Миграционная мозаика

Украина - Россия: "игры" в миграционном поле

3 Июня 2014
Распечатать

Россия и Украина всегда были стратегическими партнерами в регулировании миграционных потоков. Согласно данным ООН на постсоветском пространстве есть три доминантных миграционных коридора - Россия-Украина (3,5 млн мигрантов), Украина-Россия (2,9 млн. мигрантов), Казахстан-Россия (2,5 млн. мигрантов).[1] По данным главы ФМС, в 2013 году Россию посетили 3,3 млн граждан Украины, из которых 2,9 млн были трудовые мигранты, заработавшие в России 30 млрд долл. США.[2]

Изменение политического и/или экономического поля любой из стран ведет к качественным и количественным изменениям миграционных  коридоров. Такие изменения особенно заметны, когда они проводятся целенаправленно. События в Украине способствовали серьезному изменению миграционного поля как в России, так и в Украине, что затронуло следующие области миграционного регулирования.

  1. Вопросы гражданства. Обе страны – Россия и Украина – выступили с инициативами предоставления упрощенного гражданства.

20.4.2014 были внесены изменения в Закон о гражданстве РФ, установившие приобретение гражданства в упрощенном порядке для «носителей русского языка».[3] Действие норм данного Закона рассчитано и на граждан Украины. При этом, закон Украины «О гражданстве» устанавливает порядок выхода из гражданства Украины только путем подачи ходатайства на имя президента Украины (ст. 18-1 Закона). Все иные случаи выхода из гражданства Украины оговорены ст. 19 Закона. Единственным путем урегулирования «раздачи паспортов» РФ может стать ст. 19-1 Закона Украины, устанавливающая добровольный порядок приобретения гражданства другого государства как основание для автоматического аннулирования гражданства Украины: «Добровольным приобретением гражданства другого государства считаются все случаи, если гражданин Украины для приобретения гражданства другого государства должен был обращаться с заявлением или ходатайством о таком обретении соответственно порядку, установленного национальным законодательством государства, гражданство которой приобретено».[4]

28.3.2013 года представитель президента РФ в ЦФО Николай Овсиенко заявил, что за первый квартал 2014 года более 2 тысяч граждан Украины обратились с заявлением о предоставлении им гражданства России (+30% по сравнению с 2013 годом).[5] Вопрос о том, вышли ли граждане Украины, подающие на гражданство России в упрощенном порядке из гражданства Украины согласно требованиям Закона Украины– остается открытым.

В марте 2014 года народные депутаты Парламента Украины Владимир Полочанинов, Борис Тарасюк, Партия Родина,  и Ирина Геращенко, Партия Удар, зарегистрировали в Верховной Раде законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О гражданстве Украины». Законопроектом предусматривается введение ст. 9-1: «на время временной оккупации Российской Федерацией Автономной Республики Крым и города Севастополь, граждане Российской Федерации, которые не признают оккупации Крыма и города Севастополь и выходят из гражданства Российской Федерации, имеют право на упрощенный порядок принятия в гражданство Украины».[6] Упрощенный порядок вступления в гражданства не требует для граждан России знания украинского языка и соблюдения установленного ценза (5 лет) на проживание в стране.

  1. Гуманитарная миграция.

Информация неоднозначна и существенно отличается по смыслу в зависимости от источника ее происхождения. Украинские официальные лица отрицают потоки беженцев с Украины в Россию, представители российских уполномоченных структур убеждают в обратном. По данным главы ФМС РФ, в первом квартале 2014 года граждане Украины являются лидерами в подаче на убежище на территории РФ, опережая граждан Сирии и Афганистана.[7] Российские СМИ утверждают о возросшем потоке беженцев из Украины в России: в феврале 2014 года миграционные потоки с Украины возросли в Ростовскую область на 53%, в Курскую — на 71%.[8] При этом, за период с 2008 по 2013 год с заявление на убежище в России обратился лишь 1 гражданин Украины.[9]

Кампанию по поддержке потоков гуманитарной миграции с Украины в Россию осуществляют и депутаты Парламента РФ. Евгений Федоров, Партия Единая Россия, выступил с законопроектом о предоставлении статуса беженца на территории России гражданам Украины в упрощенном порядке. Законопроект будет рассмотрен в июне 2014 года,[10] хотя уже сегодня есть положительное заключение уполномоченного Комитета.

