФ | РФ покинула 10-ку лидеров, при этом общее число военных наблюдателей увеличилось на 100 чел. за 6 мес. |
3 | Отсутствие у ветеранов (бывших участников) миротворческих миссий (операций) ООН, направляемых от РФ какого-либо официального статуса, независимо от характера их функций (воинские контингенты (в т.ч. офицеры штабов Миссий); полицейские силы; военные эксперты (наблюдатели); полицейские советники | Определить и утвердить статус «Участник миротворческой операции» (ветеран-миротворец) на законодательном уровне | МИД РФ, МО РФ, МВД РФ, МинЮст РФ, Федеральное Собрание, Администрация Президента | Отсутствие статуса нивелирует престиж этой деятельности, что не способствует целенаправленному проф. развитию в/сл, основанном на стремлении к вовлечению в этот вид деятельности; не создает благоприятных условий карьерного роста в отличие от участников БД, чернобыльцев и т.д., а наоборот – практически прекращает возможность дальнейшего роста, даже при высоком уровне проф. компетенций |
4 5 | Отсутствие межведомственного органа, координирующего и направляющего деятельность всех государственных и общественных структур, занимающихся миротворчеством
Отсутствие в РФ доктринального документа «Национальная концепция миротворческой деятельности», который имеют преобладающее большинство стран-участниц миротворческой деятельности под эгидой ООН
| Создать межведомственный орган, координирующий и направляющий деятельность всех государственных и общественных структур, занимающихся миротворчеством. Такой орган будет отслеживать актуальные тенденции в развитии теории и практики миротворчества и своевременно готовить предложения высшему руководству страны для принятия управленческих решений Разработать и утвердить «Национальную концепцию миротворческой деятельности Российской Федерации» | МИД РФ, МО РФ, МВД РФ, МинЮст РФ, Администрация Президента РФ, Федеральное Собрание
| Отсутствие подобного доктринального документа не позволяет РФ вести целенаправленную политику по данному направлению, усиливая свои позиции как государства-основателя ООН и постоянного члена СБ ООН. Сегодня РФ несомненно имеет право громко заявлять о себе как о «стране-миротворце» |
6 | Критически низкий уровень престижа данного вида деятельности среди офицерского состава ВС РФ ввиду адекватно высоких требований к уровню подготовки специалистов на фоне отсутствия надлежащего статуса у участников миротворческих операций (Миссий) | Разработать новую систему подготовки военных и полицейских специалистов ООН на межведомственном уровне, передав приоритет в принятии ключевых решений МИД РФ, сохранив при этом подготовку по направлениям МО РФ и МВД РФ | МИД РФ, МО РФ, МВД РФ | Предложения, касающиеся деятельности МО РФ имеются у МООВММООН. По сути, в МО РФ подготовка специалистов данного профиля является «лишней головной болью» для ВУНЦ СВ и никому, кроме самих будущих наблюдателей, не нужна |
7 | Фактическое отсутствие престижа российского курса по подготовке специалистов миротворческого профиля на международном уровне из-за непродуманной «оптимизации» самого курса и его учебно-материальной базы, преподавательского состава, недостаточной работы МО РФ по привлечению иностранных в/сл на обучение по данному профилю | Восстановить международный престиж российского курса по подготовке ВН ООН путем привлечения большего числа иностранных в/сл, направляемых на обучение в РФ | МИД РФ, МО РФ | Обязательным условием должно являться создание постоянного штата специалистов, ведущих подготовку по данному профилю, и минимизация административно-командной «прослойки» между курсом и заинтересованными министерствами/ ведомствами РФ |
8 | Несовершенство системы возмещения финансовых затрат на подготовку и направление специалистов и контингентов | Разработать новую систему возмещения финансовых затрат на подготовку и направление специалистов и контингентов | МИД РФ, МО РФ, Минфин РФ | Финансовые средства, возмещаемые РФ за направление специалистов и контингентов, возвращаются в бюджет РФ, но не направляются снова в МО РФ, что нарушает заинтересованность МО РФ в ведении данной работы |
9 | Отсутствие надлежащего подхода к медицинскому обеспечению и реабилитации военных экспертов (наблюдателей), направляемых для участия в миротворческих операциях (Миссиях) | Разработать новую систему медицинского обеспечения и реабилитации участников миротворческих миссий (операций) с учетом специфики психологической обстановки и заболеваний, характерных для регионов, в которых они проходят службу | МИД РФ, МО РФ, Минздрав РФ | Обязательно необходимо учесть вопросы социальной работы и психологической поддержки семей в/сл, направляемых для участия в миротворческих операциях (миссиях) |
10 | Несправедливая система финансового обеспечения участников миротворческих миссий (операций), в т.ч. при расчете пенсионного обеспечения при увольнении с в/сл | Разработать новую систему финансового обеспечения (в т.ч. пенсионного) участников миротворческих миссий (операций) | МИД РФ, МО РФ, Минфин РФ | |
11 12 | Полное отсутствие факта направления представителей и специалистов МО РФ из числа высшего командного состава на руководящие (руководство отделами и службами миссий) и высшие руководящие (руководство миссий в целом) должности в миссиях (операциях) ООН
Отсутствует государственная поддержка военно-патриотического воспитания подрастающих поколений на базе миротворчества – существующего Движения юных миротворцев (ДЮМ) | Детально и качественно проработать этот вопрос, качественно изменив подход к нему Детально и качественно проработать этот вопрос и представить Программу государственной поддержки ДЮМ заинтересованным органам государственной власти | МИД РФ, МО РФ МИД РФ, МО РФ, Министерство образования РФ, Администрация Президента РФ | Целенаправленная подготовка молодых специалистов для последующего направления от МО РФ элементарно не ведется, а действующие генералы не в состоянии приобрести необходимый уровень навыков, в первую очередь лингвистического характера. Решение данного вопроса существенным образом положительно изменит имидж российского офицера и генерала на международном уровне |
Примечание: Первым шагом на пути решения обозначенных проблем является создание межведомственной комиссии по изучению вышеуказанных проблем и выработке предложений по их устранению.
Сергей Вадимович Лавров,
президент Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН
20 марта 2017 г.