Блог Ольги Малик

Новая волна мигрантов в Европе: спасение или крах для региона?

31 мая 2021
Распечатать

Пандемия COVID-19, безусловно, негативно отразилась на миграционных потоках и мобильности людей в европейских странах. Сегодня большинство аэропортов, пунктов пересечения сухопутных и «голубых» (водных) границ в Европейской экономической зоне до сих пор закрыты для въезда и выезда. Однако, несмотря на коронавирусные ограничения, нынешней весной юг Европы накрыла новая волна нелегальных мигрантов. Только за апрель и май 2021 года к берегам Италии нелегально прибыло более 10, 000 беженцев из стран Африки1. Другие (в основном сирийцы) незаконно попадают в Европу из Турции пешеходными тропами через Балканы.

migrant_crisis_2.jpg

Srdjan Zivulovic | Reuters

В сентябре 2020 года Брюссель принял новый Пакт по миграции. Его главная цель - интегрировать единую и устойчивую политику, использовать гуманный и эффективный подход в решении проблем незаконной миграции, разработать карту легальных миграционных путей, улучшить адаптацию переселенцев и укрепить взаимовыгодное партнерство со странами-источниками мигрантов2. Задачи амбициозные, однако в действительности решить из всех в краткосрочной перспективе вряд ли получится. Дело в том, что в правительстве ЕС до сих пор нет единого понимания о том, зачем вообще нужны Европе мигранты и каким путем выстраивать политику по отношению к ним. Какой подход может стать эффектным для Брюсселя и может ли ЕС помочь опыт других стран?

Продолжая путь США и Канады

В мае 2021 года Брюссель объявил3 о предварительном соглашении между Европарламентом и Советом в ЕС (возглавляемом Португалией) о новых условиях въезда и нахождения на территории Еврозоны высококвалифицированных мигрантов, которые имеют право на Голубую карту.

Принятая в 2009 году, Голубая карта ЕС – своеобразный ответ зеленой карте США (гринкарте) и канадской - на постоянное место жительства (PR card). Программа направлена на привлечение и удержание высококвалифицированных работников на территории ЕС, особенно в редких и специфических секторах.

«Зеленая и цифровая трансформация наших экономик будет успешной только в том случае, если мы сможем обеспечить себя кадрами, обладающими необходимыми навыками для управления ею. Образование и обучение на протяжении всей жизни будут играть в этом ключевую роль, но мы также должны убедиться, что у нас есть все необходимое для участия в глобальном поиске талантов. Пересмотренные правила для получения Голубой карты подразумевают большую гибкость, улучшенные условия и упрощенную мобильность, благодаря чему ЕС сможет оставаться привлекательным направлением для высококвалифицированных иностранных граждан», - заявил Эдуардо Кабрита, министр внутренних дел Португалии.

Сейчас, когда мир постепенно адаптируется к постпандемийным условиям, а экономика знаний и структурно-технологические изменения набирают обороты, страны Евросоюза нуждаются как в высококвалифицированных кадрах с уникальными навыками, так и в сотрудниках среднего и ниже звеньев, выполняющих рутинные операционные задачи. Более того, пандемия более явно подчеркнула роль, которую трудящиеся мигранты играют в ответных экономических мерах на кризис в Европе. Так, согласно данным Объединенного исследовательского центра Европейской комиссии4, 13 процентов ключевых работников - иммигранты, и в большинстве стран доля ключевых работников за пределами Евросоюза больше, чем доля мобильных работников внутри его.

Поэтому новые условия программы для претендентов на Голубую карту предполагают более гибкий процесс миграции, а изменения коснутся следующих процессов: расширение критериев для заявителей; упрощение передвижения внутри ЕС и воссоединения семьи; облегченные процедуры принятия на работу мигрантов для надежных работодателей; предоставление более свободного доступа мигрантов к европейскому рынку труда.