С аналогичной инициативой 13.5.2014 выступили депутаты Верховной рады Украины, предложив внести изменения в Закон Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите».[11] Закон устанавливает специальную форму защиты, предоставляемую иностранцам и лицам без гражданства на территории Украины в индивидуальном порядке, если указанные лица не могут или не желают вернуться в страну гражданской принадлежности или страну прежнего постоянного проживания вследствие обстоятельств,  оговоренных в ст. 1-13,14 Закона (в результате внешней агрессии, иностранной оккупации, гражданской войны, столкновений на этнической основе, природных или техногенных катастроф или других событий, нарушающих общественный порядок в определенной части или на всей территории страны происхождения). Закон вступил в силу 30.5.2014.

  1. Свобода передвижения. Согласно «Соглашению между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о безвизовых поездках граждан Украины и Российской Федерации» от 16.1.1997 года; «О порядке въезда в Украину граждан государств - участниц Содружества Независимых Государств» от 6.5.2001 года граждане Украины и РФ в течение 90 из 180 дней могут находится на территории стран- участниц Соглашения безвизово.

Однако в силу событий в Украине, пограничная служба Украины 18.4.2014 ввела ограничение на въезд в страну граждан РФ мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет в целях «предотвращения террористических операций» и «волнений на территории страны».[12] Запрет не отменен до сих пор.

 

Суммируя вышесказанное, важно отметить, что подобные «игры» и недопонимание ведут обе страны к серьезным трудностям в миграционном поле.

  1. Ограничение свободы передвижения серьезно подрывает установленные сторонами  международные договоренности, снижая ценность подобных соглашений и ограничивая мобильность населения.
  2. Правовые казусы российско-украинского законодательства о гражданстве создают категорию лиц, рассматриваемых Украиной и Россией исключительно как граждан своей страны, что в будущем может поднять вопросы о порядке налогообложения, выплаты социальных пособий и пенсий.
  3. Попытки внесения изменений в правовое поле как России, так и Украины, свидетельствуют о непонимании депутатами Парламентов обоих государств важности стабильности норм миграционного законодательства. Восприятие институтов «убежища», «гражданства» как инструментов политической «игры» серьезно подрывает их значимость.

Оригинал текста находится на сайте института миграционной политики

 


[1] International Migration Report, http://www.un.org/en/development/desa/population/publications/ migration/migration-report-2013.shtml (last access on June 1, 2014).

[2] ФМС: Заработок украинских мигрантов в России мог бы поднять экономику Украины, http://www.vz.ru/news/2014/3/16/677368.html (last access on April 16, 2014).

[3] Федеральный закон от 20.04.2014 N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161941/#p23

[4] Закон Украiни «Про громадянство України», Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2001, N 13, ст.65,  http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/2235-14 (last access on June 2, 2014).

[5] http://ria.ru/world/20140328/1001408246.html (last access on June 2, 2014).

[7] http://www.rg.ru/2014/03/17/romodanovskij.html  (last access on June 1, 2014).

[10] Законопроект № 533808-6 О внесении изменений в Федеральный закон «О беженцах» (о признании беженцами в специальном упрощенном порядке, принимаемом Федеральной миграционной службой, граждан Украины, покинувшими её вследствие угрозы их жизни в результате современной ситуации в этой стране), http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=533808-6&02 (last access on June 4, 2014).

[11] Закон України «Про біженців та осіб, які потребують додаткового або тимчасового захисту», http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T141251.html

 

Поделиться статьей

Текущий опрос

Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов

Прошедший опрос

  1. Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?
    Реакция на коронавирус гипертрофирована и представляется более опасной, чем сам вирус  
     369 (43%)
    В мире всё ещё недооценивается угроза вируса — этим и объясняется пандемический характер распространения заболевания  
     277 (32%)
    Реакция на коронавирус адекватна угрозе, представляемой пандемией COVID-19  
     211 (25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся