Ни войны, ни мира: интересы России вокруг Нагорного Карабаха
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
С момента подписания соглашений о перемирии и прекращении огня между Арменией и НКР, с одной стороны, и Азербайджаном, с другой, прошел 21 год. Однако с тех пор стороны не слишком далеко продвинулись в решении проблемы Карабаха, а некоторые исследователи открыто называют создавшееся положение тупиковым[1]. Является ли такое положение между соседями приемлемым для Российской Федерации? И какой исход конфликта соответствует национальным интересам России?
Россия исторически играла и продолжает играть ключевую роль в урегулировании Карабахского конфликта, поскольку она является безоговорочным лидером на постсоветском пространстве, а представитель РФ выполняет функции одного из трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ, созданной для мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
В сентябре 2015 года ситуация в Нагорном Карабахе вновь осложнилась. Серьёзные опасения вызывает тот факт, что впервые с 1994 года противоборствующие стороны начали применять друг против друга артиллерию, что повышает вероятность возвращения стран к полномасштабным боевым действиям. В ходе последнего обострения не обошлось без жертв с обеих сторон, общее число которых по официальным данным достигло 30 человек[2].
Официальная позиция РФ заключается в необходимости выработки справедливого решения, которое «отвечало бы интересам обеих сторон конфликта и базировалось бы на принципах уважения территориальной целостности государств, права народов на самоопределение и отказа от применения силы»[3] (что является консолидированной позицией трех стран-сопредседателей Минской группы). В то же время, становится очевидным, что Москва, с одной стороны, не может допустить полномасштабной войны в Закавказье, с другой стороны, крайне осторожно относится к тем вариантам реального урегулирования спора, которые могут привести к потере российского влияния в этих странах.
Отношения России и Армении
Россия неофициально поддерживает в конфликте Армению, являющуюся важнейшим партнером России на Южном Кавказе, в том числе и по вопросам военно-политического сотрудничества (так, на территории Армении расположена 102-ая российская военная база, срок функционирования которой был продлен до 49 лет в 2010 году[4]). Кроме того, Россия в рамках ОДКБ связана обязательствами[5] с Арменией, хотя официально территория Нагорного Карабаха не подпадает под действие ОДКБ.
Несмотря на зависимость Армении от России в вопросах обеспечения безопасности, в отношениях между двумя странами сохраняются проблемные точки. Так, поставки российского оружия Азербайджану вызывают хроническое недовольство армянской стороны. По некоторым оценкам, за последние пять лет Азербайджан приобрел у России оружие на 5 млрд долларов[6]. Кроме того, периодически возникают кризисные ситуации, на которые Россия реагирует недостаточно оперативно. К таким случаям можно отнести инцидент с убийством армянской семьи российским военнослужащим, который спровоцировал серию демонстраций с призывами вывести российскую базу с территории Армении, а также недавние протесты в связи с ростом цен на коммунальные услуги, которые оказывает монополист «Электрические сети Армении» (принадлежит российскому холдингу «Интер РАО»)[7].
Хотя в течение долгого времени внешняя политика Армении характеризовалась термином «комплементаризм» (взаимодополняемость)[8], в Ереване понимают, что реальные гарантии безопасности стране может предоставить только Москва. Как правительство, так и оппозиционные партии осознают, что, в условиях экономической и транспортной блокады со стороны Азербайджана и его союзника Турции, Россия остается для Армении одним из основных политических и экономических партнеров. В результате, Армения сделала выбор в пользу российских интеграционных структур и 2 января 2015 года Армения официально стала членом ЕАЭС.
Отношения России и Азербайджана
Азербайджан важен для России в качестве регионального игрока на рынке энергоресурсов (в частности, в 2010 году «Газпром» принял решение удвоить закупки газа у Азербайджана и заявил о готовности выкупать весь азербайджанский газ[9]). Однако к середине 2015 года поставки газа из Азербайджана полностью прекратились в связи с газовым дефицитом, который сейчас испытывает страна. С октября 2015 года уже «Газпром» начал поставлять российский газ в Азербайджан, тем самым удовлетворяя «дополнительные потребности Азербайджана в этом энергоносителе в связи с ростом экономики и увеличением внутреннего потребления»[10].
Будучи партнером России в нефтегазовом секторе, Азербайджан также является и её конкурентом. Так, 3 декабря 2015 года Азербайджан и Турция решили ускорить строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP), который может представлять серьёзную конкуренцию «Турецкому потоку», работа над которым была приостановлена в связи с резким ухудшением отношений между Россией и Турцией.
Важным направлением российско-азербайджанских отношений является военно-техническое сотрудничество. Например, на долю России приходится порядка 80% всех вооружений, которые Азербайджан приобрел в последние 5 лет. Россия сохраняет лидирующие позиции на этом рынке, поскольку США, ее главный конкурент, еще в 1992 году приняли 907-ю поправку к «Акту в поддержку свободы». Поправка запрещает прямые военные поставки Азербайджану до тех пор, пока Азербайджан не начнет предпринимать выраженные действия по снятию блокады с Армении и Нагорного Карабаха (что, в свою очередь, демонстрирует высокую роль армянского лобби в США)[11]. Таким образом, через поставки вооружений Россия имеет некоторый рычаг влияния на Азербайджан в случае, если конфликт в Нагорном Карабахе выйдет из-под контроля. В результате Москва получает экономические выгоды и пытается сохранить видимый баланс в отношениях с Арменией и Азербайджаном.
Практическая политика России по урегулированию карабахского конфликта
Россия предпринимает практические шаги по урегулированию конфликта. Наиболее важной инициативой последних лет стала разработка Минской группой ОБСЕ так называемых «Мадридских принципов», которые были представлены сторонам в 2007 году (их обновленная версия появилась в 2009 году). Среди прочего эти принципы предусматривают юридический отказ от применения силы для решения споров и проведение референдума для определения правового статуса Нагорного Карабаха. К сожалению, представители Армении и Азербайджана оказались неспособны пойти на взаимные уступки и компромиссы, в результате чего переговоры были прекращены.
Осенью 2015 года глава МИД РФ Сергей Лавров посетил Азербайджан и Армению; основной темой стало обсуждение с руководством стран нарастающей угрозы вооруженного столкновения вокруг Нагорного Карабаха. Хотя переговоры проходили в закрытом режиме, судя по утечкам в СМИ, российская сторона предложила следующую инициативу. Ее суть заключается в том, что Армения должна возвратить захваченные азербайджанские территории, входящие в так называемый «пояс безопасности» Нагорного Карабаха, сохранив при этом Лачинский гуманитарный коридор, связывающий Нагорный Карабах и Армению. Баку, в свою очередь, обязуется не решать конфликт военным путем[12].
Такой вариант выхода из затяжного конфликта представляется маловероятным. Во-первых, в условиях нынешнего обострения ситуации вокруг Нагорного Карабаха любой вариант уступок может серьёзно ударить по репутации лидеров Азербайджана и Армении внутри своих стран. Во-вторых, несмотря на то, что российская инициатива в целом соответствует духу «Мадридских принципов», сами принципы содержат в себе ряд спорных положений (например, вопрос о проведении референдума по поводу будущего Нагорного Карабаха может трактоваться сторонами двояко[13]). Впрочем, вполне возможно, что Россия изначально не рассчитывала на то, что инициатива будет принята сторонами. Сам факт присутствия России в конфликте позволяет снизить накал страстей на Южном Кавказе, уменьшить риск полномасштабной войны и продолжить линию переговоров, что соответствует интересам России.
Выводы
На сегодняшний день существует несколько вариантов решения конфликта. Первый вариант – попытка военного решения проблемы – является маловероятным, несмотря на периодическое обострение отношений в области Нагорного Карабаха и воинственные заявления с обеих сторон. Другой путь – это передача спорной территории под временный мандат (протекторат) третьего государства, в лице которого может выступить РФ. Третий сценарий предусматривает сохранение status quo, «замораживание» конфликта и продолжение переговорного процесса, что является наиболее вероятным и благоприятным вариантом развития событий для России.
В сегодняшних условиях, когда Россия ведет боевые действия против ИГИЛ на территории Сирии, с одной стороны, и вовлечена в украинский конфликт, с другой, война на Южном Кавказе может оказаться для Москвы серьёзным бременем. Создание Россией некоторой иллюзии переговоров позволяет снизить напряжённость в регионе и показать, что страна является гарантом хрупкого перемирия.
[1] Язькова А. Нагорный Карабах: возможен ли выход из тупика? // Вестник Европы. – 2011. – No. 30. URL: http://magazines.russ.ru/vestnik/2011/30/ia7.html
[2] Нагорный Карабах. Стрельба не прекращается // PolitPuzzle - 04.11.2015. URL: http://politpuzzle.ru/10510-nagornyj-karabah-strelba-ne-prekrashhaetsya/
[3] Сайт МИД РФ: Выступление и ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы российских СМИ по итогам заседаний министров иностранных дел ОДКБ и СНГ, Астана, 6 апреля 2012 года. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rsng.nsf/3a813e35eb116963432569ee0048fdbe/c32577ca001744b6442579d800612781!OpenDocument
[4] Габуев А., Гриб Н., Хамраев В. Дмитрий Медведев ограничил Азербайджан // КоммерсантЪ. – 2010. – No. 16. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1498735
[5] Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года // URL: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=126
[6] Российское оружие Азербайджану на 5 миллиардов долларов: сверхмилитаризация региона беспокоит даже экспертов из РФ // Россия сегодня – 30.10.2014. URL: http://inosmi.ru/sngbaltia/20141030/223990422.html
[7] СМИ Армении: что дало Армении членство в ЕАЭС // Россия сегодня – 7.09.2015. URL: http://inosmi.ru/overview/20150907/230131509.html
[8] Стратегия национальной безопасности Республики Армения от 26 января 2007года // URL: http://www.mfa.am/u_files/file/doctrine/Doctrinerus.pdf
[9] Габуев А., Гриб Н., Хамраев В. Дмитрий Медведев ограничил Азербайджан // КоммерсантЪ. – 2010. – No. 163. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1498735
[10] «Газпром» выручит Баку// Газета.ru – 22.06.2015. URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/06/19/6847897.shtml
[11] Heather S. Gregg. Divided They Conquer: The Success of Armenian Ethnic Lobbies in the United States// Working paper #13 – 2002. URL: http://web.mit.edu/cis/www/migration/pubs/rrwp/13_divided.pdf
[12] К Нагорному Карабаху подключают челночную дипломатию// КоммерсантЪ. – 2015.URL: http://www.kommersant.ru/doc/2850300
[13] Маркедонов: «Обновленные» Мадридские принципы – не окончательный документ карабахского урегулирования // Информационное агентство Regnum – 15.05.2014г. URL: http://regnum.ru/news/1802344.html