Северные страны

Результаты расследования прошлогодней аварии "Геркулеса" ВВС Норвегии

28 октября 2013
Распечатать

В Арктике с каждым годом становится все жарче. Нет, речь идет не о глобальном потеплении, а о столкновении интересов самых разных государств в этой части земного шара. Эксперты МГИМО и других уважаемых организаций прогнозируют: столкновение России с НАТО может начаться именно здесь, среди торосов и белых медведей.

 

В марте 2012 года на севере Швеции разбился самолет норвежских ВВС; авария унесла с собой пять человеческих жизней. Получивший имя "Сив" самолет Hercules C-130 производства США был самой новой машиной так называемого «нового флота «Геркулесов», сменившего старых «рабочих лошадок», переставших совершать боевые вылеты в конце 2008 года после почти что сорока лет службы. Четыре машины «нового флота» прибыли  на аэродром Гардемон в период с 2008 по 2010 гг. "Геркулес" эскадрона № 335 принимал участие в ежегодных учениях сил НАТО "Cold Response", проходивших на территории Норвегии и Швеции. Участники "Cold Response" (члены НАТО и "сочувствующие" им страны) фактически учатся вести боевые действия в условиях, максимально приближенных к российскому Крайнему Северу.


Самолет Hercules C-130. Фото: forsvaret.no

 


Среди пятерых погибших членов экипажа "Сив" - одна женщина. Фото: vg.no


Этому событию я посвятил аналитическую статью, озаглавленную "Члены экипажа самолёта "Геркулес" - первые жертвы "борьбы за Арктику".


22 октября 2013 года на официальном сайте норвежского министерства обороны появился отчет рабочей группы, занимающейся расследованием так называемого "Инцидента на Кебнекайсе" (Kebnekajse-Olyken).




Следовавший из норвежского Эвенеса в шведскую Кируну самолет разбился о склон горы Кебнекайсе. Фото: svt.se



Напоминаю что сразу после катастрофы представитель норвежского оборонного ведомства Тронд Сэльна (Trond Sølna) сообщил журналистам, что не считает причиной аварии техническую ошибку и сослался на плохую погоду.



Выводы изучившей "черный ящик" комиссии не подтвердили предположений Сэльна. По мнению экспертов, главной причиной аварии стал ряд нарушений правил безопасности, а также тот самый, печально известный "человеческий фактор". Под руководством диспетчера аэропорта Кируны самолет снизился до той высоты, на которой он оказался за пределами воздушного пространства, контролируемого Шведским управлением гражданской авиации (Luftfartsverkets). На этой высоте он оказался слишком близко к горе Кебнекайсе, в результате чего "Геркулес" разбился о горный склон. Экспертная комиссия считает что диспетчер из Кируны во-первых, находился в диспечерской башне в одиночку, а во-вторых, обладал недостаточным опытом - особенно когда дело касалось принятия рейсов с западного направления ("Сив" летел с этой стороны). Кроме того в той области, где находился самолет, отсутствовало радарное наблюдение, что не позволяло наземным службам полноценно "вести" "Геркулес" к аэродрому.




На поиски пропавшего самолета в марте 2012 г. было брошено множество техники. Фото: rb.no


Отчет завершается выводом о том, что на сегодняшний день норвежские Военно-воздушные силы (Luftforsvaret) не имеют возможности обеспечить безопасные полеты своих самолетов на предельно низкой высоте. Комиссия также обратила внимание недостатки в правил, касающихся планирования и подготовки полетного задания. Кроме того, предназначенная предупредить столкновение система обнаружения TAWS, которой был оборудован самолет, просто-напросто "не заметила" склона горы Кебнекайсе. Причиной этого стал тот факт, что хотя система и работала в штатном режиме, в распоряжении TAWS не было никаких картографических данных по местности, с которыми она могла бы соотнести координаты воздушного судна.




Аэропорт Кируна. Фото: panoramio.com



Руководитель оперативного штаба норвежского министерства обороны генерал-лейтенант Мортен Хага Лунде (Morten Haga Lunde) на пресс-конференции в прошлый вторник прокомментировал выводы рабочей группы, заявив что все операции норвежских ВВС в любом случае носят долю риска. Лунде пообещал уделить особое место безопасности военных операций.




Финн Кристиан Ханнестад. Фото: forsvaret.no


Генеральный испектор норвежских ВВС Финн Кристиан Ханнестад (Finn Kristian Hannestad) также прокомментировал выводы комиссии, сказав: - Отчет отмечает слабые места и недостатки в процедурах, принятых норвежскими ВВС -


Авария самолета "Сив" показала, что несмотря на привычку "поигрывать мускулами", Норвегия (кстати - страна-основатель НАТО) пока еще не может быть уверена в своей боеспособности в Арктике на все 100%. И это  - хорошая новость.

 

Впервые опубликовано: NORRSIDA / Северная Сторона

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся