Блог Рината Насибуллина

Подход Трампа к решению украинского кризиса: анализ дискурса кандидата в президенты США 2024

29 мая 2023
Распечатать

«Ключ от киевского режима во многом в руках у Вашингтона. Вместе с тем мы видим, что нынешний руководитель Белого дома не хочет использовать этот ключ» — слова Дмитрия Пескова очень ясно описывают сложившуюся тупиковую ситуацию: руководство Украины, приведенное к власти Соединенными Штатами, не обладает субъектностью, поэтому боевые действия закончатся только после достижения договоренностей с США. Но, как мы можем видеть, администрация демократов пошла ва-банк, поставив на силовое решение украинского кейса, поэтому вряд ли стоит ожидать от Байдена мирного урегулирования конфликта. Тем важнее в данном контексте могут оказаться предстоящие выборы президента США, где основным соперником демократов может стать 45-й президент — Дональд Трамп.

16457064211585184463_106_0_2837_2048_1920x0_80_0_0_2eb8c54074544569cb214630f4f86c55.jpg

Источник: The Sun

Представляет ли Трамп альтернативу текущему американскому истеблишменту? Если сравнивать с нынешними «демократами» в Белом доме, которые используют только «черно-белые краски» и преподносят текущую фазу противостояния как идеологическую борьбу «демократий» с «тоталитарными режимами», то на их фоне популист Трамп, хотя бы старающийся соблюдать рамки приличия по отношению к другим странам и их лидерам и не только не отрицающий важность переговоров с лидерами «враждебных» для США стран, а реально пытающийся найти компромисс — уже со стартовой позиции может быть более привлекателен для России в качестве президента Соединенных Штатов.

С другой стороны, опыт взаимодействия с Трампом в качестве 45-го президента США может свидетельствовать о неоднозначности как самого политика, так и его курса. Если вспомнить предвыборную гонку 2016 года, то на Трампа возлагались большие надежды, которые, однако, скорее не оправдались, а по итогам деятельности президента были даже сделаны выводы о том, что в отношении России проводилась гораздо более жесткая политика, чем можно было ожидать от тех же демократов.

Это создает сложности в формировании однозначного мнения о проводимой Д. Трампом внешней политике. Как показывает «мирное время», несмотря на достаточно дружественную риторику и предвыборные обещания, 45-й президент не добился значительного улучшения отношений между Россией и Соединенными Штатами. С другой стороны, можно предположить, что сложившаяся уникальная ситуация может раскрыть с новой стороны подход Трампа на внешнеполитическом направлении, особенно в контексте украинского вопроса. В пользу этого свидетельствует не только риторика Трампа, но и четко прослеживающаяся поляризация между демократами и республиканцами. Согласно опросам, так называемой, «партией войны» стали демократы, республиканцы же ставят под сомнение как подход Байдена к решению конфликта на Украине, так и объёмы предоставляемой финансовой/военной помощи.

Более того, у самого Трампа с Украиной связаны, стоит полагать, не самые положительные впечатления, поскольку после небезызвестного звонка Владимиру Зеленскому, президенту США было предьявлено обвинение в импичменте и пришлось неоднократно объяснять цель своего звонка и оправдывать свой “perfect call” перед Конгрессом и американской общественностью.

Кроме того, возвращаясь к предвыборной гонке 2016 года, можно заметить изначальные различия приоритетов у правого популиста Трампа и других кандидатов. Дональд Трамп стремился переложить бремя поддержки на другие страны, в частности, на Германию. Хотя Трамп и не отказывался полностью от поддержки Украины, акцент делался на том, что США не должны тратить и так ограниченные средства на страну, ситуация в которой не оказывает столь же сильного влияния на Америку, как на европейские страны (в т.ч. Францию и Германию), поскольку США находятся «дальше всех» от Украины.

Интересна, в частности, и позиция Трампа по Крыму. В представлении республиканца, вопрос возвращения полуострова в состав Украины напрямую приведет к столкновению с Россией и, следовательно, к третьей мировой войне. Таким образом, политик де-факто признал сложившуюся реальность и более того не отрицает, что на Украине есть люди, которые «стремятся в Россию».

Таким образом, ретроспективно Украина для Трампа была чем-то далеким и не имеющим столь важного стратегического значения для Америки. Можно также констатировать, что Д. Трамп всячески пытался доказать, что у США есть другие, более важные и полезные приоритеты, на которые и должен тратить деньги американский налогоплательщик, а за Украину должна платить Европа, которая и граничит с данной страной.

Так стоит ли ожидать, что Трамп может применить тот самый «ключик» и отойти от курса своих предшественников?

