Принцип соразмерности
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Эту неделю нижняя палата российского Парламента обсуждает ответственность граждан РФ за неуведомление, сокрытие информации о гражданстве иных государств. Независимо от самой идеи и качества данного законопроекта, сегодня представляется возможным несколько сценариев развития событий: первый – законопроект не проходит второго чтения и вопрос снимается с рассмотрения; второй – законопроект становится законом в авторской редакции с незначительными изменениями и дополнениями, озвученными депутатами от партии Единая Россия, Справедливая России 14 апреля 2014, как следствием появляется новая ст. 330.2УК РФ (Неисполнение обязанности по уведомлению о наличии гражданства (подданства) иностранного государства); и третий вариант – в правовое поле вводится норма об уведомительном/заявительном характере предоставления информации о двойном/мульти гражданстве для граждан РФ.
Сегодня видится невозможность претворения в жизнь первого и третьего варианта развития событий, так как идея подобного законопроекта была озвучена Президентом РФ В. Путиным на встрече с членами Федерального Совета 27 марта 2014 года, и уже два дня спустя – 29 марта 2014, депутат Луговой, партия ЛДПР, на свой официальной странице выступил с инициативой подобного акта. Срочность и оперативность в подготовке данной инициативы говорит о том, что депутат Луговой согласен с Президентом страны, что «стране [Российской Федерации] необходимо знать кто из ее граждан является гражданином другого государства»..., а равно с тем, что установление «уголовной ответственности... в виде обязательных работ»... является «серьёзный стимулом» и отличается «обоснованным» подходом в данном вопросе. http://president-sovet.ru/news/5793/
Здесь важно напомнить российским парламентариям и правоприменителям, что в российском праве установлен принцип соразмерности, выражающийся в требованиях справедливости и установление публично-правовой ответственности за действия в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба (Постановление Конституционного Суда от 12.05.1998 № 14-П, Постановление Конституционного Суда от 30.07.2001 № 13-П, определение от 14.12.2000 № 244- О). Каким образом предоставление или непредоставление информации о двойном/мульти гражданстве граждан РФ наносит вред и ущерб общественному, правовому, политическому устройству страны, ее гражданам и обществу в целом, российской общественности необходимо объяснить до введения данной нормы и одобрения данной законодательной инициативы.
Несомненно, уведомление уполномоченных органов о наличии/отсутствии двойного и/или мульти гражданства, а равно вида на жительства, является общепринятой практикой многих государств. При этом, ни одна из стран, допускающая возможность двойного и/или мульти гражданства для граждан своей страны, не устанавливает подобной драконовской ответственности за ее неисполнение.
Например, в Германии, допускающей наличие второго гражданства для граждан Европейского Союза, Швейцарии, сокрытие факта наличия гражданства другой страны, к примеру у гражданина Турции, России и/или иной третьей страны, приведет к потере немецкого паспорта (Решение Конституционного суда ФРГ - BVerfG, 2 BvR 1339/06 vom 8.12.2006). Конечно, если у России тоже есть сомнения в лояльности ее граждан, то необходимо четко установить запрет на двойное/мульти гражданство путем изменения ст. 6-2 Закона о гражданстве (Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации), а далее можно ввести и автоматическое аннулирование гражданства по примеру Германии, Сингапура, Малайзии и ряда других стран.