«Единство в многообразии» не для всех

Однако в Евросоюзе до сих пор остается нерешенным вопрос нелегальных миграционных потоков и заявителей на статус беженцев. Принятый в сентябре 2020 года Пакт о миграции и убежище, в основу которого была заложена идея о более структурном подходе к управлению незаконной миграцией и процедуре на статус беженца, по факту только усложнил эти процессы. Так, например, документ предлагает ускоренные решения на границах для заявителей из стран, граждане которых часто считаются нежелательными. Это было приоритетной задачей Брюсселя в течение многих лет, но эта идея, вероятнее всего, так и не будет воплощена из-за противоречий с законодательством. До сих пор остается не ясным, какая правовая система будет использоваться в качестве основы для этих решений; есть ли возможность подать апелляцию; кто предоставляет судью и проч.

Но центральное место в спорных частях нового Пакта занимает сокращение квот на убежище. В основном это коснется стран Восточной Европы. Брюссель так и не смог договориться с лидерами Польши, Венгрии и Чехии о едином подходе в вопросе предоставления статуса беженца и равномерном распределении попадающей под нее граждан по странам Союза. Таким образом, говорить об эффективности изменений в миграционном законодательстве ЕС пока рано.

Неиспользованный ресурс

Однако именно мигранты, находящиеся в ожидании получения статуса беженцев, могут стать для экономики Европы спасением. Пандемия повлияла на занятость и интеграцию вновь прибывающих беженцев, закрытие территорий и меры социального дистанцирования повлияли на административные процедуры получения разрешений на проживание и работу, изучение языка. В то же время количество заявлений о предоставлении убежища в первом квартале 2020 года осталось на уровне аналогичного периода 2019 года и с тех пор значительно снизилось5. В апреле 2020 года общее количество заявлений о предоставлении международной защиты, поданных в государствах-членах ЕС, резко упало, продолжая снижение, начавшееся в марте. Причина – все те же чрезвычайные меры, введенные государствами-членами ЕС, включая приостановку регистрации заявок.

Несмотря на то, что в последние годы Европейский Союз вел политику, направленную на повышение квалификации мигрантов и привлечение квалифицированных рабочих извне, эти программы не распространялись на сотни тысяч мигрантов, ожидающих документы во временных лагерях. Упрощение бюрократических процедур и выстраивание новых схем социальной адаптации беженцев, находящихся уже на территории Союза, смогли бы закрыть наиболее нуждающиеся в рабочей силе сферы экономики. Однако для Брюсселя это по-прежнему остается неиспользованным ресурсом.

Выводы

Ориентируясь на опыт других западных стран, преимущественно США, еврокомиссары часто упускают из виду бОльшую диверсификацию и сегрегацию миграционных потоков из-за геополитического положения, транзитный характер мигрантов, а также недостатков в миграционном законодательстве. Примером успешной миграционной политики (по крайне мере в самом ее начале, в 2015-16 гг.) может считаться Германия, которая, приняла более миллиона различных категорий беженцев из Турции, Ближнего Востока, Северной Африки и Азии, сумев закрыть демографическую яму, а также заполнить рабочей силой нуждающиеся секторы экономики. Возможно, другим странам ЕС следует ориентироваться на успешный опыт своего соседа, а не заокеанских друзей. Чтобы избежать очередного кризиса, Европе вновь пора стать открытой. И не только для туристов и высококвалифицированных кадров.


[1] https://www.infomigrants.net/en/post/31992/over-10-000-migrant-arrivals-in-italy-in-2021

[2] https://ec.europa.eu/home-affairs/what-we-do/policies/new-pact-on-migration-and-asylum_en

[3] https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2021/05/17/legal-migration-council-presidency-and-european-parliament-reach-provisional-agreement-on-scheme-to-attract-highly-qualified-workers/

[4] https://knowledge4policy.ec.europa.eu/publication/immigrant-key-workers-their-contribution-europes-covid-19-response_en

[5] https://migrationdataportal.org/regional-data-overview/europe#covid-19

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся