Гендерное неравенство, сквозь миграции
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Таджикистан, после объявления независимости, как и другие бывшие советские республики, унаследовал идеологию, которая поддерживала гендерное равенство в Таджикистане для женщин и мужчин. В результате гражданской войны в Таджикистане произошли серьезные изменения в отношениях между мужчинами и женщинами, приводящие к ухудшению положения женщин в экономике, политике, культуре и семье. Согласно данным ПРООН, в 2020 году Индекс гендерного развития в Таджикистане достиг значения 0,314, что соответствует 70 месту в мировом рейтинге. Анализ ежегодного роста численности трудовых ресурсов Таджикистана с 2019 года (5,5 млн.чел.) до 2030 года (17,6 млн.чел.) показывает, что, ежегодно трудовые ресурсы увеличиваются на 180 - 200 тысяч человек. Женщины-мигранты во всем мире относятся к группе риска из-за их уязвимого положения, ограничения экономических возможностей и частых нарушений прав, поэтому научной среде уделяют рассмотрению вопросов миграции женщин больше внимание. Небольшая численность женщин в официальной миграционной статистике давала основание рассматривать трудовую миграцию в целом как «мужской процесс», что уже не соответствует действительному положению вещей.

Источник: сгенерировано ИИ
Таджикистан – одна из первых стран Центральной Азии, которая ратифицировала конвенцию ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин CEDAW в 1993 году и факультативный протокол к конвенции в 2014 году. Раз в четыре года правительство предоставляет официальный доклад о том, что было предпринято для искоренения всех форм дискриминации в отношении женщин.
Структура занятости в Таджикистане демонстрирует значительные гендерные различия. Например, в традиционных женских отраслях экономики, таких как сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность и предприятие бытового обслуживания, все еще доминируют неквалифицированные работницы. Более того, женщинам платят менее, чем мужчинам, за выполнение той же работы. Высококвалифицированные специалисты женского пола в большинстве своем заняты в сферах образования и здравоохранения, где также низкие уровни заработной платы.
Феминизация – миграционных потоков характерная черта современного этапа развития миграции в мире. Женщины-мигранты, в значительной степени остаются так называемыми «невидимыми работниками», занятыми в неформальном секторе экономики в частных домохозяйствах. По данным МОМ, в 2024 году в мире насчитывалось 281 млн. международных мигрантов, что составляло 3,6% численности населения мира. В структуре мировой миграции 48% приходилось на женщин. Около 74% всех международных мигрантов находились в трудоспособном возрасте (20–64 года). Сложная экономическая ситуация бросает вызов традиционной роли женщины в ЦА.
Миром правят цифры!
С января по июнь 2024 г. поток трудовых мигрантов из Таджикистана в Россию сократился на 16%, составив около 387 000 человек из них более 78753 тыс. женщин, что на 10,7 тыс. меньше, чем за аналогичный период 2023 года. Между тем, число вернувшихся за этот период женщин составило 80,5 тыс. – на 16,5 тыс. больше, чем за 6 месяцев 2023 года. Естественно снижение числа женщин, выезжающих на трудовую миграцию, в основном, в Россию, ужесточением миграционного законодательства в РФ. Число таджикистанских трудовых мигрантов в России продолжит снижаться на фоне перераспределения потоков миграции, в том числе в западные страны.
В Агентство по труду за этот период обратились почти 39,3 тыс. женщин, что на 2,3 тыс. больше по сравнению с первым полугодием 2023 года. Среди обратившихся в качестве безработных было 30 тыс. женщин (на 2,2 тыс. больше, чем годом ранее). При этом статус безработного получили 17 тыс. женщин (на 2,1 тыс. больше).
Постоянную работу получили 19,8 тыс. женщин (на 1 тыс. больше). Также за 6 месяцев профессиями овладели период более 9,3 тыс. женщин. Среди трудоустроенных, в основном женщины, вернувшиеся на родину из трудовой миграции. Они были устроены на предприятиях по шитью, выпечке и другим подобным видам деятельности. Женщины, не имеющие образования или профессиональных навыков, проходят специальное обучение, чтобы получить сертификат и трудоустроиться. В Таджикистане наблюдаем новый тренд. В республике начался семейная миграция. Данный тренд имеет положительные моменты. Дети будут ходит в детские садики, и учатся в школах. Супруга будет работать, ознакомится с другой реальной жизни, расширяет свой кругозор. В другой стране и в другом городе даже реклама влияет на человека. Это очень важно для молодых людей. Доля мигрантов ВВП РФ составляет 7-8%, что является серьёзным показателем. Число новых строительных проектов в России сократилось на 24%. По итогам 2024 года доля трудовых мигрантов на российских стройках превысила 12%.