На данный момент ответ на этот вопрос можно получить, обратившись непосредственно к публичным высказываниям уже кандидата в президенты США Д. Трампа. Хотя Трамп объявил о своем намерении баллотироваться на пост президента США только 16 ноября 2022 года, для полноты картины анализу будут подлежать все публичные высказывания Трампа, связанные с Украиной, после сложения полномочий президента.

Одно из первых таких заявлений мы можем наблюдать в эфире республиканского FOX News 19 апреля 2021 года, вскоре после того, как Вашингтон заявил о самой большой концентрации российских войск на границе с Украиной. В эфире канала Д. Трамп выражается достаточно неоднозначно. С одной стороны, он утверждает, что «никто не был таким жестким по отношению к России, как он сам». С другой, что «он был в очень хороших отношениях с Владимиром Путиным, и Россия никогда при нем не окружала Украину». Достаточно прозрачно делается акцент на том, что Трамп не при чем, а происходящая на тот момент эскалация — провал администрации Байдена. Слова о том, что «ситуация вокруг Украины никогда не была большой проблемой пока я был президентом» призвана усилить мысль, что республиканцы проводили более успешный политический курс на российском направлении.

В ноябре 2021 года, в прямом эфире Трамп снова повторяет мысль о своей жесткой политике на российском направлении, усиливая ее упоминанием небезызвестных поставок летального оружия на Украину. Одновременно с этим, республиканец говорит: «Я не хочу бороться вместо Украины, они должны сами бороться в своих битвах». Следовательно, еще до начала СВО, Трамп говорит о том, что США не должны принимать участие в потенциальном конфликте, потому что это дело самой Украины.

Следующее публичное высказывание имело место уже 26 февраля 2022 года, через два дня после начала СВО. В это время Трамп выступал на Конференции консервативных кругов США, где припомнил «выдуманную» историю о своем телефонном разговоре с президентом Украины. При этом политик подчеркивал, что сам Зеленский утверждает, что разговор с Трампом был совершенно нормальным. Затем, говоря о ситуации в мире, республиканец описывает удручающую, на его взгляд, мировую обстановку, где «Китай угрожает Тайваню, Россия уничтожает Украину, Иран находится на пороге создания ядерной бомбы». Обращая внимание на российское направление, Трамп оценивает негативно «ужасную» СВО, называя ее «произволом и зверством, которое никогда не должно было быть допущено». Более того, согласно Трампу, без фальсификаций на выборах он стал бы президентом и не допустил подобного. Затем следует нарратив о том, что Трамп — единственный президент США, при котором Россия не «вторгалась» в другую страну, умышленно при этом не упоминая Клинтона, что разрушило бы этот самый нарратив. Далее он вновь вспоминает о продаже джавелинов, «о которых сейчас все говорят», на Украину и «другого военного снаряжения на миллионы долларов», тем самым вновь подчеркивая правильность своего курса, якобы Трамп поставил Украине еще тогда то самое оружие, о необходимости которого заговорили только сейчас. После следует «атака» с целью доказать некомпетентность администрации Байдена, но теперь уже через параллели с выводом американских войск из Афганистана: «Я не сомневаюсь, что президент Путин принял решение безжалостно атаковать Украину только после того, как увидел трагичный вывод войск из Афганистана, где сначала были выведены военные, при этом погибли солдаты и американские заложники, а также было брошено лучшее снаряжение стоимостью в миллиарды долларов», в то время как при Трампе «такого не произошло», потому что Путин «понимал», что Трамп «не играет в игры».

Интересен взгляд Трампа и на экономическую сторону вопроса. Республиканец придерживается мнения, что для России было очень выгодно начать боевые действия, поскольку следствием стало резкое повышение цен на нефть, Трамп говорит, что во время его срока баррель нефти стоил всего 36 долларов США, в то время как на момент 26 февраля по его словам она достигла отметки в 100 долларов США, а по его прогнозу цена поднимется до 150 за баррель. Такую экономическую подоплеку он использует и для объяснения, почему он не согласен с текущей политикой демократов: «Если вы хотите избавиться от инфляции — снизьте стоимость энергии, это самый важный фактор, влияющий на инфляцию. И то, что случилось на Украине — катастрофа, но в реальности не так интересна, чтобы многие демократы рвались к микрофонам и заявляли о неприкосновенности границ Украины. Они хотят сказать, что границы Украины неприкосновенны и они очень соболезнуют, суверенитет Украины должен быть защищен во что бы то ни стало. Они говорят это, в то время как они уничтожают наши собственные границы и отказываются от собственного суверенитета». Подобная постановка вопроса ставит под сомнение целесообразность линии демократов. Трамп предлагает сфокусироваться на собственных границах, а не пытаться защитить границы Украины, что принесет только удорожание энергоресурсов и негативные последствия для самих Соединенных Штатов. Более того, Трамп подвергает сомнению и идеологему о борьбе за «демократию»: «Если радикальные демократы действительно хотят бороться за демократию, … они должны начать с демократии, которая находится у нас под боком, это место называется Канада». Таким образом, Трамп рассматривает конфликт на Украине скорее с точки зрения экономической рациональности, а не с идеологизированных позиций, как демократы.

На съезде Национальной стрелковой ассоциации США 27 мая в Техасе Д. Трамп продолжил линию, изложенную 26 февраля. Во-первых, политик отметил, что в связи с ситуацией на Украине, «нам необходимо увеличить финансирование, найм и обучение полиции по всей стране (имеются в виду США — авт.)». Дело не в деньгах, а в желании. США направили 40 миллиардов долларов Украине. Мы должны делать все, чтобы наши дети были в безопасности. Мы тратим триллионы в Ираке, Афганистане, а получаем ничего». Трамп вновь делает акцент на борьбе с внутренними проблемами, деньги на решение которых, по его словам, идут на бессмысленную борьбу. Чтобы вновь подчеркнуть свою «успешную» политику, Трамп играет на контрасте: «Сравните все, о чем мы сейчас говорим, и то, о чем не говорим, с тем, какой великой была Америка всего два года назад, когда не было инфляции, войны России с Украиной, которой никогда бы не случилось. Я говорил с Путиным об этом — и он это не делал». Особо Трамп настаивает на том, что при нем Россия бы не начала боевые действия, сначала возвращаясь к тому, что только при Трампе Россия не проводила военные операции на Украине, в отличие от Обамы и Байдена, а затем и вовсе говорит, что боевые действия «не выгодны никому», и «это не должно было случиться и 100% не случилось, если бы выборы не были сфальсифицированы». Республиканец убеждает аудиторию в том, что причиной всех проблем является провальная политика Байдена, при этом заверяя, что при самих республиканцах подобного бы не случилось. Вместе с тем сложившаяся ситуация, на его взгляд, связана отнюдь не с отсутствием поддержки его кандидатуры на выборах, а с тем, что выборы были сфальсифицированы. Тем самым политик стремится подорвать легальность и легитимность администрации Байдена. Свое же «безупречное» амплуа миротворца Трамп подкрепляет рассказом о его разговоре с лидером Талибана: «Я сказал ему: “не убивай моих людей”. И на протяжении 18 месяцев ни один американский солдат не был убит до того трагического дня».

Трамп последовательно и целенаправленно вновь и вновь воспроизводит мысль о бесполезности украинского конфликта, при этом внушая, что он сам бы подобного не допустил, не вдаваясь в подробности как именно. Вместо этого он утверждает, что был в хороших отношениях с В. Путиным, а лидеры других стран прислушивались к его словам и не шли ему наперекор. При этом четко прослеживается тезис о нецелосообразности траты столь огромных средств на Украину.

Если широко посмотреть на пути развития конфликта, то можно выделить, как минимум, три: продолжение финансовой и материальной поддержки Украины, что сейчас делают демократы; введение войск США/НАТО и открытый военный конфликт с Россией; начало переговорного процесса. Как видится, на данный момент Трамп скорее негативно относится к финансовой поддержке и введению войск. Следовательно, остаются переговоры с целью заключения если не мира, то хотя бы перемирия.

Как раз в пользу последнего Д. Трамп открыто высказывается уже 18 июня 2022 года на конференции «Вера и Свобода» в Нэшвилле: «Они (Россия — авт.) начали выигрывать большое количество сражений, захватывают много территорий, а мы ответственны за траты миллиардов и миллиардов и миллиардов. Это просто неправильно. Им следует выработать некоторого рода сделку, в рамках которой они остановятся, остановятся сразу же вместо того, чтобы делать то, что они делают сейчас». В том же выступлении он ссылается и на экономический фактор, тем самым «давит на больное» американцев — цены на топливо, напоминая, что при Трампе галлон стоил всего $1.87. Не забывает Трамп и упомянуть о попытке импичмента за его разговор с Зеленским и якобы сотрудничестве с Россией.