Продолжение развода – миграция
В 2024 году было расторгнуто более 9000 браков, что на 1000 меньше, чем в 2023 году. В результате чего около 11 тысяч детей растут в неполных семьях. При этом заключено 75,2 тыс. браков, что на 1250 меньше, чем в 2023 году. Главной причиной разводов в Таджикистане ранние браки и неподготовленность молодых женщин к самостоятельной жизни. А также: безработица, миграционная разлука, ранние браки (неправильное воспитание, неподготовленность молодежи к семейной жизни). в отсутствии у молодых знаний о браке и партнерских отношениях. Другая причина распада семей являются домашнее насилие, бедность, вмешательство третьих лиц и измена, отсутствие половой и семейной грамотности.
При этом важно понимать: если неопытный в семейных делах супруг уедет на заработки за границу, то шансы, что отношения развалятся, заметно увеличиваются. Ведь от воспитания семей зависит успех государства.
В современном мире межнациональные браки не являются чем-то новым. По некоторым данным, еще в советский период рост межэтнических браков усиливался. На первом месте был русско-украинский союз, далее - русско-еврейский, русско-белорусский, русско-татарский. А в настоящее время на первый план вышел русско – таджикский союз. По данным Управления ЗАГСа Минюста России, ежегодно в стране женятся около 12 тысяч граждан Таджикистана. Больше всего женихов из Таджикистана (355), Азербайджана (208), Украины (142), Кыргызстана (141), Республики Беларусь (107). В основном брачные союзы с участием мигрантов в одной только Москве составляют 58% всех браков[1]. Такое сочетание в семейной паре, как жена – русская и муж – таджик, встречается всё чаще и чаще. Много молодых (и не только) таджиков приезжают в Россию на заработки, (на российском рынке труда работают представители 36 стран мира – Р.У.) думают о том, как обрести свою собственную семью
Женщина Востока
М. Кутб в книге «Ислам и непонимание религии»[2] писал, что когда Европа еще переживала века темноты и спорила о природе женской души, Ислам уже провозгласил общий источник и одинаковую сущность равенства перед Богом и обществом и обещание одинакового вознаграждения за хорошие и плохие дела мужчины и женщины. По Исламу, женщина имеет право владеть собственностью, управлять своим имуществом. Она имеет право сдавать его в аренду, завещать и извлекать простую пользу из него. Раскрывая предписания Корана касательно статусных отношений мужчин и женщин, мы видим, что Ислам относится к женщине с уважением и достоинством.
Принято считать, что женщины в исламе не имеют прав. И четвёртой женой станет, и, если захочет развестись, не получит ничего, и так далее. Нигде женщина не имеет столько прав, сколько в исламе. И ещё один интересный факт. Когда женщина из арабской семьи выходит на работу, то вся её зарплата идёт ей в карман, минуя семейный бюджет. Получается, что женщина-мусульманка гораздо более полноправна, нежели представители других религий.
Женщина и трудовая миграция
30 – лет тому назад трудно было представить о том, что женщина из Таджикистана выезжает на заработки за пределами страны. За первое полугодие 2024 года покинули Таджикистан 89 тысяч 493 женщины: (57.451 тыс. в 2023 г.) многие из них отправились в трудовую миграцию, устав ждать своих мужей из России, и от безвыходности накормить свою семью. Это внушительное число не может остаться незамеченным. Главная причина, лежащую в основе этого тренда: многие женщины испытывают трудности и неудобства, связанные с долгим ожиданием своих мужей, которые вынуждены работать в России. Семейная длительная разлука оказывает психологическое и социальное давление на женщин. Этот аспект добавляет глубину понимания ситуации и указывает на важность поддержания семейных связей в условиях "трудовой" разлуки. Ещё одной существенной причиной увеличения числа женщин-мигранток из Таджикистана является поиск работы для матерей-одиночек. Почти для всех таджиков семья – это наиболее важная социальная единица. Однако в последнее время семья начинает терять свои постулаты. Среди женщин-мигранток встречаются женщины имеющие высшее образование, а также богатое профессиональное прошлое, которые работают посудомойками и уборщицами в ресторанах и кафе Москвы и др. городах. Другие с высшим образованием вовлечены в торговлю, постепенно продвигаясь по карьерной лестнице в новом для себя поприще. Есть также совсем молодые женщины, которые уезжали с мужьями и работали продавщицами, хотя до отъезда в основном работали в частном производстве или ухаживали за детьми и другими членами семей мужа. Другая категория женщин, не имеющих высшего или среднего образования, которые вынуждены выезжать в миграцию из-за развода или потери мужей. Доступные рабочие вакансии внутри страны часто не являются привлекательными для этой категории женщин. Заработная плата, согласно их мнению, часто оказывается недостаточной, что вынуждает их принимать решение о миграции. Это обстоятельство поднимает актуальный вопрос о социальной поддержке матерей-одиночек в Таджикистане. Поэтому в Таджикистане с начала 2023 года в Таджикистане женщинам было выдано кредитов на сумму 2 млн 217 тыс. 510,7 сомони, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 563 тыс. 958,9 сомони.
Брошенные дети мигрантов
На сегодняшний день, на территории РФ находятся порядка 766 тыс. несовершеннолетних иностранных граждан. При этом общая численность несовершеннолетних иностранных граждан, состоящих на миграционном учете по месту пребывания, - 154 тысячи.
При этом основную долю составляют граждане:
Таджикистана - 26%,
Кыргызстана - 14%,
Узбекистана - 13,4%,
Беларуси -12,6%),
Украины - более 8%.
За последние 5-7 лет в российском обществе не исчезает проблема "отказничества" матерей из числа трудовых мигрантов. Проблема появилась не вдруг. Еще в 2012 году сразу в нескольких СМИ вышли репортажи и расследования о множественных случаях, когда молодые женщины родом из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана незапланированно беременели, аборт делать не хотели, но и ребенка оставить тоже не смогли.
В среде мигрантов ситуация другая: женщины, не знающие языка, почти не имеющие знакомых попросту не знают куда податься, кого просить о помощи и что делать с новорожденным в незнакомой чужой стране. Точной статистики по матерям-иностранкам, отказавшимся от своих детей никто не ведет. По данным благотворительной организации, на раннем этапе ее существования с 2009-го по 2013-й, им удалось помочь 77 детям, оставшимся с родной семьей.
Женщин-мардикоры (рабочий)
О сложной судьбе женщин-мардикоров в Таджикистане сняли документальный фильм. Документальный фильм «Мардикор» рассказывает о тяготах жизни женщин-разнорабочих из города Бохтар, что находится в 100 км от Душанбе. В Таджикистане, где только официально зарегистрировано более 53 тыс. безработных, появление хаотичных рынков труда считается нормой. Но, если ранее на них свои услуги разнорабочего предлагали только мужчины, то сейчас спокойно можно встретить и женщин, готовых браться за любой тяжелый труд ради 2-3 долларов.
Короткометражный фильм «Мардикор» как раз рассказывает историю этих женщин, среди которых в основном брошенные на произвол судьбы жены трудовых мигрантов. Их мужья годами не возвращаются из РФ и не отправляют им деньги на содержание семьи. Основная масса безработных женщин с этого рынка труда не имеют даже школьного аттестата. Больше половины – многодетные мамы.
Все эти люди не имеют никаких трудовых прав, и их не могут защитить ни государственные органы, ни профсоюзные организации. Они зачастую не имеют специального образования, не состоят на учете в органах занятости населения как безработные, и не могут рассчитывать на поддержку государства. Не идут они и на те вакансии, которые предлагают службы занятости населения.
Гендерные представления в Центральной Азии
Во всем мире женщины зарабатывают около 80 % того, что в среднем зарабатывают мужчины. Но в ЦА этот разрыв еще больше: работающие женщины зарабатывают около 60 % того, что зарабатывают мужчины в Таджикистане, 61 % в Узбекистане, 75 % в Киргизской Республике и 78 % в Казахстане. В ЦА низкая заработная плата и низкий уровень занятости среди женщин напрямую сокращают размер экономики региона и увеличивают число людей, живущих в бедности. Вклад женщин в экономику Таджикистана в два раза меньше вклада мужчин из-за гендерного неравенства, подтвержденного в Докладе ООН по человеческому развитию от 2022 года, а общая стоимость потерь общества от ГН составляет 1,5 миллиона $ США согласно отчету «Женщин ООН» за 2021 год. Если бы женщины в ЦА участвовали на рынке труда наравне с мужчинами, национальный доход был бы где-то от 27 % выше в Казахстане до 63 % выше в Таджикистане. В Узбекистане только лишь уравнивание средней заработной платы уже работающих женщин и мужчин позволило бы вытянуть из бедности более 700,000 человек.
Так, по оценкам МВФ, рост числа работающих женщин в Европе и Центральной Азии увеличивает экономическое благосостояние страны примерно на 1%.
Сравнительная таблица регионального гендерного неравенства (2022): Женщины зарабатывают (% от мужских доходов)
Таджикистан 60%
Узбекистан 61%
Кыргызстан 75%
Казахстан 78%
Средний по ЦА 68,5%
Подведем итоги.
- Идеология борьбы с нелегалами прекрасна, но стратегия — отвратительная и жестокая, страшная, безжалостная. Она в России себя исчерпала.
- Надо изучать опыт наших соседей. В Узбекистане планируется открыть центр по подготовке медицинских сестер к сертификационным экзаменам по американским стандартам и отправить до 2030 года в США более миллиона для медсестер.
- Миграция открывает возможности для эмансипации многих женщин, становясь частью их социального продвижения и профессионального роста.
- Представление большей государственной поддержки и консультаций потенциальным трудящимся мигрантам и возвратившимся мигрантам для обеспечения осведомлённости о своих правах и возможности получения доступа к услугам, в том числе услугам здравоохранения, социального страхования, гражданской документации и правовой помощи.
- Необходимо внедрение инструментов для повышения занятости женщин и их самореализации в сфере труда. Эти меры сами по себе не новые, они активно использовались десятки лет назад.
- «Политика есть искусство предвидения настоящего» – сказал когда-то известный французский государственный деятель XVIII века Жак Тюрго. А чем тогда является «искусство предвидения будущего»? Ответ самоочевиден – не просто хорошей, а очень хорошей политикой в отношении миграции.
- Однако процесс пересмотра статуса женщины – налицо, это вопрос, который невозможно игнорировать, можно только замедлить или ускорить его решение. Женщины меняются, женщины становятся лидерами, женщины играют огромную роль в обществе. Все еще впереди.
Таким образом:
Женщины становятся не только участницами миграционных потоков, но и носителями новых форм социальной устойчивости. Этот процесс нуждается в сопровождении: правовом, экономическом и культурном.
- Первое, это гендерные предубеждения, которые касаются роли женщины в обществе и ее обучения. Нужно менять стереотипы и обязательно давать образование девочкам. Если дать таджикским женщинам соответствующее образование и не ограничивать их они могут горы свернуть.
- Второй важный аспект - недостаток наставничества и поддержки. В такие моменты очень важно, чтобы кто-то помог нарисовать твои следующие шаги.
- Третье. Неравенство в оплате труда на законодательном уровне запрещено в Таджикистане, но это не всегда на деле так, поэтому нужен контроль за исполнением требования законодательства.
- Четвертое который мешает женщинам развиваться – это неблагоприятные условия труда. Это, например, предоставление удобного рабочего графика, чтобы они могли легко сбалансировать личную жизнь и работу, это и обеспечение их безопасности от лишних преследований и домогательства на рабочем месте. Женщины должны чувствовать себя в безопасности.
- Пятое: надо научить наших женщин финансовой грамотности. Ежегодно трудовые мигранты отправляют своим семьям миллиарды долларов. Как они используют? Вот главный вопрос, решение которого требует внимательного, кропотливого изучения.
- Шестое: наша надежда в процветающее будущее страны заключается в женщинах, их основа — в нашем обществе, их будущее зависит от их жизнеспособности. А жизнеспособность женщин зависит от мужчин.
- Седьмое: опыт многих стран показывает, насколько важна просвещенность молодых людей на тему семьи до заключения брака. Понимание ценности союза - один из эффективных способов сохранить стабильные и крепкие отношения.
- Восьмое: Формируется феномен семейной миграции: женщины едут за мужьями, привозят детей, устраиваются на работу.
- Девятое: Расширить доступ женщин к профессиональному образованию, особенно в ИТ и здравоохранении. Развивать программы микрофинансирования и наставничества для женщин.
- Десятое: Создать центры правовой и социальной помощи женщинам-мигрантам в странах назначения. Внедрить образовательные модули о семейной жизни в школьную и вузовскую программы.
[1] Акрамов ФА., Межнациональные браки как фактор адаптации трудовых мигрантов из Таджикистана в России. Мир, науки, культуры, образования. № 6 (73) 2018. Стр. 407.
[2] Смотрите: Яминова С.А. Адаб – Аль – Ислам–Мусульманский этикет. Уфа 2011
Профессор Российско-Таджикского (славянского) университета
Блог: Блог Рахмона Ульмасова
Рейтинг: 1