В штате Пенсильвания, 4 сентября 2022, на своем ралли Трамп затрагивал Украину в основном в контексте импичмента, кроме этого, неоднозначно говорил об отношениях с Россией: «Я гарантирую вам, что Путин не собирался ничего предпринимать по отношению к Украине. Гарантирую это. Никто не был жестче меня. Но я в то же время ладил с ним. Неоднозначность высказываний Трампа, которая заключается в одновременной «жесткости» и способности «ладить» с Россией, можно лучше понять через контекст. С одной стороны, Трампа обвиняют в симпатиях к России и недостаточной «жесткости», поэтому Трамп вынужден каждый раз доказывать обратное. С другой стороны, в силу текущей геополитической реальности, в которой конструктивные переговоры России и США во главе с Байденом представляются, мягко говоря, маловероятными, Трамп хочет предстать тем лидером, который может и умеет общаться и находить общий язык даже с лидерами «таких» стран, как Россия. Не обошел стороной Трамп и расходы Байдена на Украину, подчеркивая для простых американцев, что очередной пакет поддержки «обошелся» бюджету США в 13 миллиардов. Тут же Трамп констатирует, что выделение таких средств вызывает у него «раздражение», так как, если бы он сам выиграл выборы 2020 г., то «Путин бы этого не сделал», имея в виду СВО, очевидно пытаясь показать слабость текущей администрации США.

Интересно, что в ноябре 2022 г., помимо упоминания своего «perfect call», Д. Трамп прямо говорит, что именно США «позволили России разрушить Украину», и подобного бы не случилось при «главнокомандующем» Трампе. То же самое Трамп повторил и на следующий день, однако после этого не возвращался к использованию слова «главнокомандующий».

Следующие упоминания Украины в публичных выступлениях политика датируются уже мартом 2023 года. 4 марта кандидат в президенты снова возвращался к вопросу разделения финансового бремени поддержки Украины, призывая НАТО платить хотя бы «столько же», сколько США. Помимо очередного повторения слов о своем «perfect call», Трамп утверждает, что при нем цены на нефть были бы районе 40-35$ за баррель, и у В. Путина «не было бы денег» вести конфликт с Украиной. В то же время, кандидат в президенты дает обещание, а если быть точнее, то считает себя «единственным, кто может предотвратить третью мировую войну». Причем сделать это Трамп планирует даже до прибытия в «Овальный кабинет», потому что на разрешение проблемы у него уйдет «не более одного дня». То же самое Трамп утверждает и в конце месяца, уже 25 марта на своем ралли.

Как мы можем видеть, риторика Трампа по отношению к конфликту на Украине как минимум, противоречивая: с одной стороны, Трамп не отказывается полностью от поддержки Украины, с другой — говорит о бессмысленности столь больших трат бюджета и даже дает обещания «положить конец» конфликту не более чем за один день. Более того, почти половина упоминаний Украины в выступлениях Трампа имеет инструментальный характер в контексте предвыборной борьбы с Джо Байденом.

Так можно ли утверждать, что Трамп и будет тем самым президентом, который использует «ключик» к миру на Украине? В пользу скорее положительного ответа на вопрос говорят следующие факторы:

Прежде всего — внутриполитический. Неудивительно, что, будучи кандидатом в президенты, Трамп использует ситуацию вокруг Украины в невыгодном для Байдена свете. В частности, он упоминает в своих выступлениях увольнение прокурора Украины, который расследовал дело Хантера Байдена. Однако, более важно то, что начало военной операции России пришлось именно на период руководства Байдена. Это позволяет Трампу «списать» изменения границ Украины именно на провал его политики, по аналогии с Крымом и Обамой. Как мы видим, Трамп уже, как и в случае с Крымом в 2016 году говорит о «предотвращении третьей мировой войны».

Помимо этого, учитывать стоит и поляризацию партий по отношению к конфликту. На данный момент мы можем видеть, что так называемой «партией войны» стала Демократическая партия США, а не Республиканская. Около 75% республиканцев не поддерживают ответные меры Байдена, а количество сторонников того, что США слишком много тратят на поддержку Украины, стабильно увеличивается, достигнув 40% по состоянию на январь 2023 года.

Важной в данном контексте является и идеология, а, точнее, то, что Трамп не видит в конфликте России и Украины идеологическую борьбу «демократии» против «российского режима», как это делают демократы. Вместо этого, Трамп предлагает экономически более обоснованный и рациональный подход к решению украинского вопроса.

Как мы выяснили, подход Трампа к решению Украинского кризиса действительно может отличаться от взглядов администрации Байдена и тем самым представляет собой альтернативу текущей политике демократов. В то же время, даже если предположить, что Трамп способен применить тот самый «ключик» к миру на Украине, это не означает, что лидеры России и Америки смогут прийти к соглашению, тем более, за «24 часа».

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся